Взносы для пострадавших отраслей
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы для пострадавших отраслей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял решения о взыскании страховых взносов и ЕНВД и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Индивидуальный предприниматель оспорил решения. Налогоплательщик указывал, что осуществляемая им деятельность в рамках подкласса 45.3 ОКВЭД относится к одной из отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции". По мнению предпринимателя, он освобожден от исполнения обязанности по уплате ряда налогов, следовательно, недоимок у него не имелось и налоговым органом незаконно вынесены соответствующие решения. Суд отметил, что в перечне указана отрасль деятельности 45.32 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями", а основным видом экономической деятельности налогоплательщика заявлен подкласс 45.3, который предусматривает более широкую сферу деятельности, чем группа 45.32. Суд пришел к выводу, что решения налогового органа являются законными, поскольку отрасль, в которой предприниматель вел деятельность, не относилась к отраслям, приведенным в перечне.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял решения о взыскании страховых взносов и ЕНВД и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Индивидуальный предприниматель оспорил решения. Налогоплательщик указывал, что осуществляемая им деятельность в рамках подкласса 45.3 ОКВЭД относится к одной из отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции". По мнению предпринимателя, он освобожден от исполнения обязанности по уплате ряда налогов, следовательно, недоимок у него не имелось и налоговым органом незаконно вынесены соответствующие решения. Суд отметил, что в перечне указана отрасль деятельности 45.32 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями", а основным видом экономической деятельности налогоплательщика заявлен подкласс 45.3, который предусматривает более широкую сферу деятельности, чем группа 45.32. Суд пришел к выводу, что решения налогового органа являются законными, поскольку отрасль, в которой предприниматель вел деятельность, не относилась к отраслям, приведенным в перечне.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших отраслях экономики, были перенесены сроки уплаты страховых взносов (пп. "б", "в" п. 1, п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, Информация ФНС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших отраслях экономики, были перенесены сроки уплаты страховых взносов (пп. "б", "в" п. 1, п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, Информация ФНС России).
Готовое решение: Получение до 31 декабря 2022 г. включительно отсрочки или рассрочки по уплате налогов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2022)по налогам, авансовым платежам (кроме НДС, акцизов, НДПИ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья) - если основной вид деятельности поименован только в Перечне наиболее пострадавших отраслей, а в Приложении к Правилам его нет. По страховым взносам отсрочку (рассрочку) получить нельзя;
(КонсультантПлюс, 2022)по налогам, авансовым платежам (кроме НДС, акцизов, НДПИ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья) - если основной вид деятельности поименован только в Перечне наиболее пострадавших отраслей, а в Приложении к Правилам его нет. По страховым взносам отсрочку (рассрочку) получить нельзя;
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"б) продление установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;
(ред. от 31.07.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"б) продление установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Большая часть мер адресована лишь предприятиям из списка пострадавших отраслей, которые практически остановили свою деятельность во время пандемии. В то же время во многих государствах меры поддержки распространяются и на крупные предприятия. Этот опыт можно было бы использовать в России, где меры поддержки сводятся преимущественно к снижению взносов и региональных налогов для малого бизнеса, а основная часть МСП может рассчитывать лишь на отсрочки по уплате налогов. Крупные предприятия даже из списка пострадавших отраслей могут получить лишь отсрочки, хотя для этих предприятий последствия оказались не менее тяжелыми. Не предложено также снижения или отмены штрафов и пеней за неуплату налогов. По сути, второй этап поддержки, на котором должны вводиться меры стимулирования экономики, в Российской Федерации не проявлен.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Большая часть мер адресована лишь предприятиям из списка пострадавших отраслей, которые практически остановили свою деятельность во время пандемии. В то же время во многих государствах меры поддержки распространяются и на крупные предприятия. Этот опыт можно было бы использовать в России, где меры поддержки сводятся преимущественно к снижению взносов и региональных налогов для малого бизнеса, а основная часть МСП может рассчитывать лишь на отсрочки по уплате налогов. Крупные предприятия даже из списка пострадавших отраслей могут получить лишь отсрочки, хотя для этих предприятий последствия оказались не менее тяжелыми. Не предложено также снижения или отмены штрафов и пеней за неуплату налогов. По сути, второй этап поддержки, на котором должны вводиться меры стимулирования экономики, в Российской Федерации не проявлен.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)2. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <8> были внесены изменения в НК РФ, устанавливающие для субъектов МСП, включенных в список пострадавших отраслей, "налоговые каникулы": субъекты МСП были освобождены от уплаты налогов, авансовых платежей и страховых взносов за II квартал 2020 г.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)2. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <8> были внесены изменения в НК РФ, устанавливающие для субъектов МСП, включенных в список пострадавших отраслей, "налоговые каникулы": субъекты МСП были освобождены от уплаты налогов, авансовых платежей и страховых взносов за II квартал 2020 г.
