Взносы фсс самозанятый
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы фсс самозанятый (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, они могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <27>), в этом случае у них будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <28>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <29>, поскольку самозанятые не поименованы в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <30> в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <31>. Таким образом, остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <32>.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, они могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <27>), в этом случае у них будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <28>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <29>, поскольку самозанятые не поименованы в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <30> в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <31>. Таким образом, остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <32>.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Пособие по временной нетрудоспособности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)О выплате органами ФСС РФ пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей, см. Письмо ФСС РФ от 07.03.2012 N 15-07-11/12-2451;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)О выплате органами ФСС РФ пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей, см. Письмо ФСС РФ от 07.03.2012 N 15-07-11/12-2451;
Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 N 1676-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дмитриевой Юлии Григорьевны на нарушение ее конституционных прав частью 2.1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить справедливое распределение средств Фонда социального страхования Российской Федерации, позволяющее самозанятым гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, получать пособие по беременности и родам в размере, сопоставимом с суммами уплачиваемых ими страховых взносов в данный Фонд (и учитывает размер подлежащей обложению страховыми взносами части совокупного заработка (дохода) женщины, имеющей статус индивидуального предпринимателя), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права на государственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и противоречащее конституционному принципу равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, что устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим пособий по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости, юридического равенства, сбалансированности прав и обязанностей (статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации) и этим обусловлена недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств (Постановления от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дмитриевой Юлии Григорьевны на нарушение ее конституционных прав частью 2.1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить справедливое распределение средств Фонда социального страхования Российской Федерации, позволяющее самозанятым гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, получать пособие по беременности и родам в размере, сопоставимом с суммами уплачиваемых ими страховых взносов в данный Фонд (и учитывает размер подлежащей обложению страховыми взносами части совокупного заработка (дохода) женщины, имеющей статус индивидуального предпринимателя), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права на государственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и противоречащее конституционному принципу равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, что устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим пособий по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости, юридического равенства, сбалансированности прав и обязанностей (статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации) и этим обусловлена недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств (Постановления от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П).
Статья: Проблемы обоснования в рамках проведения налоговых проверок сотрудничества налогоплательщика с самозанятым лицом
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<*> Кроме ИП, перешедших на уплату НПД (самозанятость) или на АУСН.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<*> Кроме ИП, перешедших на уплату НПД (самозанятость) или на АУСН.
Вопрос: Об уплате самозанятым, не зарегистрированным в качестве ИП, добровольных страховых взносов в целях получения пособия по беременности и родам.
(Письмо СФР от 22.03.2024 N 19-02/52957л)На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации самозанятые граждане не подлежат регистрации в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающих за себя страховые взносы.
(Письмо СФР от 22.03.2024 N 19-02/52957л)На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации самозанятые граждане не подлежат регистрации в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающих за себя страховые взносы.
Статья: Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<11> Письмо Фонда пенсионного и социального страхования от 22 марта 2024 г. N 19-02/52957л "Об уплате самозанятыми, не зарегистрированными в качестве ИП, добровольных страховых взносов в целях получения пособия по беременности и родам" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<11> Письмо Фонда пенсионного и социального страхования от 22 марта 2024 г. N 19-02/52957л "Об уплате самозанятыми, не зарегистрированными в качестве ИП, добровольных страховых взносов в целях получения пособия по беременности и родам" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Взносы в социальные фонды: политико-правовые аспекты реформ
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<1> Михайлова Ю.В., Обухова О.В., Гажева А.В. Зарубежный и отечественный опыт формирования фондов социального страхования // Менеджер здравоохранения. 2013. N 5. С. 54 - 61.
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<1> Михайлова Ю.В., Обухова О.В., Гажева А.В. Зарубежный и отечественный опыт формирования фондов социального страхования // Менеджер здравоохранения. 2013. N 5. С. 54 - 61.
