Взносы в фонды 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы в фонды 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы Фонда несостоятельными, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 были продлены сроки представления расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 г. Суд отметил, что срок предоставления сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах за этот период также был продлен до 15.05.2020.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы Фонда несостоятельными, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 были продлены сроки представления расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 г. Суд отметил, что срок предоставления сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах за этот период также был продлен до 15.05.2020.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ провело выездную проверку правильности исчисления страховых взносов за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по результатам которой в июне 2023 года вынесено решение, которым страхователь привлечен к ответственности, ему доначислены страховые взносы, а также начислены пени за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Общество оспорило начисление пеней, сославшись на действие моратория на возбуждение дел о банкротстве. Суд отметил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в совокупности с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с 01.04.2022 на шесть месяцев прекращается начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория. Поскольку требования, на которые начислены санкции (пени), возникли до введения моратория, так как проверка проводилась Фондом за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, суд признал неправомерным начисление пеней за период действия моратория - с 01.04.2022 по 01.10.2022.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ провело выездную проверку правильности исчисления страховых взносов за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по результатам которой в июне 2023 года вынесено решение, которым страхователь привлечен к ответственности, ему доначислены страховые взносы, а также начислены пени за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Общество оспорило начисление пеней, сославшись на действие моратория на возбуждение дел о банкротстве. Суд отметил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в совокупности с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с 01.04.2022 на шесть месяцев прекращается начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория. Поскольку требования, на которые начислены санкции (пени), возникли до введения моратория, так как проверка проводилась Фондом за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, суд признал неправомерным начисление пеней за период действия моратория - с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, включаются. СГОЗ - это общий объем финансового обеспечения для проведения закупок по Закону N 44-ФЗ, утвержденный на соответствующий год (в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в нем). Гражданско-правовой договор с физлицом является закупкой, поэтому объем его финансирования (в том числе налоги и взносы в фонды) подлежит включению в СГОЗ (Письмо Минфина России от 23.01.2020 N 24-01-06/3868).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, включаются. СГОЗ - это общий объем финансового обеспечения для проведения закупок по Закону N 44-ФЗ, утвержденный на соответствующий год (в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в нем). Гражданско-правовой договор с физлицом является закупкой, поэтому объем его финансирования (в том числе налоги и взносы в фонды) подлежит включению в СГОЗ (Письмо Минфина России от 23.01.2020 N 24-01-06/3868).
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)- обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, размер которых составляет в 2020 и 2021 гг. 40 874 руб., кроме этого, будет уплачиваться 1% от вмененного дохода, превышающего сумму 300 000 руб.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)- обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, размер которых составляет в 2020 и 2021 гг. 40 874 руб., кроме этого, будет уплачиваться 1% от вмененного дохода, превышающего сумму 300 000 руб.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)7) физические лица из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя.
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)7) физические лица из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя.
Приказ Минтруда России от 31.05.2017 N 462н
(ред. от 20.06.2023)
"Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2017 N 48356)е) физические лица из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22 декабря 2020 г., N 0001202012220001) (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), в целях уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за себя.
(ред. от 20.06.2023)
"Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2017 N 48356)е) физические лица из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22 декабря 2020 г., N 0001202012220001) (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), в целях уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за себя.
Статья: Переход работника из одного обособленного подразделения в другое
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Например, в случае перевода работника в течение налогового периода из одного обособленного подразделения организации в другое налоговый агент вправе предоставить социальный вычет до окончания налогового периода по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение в отношении сумм, которые он удержал из выплат в пользу работника и перечислил в качестве пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственный пенсионный фонд (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-04-06/105666).
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Например, в случае перевода работника в течение налогового периода из одного обособленного подразделения организации в другое налоговый агент вправе предоставить социальный вычет до окончания налогового периода по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение в отношении сумм, которые он удержал из выплат в пользу работника и перечислил в качестве пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственный пенсионный фонд (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-04-06/105666).
Статья: Характеристика криминогенной ситуации в налоговой сфере
(Ларичев В.Д., Милякина Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Структура массива выявленных в 2022 г. налоговых преступлений выглядит следующим образом: ст. 198 УК РФ - 3,3%, ст. 199 УК РФ - 24,7%, ст. 199.1 УК РФ - 0,1%, ст. 199.2 УК РФ - 11,3%. Преступлений, предусмотренных новой ст. 199.3 УК РФ "Уклонение страхователя - физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд" <5>, не выявлялось с момента ее появления. Единичный факт совершения преступления, предусмотренного ст. 199.4 УК РФ "Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд", был выявлен в 2020 г.
(Ларичев В.Д., Милякина Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Структура массива выявленных в 2022 г. налоговых преступлений выглядит следующим образом: ст. 198 УК РФ - 3,3%, ст. 199 УК РФ - 24,7%, ст. 199.1 УК РФ - 0,1%, ст. 199.2 УК РФ - 11,3%. Преступлений, предусмотренных новой ст. 199.3 УК РФ "Уклонение страхователя - физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд" <5>, не выявлялось с момента ее появления. Единичный факт совершения преступления, предусмотренного ст. 199.4 УК РФ "Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд", был выявлен в 2020 г.