Статья: Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- продление срока уплаты налога по УСНО за 2021 год и I квартал 2022 года (авансовый платеж) на шесть месяцев с последующей полугодовой рассрочкой для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики;
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- продление срока уплаты налога по УСНО за 2021 год и I квартал 2022 года (авансовый платеж) на шесть месяцев с последующей полугодовой рассрочкой для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики;
Последние изменения: Перенос сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов Правительством РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно продлены сроки уплаты налогов (авансовых платежей) и страховых взносов для тех организаций и ИП, которые являлись субъектами МСП и относились к пострадавшим отраслям.
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно продлены сроки уплаты налогов (авансовых платежей) и страховых взносов для тех организаций и ИП, которые являлись субъектами МСП и относились к пострадавшим отраслям.
Статья: Налоговые пени в период моратория на банкротство
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 9)- с 06.04.2020 по 07.01.2021 - он распространялся в том числе на организации и ИП, у которых код основного вида деятельности был указан в Перечне отраслей, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса <1>;
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 9)- с 06.04.2020 по 07.01.2021 - он распространялся в том числе на организации и ИП, у которых код основного вида деятельности был указан в Перечне отраслей, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса <1>;
Вопрос: О перечне доходов от IT-деятельности в целях применения IT-организацией пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 03-03-06/1/825)Необходимо отметить, что налог на прибыль организаций является важнейшим источником доходов региональных бюджетов, в связи с чем расширение периметра применения пониженной налоговой ставки, предусмотренной для ИТ-организаций, может привести к разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, и поддержки субъектов предпринимательской деятельности, занятых, в частности, в наиболее пострадавших отраслях экономики в условиях санкционного давления и обострения финансово-экономической ситуации в Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 03-03-06/1/825)Необходимо отметить, что налог на прибыль организаций является важнейшим источником доходов региональных бюджетов, в связи с чем расширение периметра применения пониженной налоговой ставки, предусмотренной для ИТ-организаций, может привести к разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, и поддержки субъектов предпринимательской деятельности, занятых, в частности, в наиболее пострадавших отраслях экономики в условиях санкционного давления и обострения финансово-экономической ситуации в Российской Федерации.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 5. По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 5. По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
Вопрос: О дополнении перечня доходов, дающих право на применение IT-организацией пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов, доходами от перевозки грузов.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-03-05/125126)Необходимо также отметить, что налог на прибыль организаций является важнейшим источником доходов региональных бюджетов, в связи с чем расширение периметра применения пониженной налоговой ставки, предусмотренной для ИТ-организаций, может привести к разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, и поддержки субъектов предпринимательской деятельности, занятых, в частности, в наиболее пострадавших отраслях экономики в условиях санкционного давления и обострения финансово-экономической ситуации в Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-03-05/125126)Необходимо также отметить, что налог на прибыль организаций является важнейшим источником доходов региональных бюджетов, в связи с чем расширение периметра применения пониженной налоговой ставки, предусмотренной для ИТ-организаций, может привести к разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, и поддержки субъектов предпринимательской деятельности, занятых, в частности, в наиболее пострадавших отраслях экономики в условиях санкционного давления и обострения финансово-экономической ситуации в Российской Федерации.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. действовала еще одна мера поддержки: для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19, был установлен пониженный размер фиксированного взноса за 2020 г. - 20 318 руб. (п. 1.1 ст. 430 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2020 N 27-18/106601@). Если доход ИП превышал 300 000 руб., то кроме фиксированного платежа надо доплатить 1% с суммы превышения, но не более предельной величины взносов (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-15-05/105993). Максимальный размер страховых взносов на ОПС для таких ИП определялся по общему правилу, установленному пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ для всех остальных индивидуальных предпринимателей в 2020 г., то есть исходя из фиксированной суммы 32 448 руб. (Письма Минфина России от 19.01.2021 N 03-15-05/2387, от 19.11.2020 N 03-15-05/100955).
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. действовала еще одна мера поддержки: для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19, был установлен пониженный размер фиксированного взноса за 2020 г. - 20 318 руб. (п. 1.1 ст. 430 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2020 N 27-18/106601@). Если доход ИП превышал 300 000 руб., то кроме фиксированного платежа надо доплатить 1% с суммы превышения, но не более предельной величины взносов (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-15-05/105993). Максимальный размер страховых взносов на ОПС для таких ИП определялся по общему правилу, установленному пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ для всех остальных индивидуальных предпринимателей в 2020 г., то есть исходя из фиксированной суммы 32 448 руб. (Письма Минфина России от 19.01.2021 N 03-15-05/2387, от 19.11.2020 N 03-15-05/100955).
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.