Статья: Пенсия самозанятого
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)В страховой стаж в целях установления страховой пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)В страховой стаж в целях установления страховой пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Вопрос: Возможны ли негативные последствия для организации, если она расторгнет трудовые договоры с некоторыми работниками и заключит гражданско-правовые договоры с ними как с самозанятыми гражданами, применяющими НПД?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, если территориальный Фонд пенсионного и социального страхования РФ выявит у гражданско-правового договора признаки трудового, то организация может быть оштрафована, могут быть начислены пени, а также выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на травматизм (ст. ст. 20.1, 26.6, 26.11, 26.29 Закона N 125-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, если территориальный Фонд пенсионного и социального страхования РФ выявит у гражданско-правового договора признаки трудового, то организация может быть оштрафована, могут быть начислены пени, а также выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на травматизм (ст. ст. 20.1, 26.6, 26.11, 26.29 Закона N 125-ФЗ).
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал и риски
(Солодимова Т.Ю., Иванова О.Е.)
("Финансы", 2024, N 6)Что касается самозанятых, то им следует, прежде всего для себя, решить, с какой целью они стали плательщиками НПД: чтобы работать по найму (им предложили сначала зарегистрироваться в качестве самозанятых) или самостоятельно осуществлять свою деятельность, направленную на получение прибыли. И если плательщик вынужденно стал самозанятым, то ему необходимо понимать, что никаких отчислений в фонд пенсионного и социального страхования со стороны дающего работу не будет, впрочем, как оплаты и отпусков и больничных.
(Солодимова Т.Ю., Иванова О.Е.)
("Финансы", 2024, N 6)Что касается самозанятых, то им следует, прежде всего для себя, решить, с какой целью они стали плательщиками НПД: чтобы работать по найму (им предложили сначала зарегистрироваться в качестве самозанятых) или самостоятельно осуществлять свою деятельность, направленную на получение прибыли. И если плательщик вынужденно стал самозанятым, то ему необходимо понимать, что никаких отчислений в фонд пенсионного и социального страхования со стороны дающего работу не будет, впрочем, как оплаты и отпусков и больничных.
Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В Определении 2003 г. <21> КС РФ указывает не на эквивалентность, а на связь между плательщиком страховых взносов и потенциальными благами, которые может получить этот плательщик. Дело касалось налоговой ответственности адвокатов и получаемых ими социальных пособий. Действовавшее на тот период времени налоговое законодательство устанавливало налоговую обязанность адвокатов как самозанятых лиц, в том числе обязанность по уплате единого социального налога, заменявшего страховые взносы в 2002 - 2010 гг. Адвокаты вправе были уплачивать налог на страхование от временной нетрудоспособности на добровольной основе. Однако фактических социальных выплат они получить не могли. Указав, что такое разобщение между плательщиком и выплатами является нарушением нормативной правовой базы, КС РФ заявил, что освобождение самозанятых граждан от уплаты страховых взносов и предоставление им при этом обеспечения по обязательному социальному страхованию, в частности выплата пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, означали бы переложение бремени участия в образовании средств указанного Фонда, расходуемых на эти цели, на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости, а также требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В Определении 2003 г. <21> КС РФ указывает не на эквивалентность, а на связь между плательщиком страховых взносов и потенциальными благами, которые может получить этот плательщик. Дело касалось налоговой ответственности адвокатов и получаемых ими социальных пособий. Действовавшее на тот период времени налоговое законодательство устанавливало налоговую обязанность адвокатов как самозанятых лиц, в том числе обязанность по уплате единого социального налога, заменявшего страховые взносы в 2002 - 2010 гг. Адвокаты вправе были уплачивать налог на страхование от временной нетрудоспособности на добровольной основе. Однако фактических социальных выплат они получить не могли. Указав, что такое разобщение между плательщиком и выплатами является нарушением нормативной правовой базы, КС РФ заявил, что освобождение самозанятых граждан от уплаты страховых взносов и предоставление им при этом обеспечения по обязательному социальному страхованию, в частности выплата пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, означали бы переложение бремени участия в образовании средств указанного Фонда, расходуемых на эти цели, на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости, а также требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.