Статья: Подходы к определению момента возникновения и круга субъектов права собственности на жилое помещение, создаваемое либо приобретаемое по договору с использованием средств материнского капитала: в теории и на практике
(Челноков Ю.Г.)
("Закон", 2021, N 1)До 12 марта 2020 г. <24> при перечислении таких средств Пенсионный фонд как учредитель траста истребовал у реестрового собственника жилого помещения (будь то лицо, получившее сертификат, или его супруг) своеобразную "трастовую декларацию" - обязательство держать титул на имя бенефициаров, а в будущем прекратить траст, оформив приобретенное с использованием средств материнского капитала жилое помещение в общую с бенефициарами собственность, определив доли по соглашению с ними же. После 12 марта 2020 г. Пенсионный фонд уже определяет (по сути, навязывает) условия траста (заранее определенные в законе и подзаконном акте, как в случае со statutory trust) и передает "доверительному собственнику" первоначальное имущество траста (бюджетные денежные средства), т.е. делает все то, чем обычно при создании траста занимается его учредитель.
(Челноков Ю.Г.)
("Закон", 2021, N 1)До 12 марта 2020 г. <24> при перечислении таких средств Пенсионный фонд как учредитель траста истребовал у реестрового собственника жилого помещения (будь то лицо, получившее сертификат, или его супруг) своеобразную "трастовую декларацию" - обязательство держать титул на имя бенефициаров, а в будущем прекратить траст, оформив приобретенное с использованием средств материнского капитала жилое помещение в общую с бенефициарами собственность, определив доли по соглашению с ними же. После 12 марта 2020 г. Пенсионный фонд уже определяет (по сути, навязывает) условия траста (заранее определенные в законе и подзаконном акте, как в случае со statutory trust) и передает "доверительному собственнику" первоначальное имущество траста (бюджетные денежные средства), т.е. делает все то, чем обычно при создании траста занимается его учредитель.
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<29> Бобошко Д.Ю. Особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда // Аудитор. 2020. N 9. С. 42 - 49.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<29> Бобошко Д.Ю. Особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда // Аудитор. 2020. N 9. С. 42 - 49.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<405> В частности, решение о преобразовании юридического лица в форме фонда в ППК "Фонд" принято в форме Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1231 "О публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в 2017 г., а имущественный взнос Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов внесен на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2018 N 1675 "Об утверждении Правил предоставления в 2019 - 2020 годах из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов" (утратило силу).
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<405> В частности, решение о преобразовании юридического лица в форме фонда в ППК "Фонд" принято в форме Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1231 "О публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в 2017 г., а имущественный взнос Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов внесен на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2018 N 1675 "Об утверждении Правил предоставления в 2019 - 2020 годах из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов" (утратило силу).
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<2> Бобошко Д.Ю. Особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда // Аудитор. 2020. N 9. С. 42 - 49.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<2> Бобошко Д.Ю. Особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда // Аудитор. 2020. N 9. С. 42 - 49.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)7) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого). Федеральным законом от 27 октября 2020 г. N 350-ФЗ подп. "к" п. 1 комментируемой статьи с 26 апреля 2021 г. излагается в новой редакции, в ней говорится о размере уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) коммерческой организации, без отсылки к учредительным документам.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)7) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого). Федеральным законом от 27 октября 2020 г. N 350-ФЗ подп. "к" п. 1 комментируемой статьи с 26 апреля 2021 г. излагается в новой редакции, в ней говорится о размере уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) коммерческой организации, без отсылки к учредительным документам.
Статья: Размер взносов на травматизм. Когда судьи не согласятся с решением СФР?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)В деле, рассмотренном АС Московского округа, компания также не успела в установленный срок направить в СФР данные, подтверждающие ОВЭД. В свою очередь, Фонд определил для предприятия на 2020 год тариф взносов по травме в размере 2,5%. СФР использовал наивысший (19-й) класс профриска, соответствующий одному из видов деятельности, заявленному фирмой в ЕГРЮЛ.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)В деле, рассмотренном АС Московского округа, компания также не успела в установленный срок направить в СФР данные, подтверждающие ОВЭД. В свою очередь, Фонд определил для предприятия на 2020 год тариф взносов по травме в размере 2,5%. СФР использовал наивысший (19-й) класс профриска, соответствующий одному из видов деятельности, заявленному фирмой в ЕГРЮЛ.
Вопрос: Должна ли организация начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты кабельщику-спайщику, занятому на вредных работах менее 80% от общего рабочего времени, если спецоценка в организации не была проведена в связи с тяжелым финансовым положением? И если должна, то по какому тарифу?
(Консультация эксперта, 2023)Согласно судебной практике с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ), в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2020 N 310-ЭС20-690 по делу N А48-9807/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2021 N Ф07-288/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2021 N 307-ЭС21-13447 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
(Консультация эксперта, 2023)Согласно судебной практике с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ), в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2020 N 310-ЭС20-690 по делу N А48-9807/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2021 N Ф07-288/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2021 N 307-ЭС21-13447 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществе- расшифровки начисляемых и уплачиваемых налогов в бюджеты различных уровней и отчислений во внебюджетные фонды за период с 13.04.2006 по 31.12.2020;