Взаимозачет по внешнеторговым контрактам
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимозачет по внешнеторговым контрактам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зачет взаимных требований по импортному и экспортному контрактам
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13). Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516.
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13). Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 1 января 2021 г. Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. N 118-ФЗ <238>, в Пояснительной записке к проекту которого наряду с прочим указывалось следующее: в настоящее время в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из отдельных видов внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, в рамках которых оказываются отдельные виды услуг в соответствии с заключенными между ними договорами (контрактами); законопроектом предусматривается расширение перечня случаев, по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России, возможностью проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусматривается оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России, за исключением услуг, по которым в комментируемом Законе предусмотрена такая возможность (п. 4, 5 и 11 ч. 2 комментируемой статьи).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 1 января 2021 г. Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. N 118-ФЗ <238>, в Пояснительной записке к проекту которого наряду с прочим указывалось следующее: в настоящее время в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из отдельных видов внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, в рамках которых оказываются отдельные виды услуг в соответствии с заключенными между ними договорами (контрактами); законопроектом предусматривается расширение перечня случаев, по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России, возможностью проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусматривается оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России, за исключением услуг, по которым в комментируемом Законе предусмотрена такая возможность (п. 4, 5 и 11 ч. 2 комментируемой статьи).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
Статья: Можно ли провести взаимозачет с иностранным партнером?
(Егорова А.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13);
(Егорова А.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13);
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В международной коммерческой практике достаточно широко применяются так называемые бартерные, то есть товарообменные, операции. В одних случаях эти операции совершаются на основании и в рамках договора мены, в других - заключаются два договора купли-продажи (поставки), на основании которых осуществляются встречные поставки товаров, предусмотренных этими договорами. В последнем случае по каждому договору производится оплата поставленного товара либо обязательства по оплате погашаются зачетом встречных однородных требований. В тех случаях, когда товарообменная операция осуществляется на основании одного договора, такой договор будет являться договором (контрактом) мены, который принято называть просто бартером. Порядок контроля за бартерными операциями установлен Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" <1> и другими нормативными правовыми актами. Согласно п. 6 и 7 ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешняя торговля товарами "с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств" <2>. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В международной коммерческой практике достаточно широко применяются так называемые бартерные, то есть товарообменные, операции. В одних случаях эти операции совершаются на основании и в рамках договора мены, в других - заключаются два договора купли-продажи (поставки), на основании которых осуществляются встречные поставки товаров, предусмотренных этими договорами. В последнем случае по каждому договору производится оплата поставленного товара либо обязательства по оплате погашаются зачетом встречных однородных требований. В тех случаях, когда товарообменная операция осуществляется на основании одного договора, такой договор будет являться договором (контрактом) мены, который принято называть просто бартером. Порядок контроля за бартерными операциями установлен Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" <1> и другими нормативными правовыми актами. Согласно п. 6 и 7 ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешняя торговля товарами "с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств" <2>. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
Вопрос: В банке у клиента-резидента состоит на учете договор об экспорте услуг. На зарубежный банковский счет клиента денежные средства зачислены за минусом суммы удержанного НДС. Вправе ли банк принять справку о подтверждающих документах на сумму удержанного НДС или обязан отказать?
(Консультация эксперта, 2025)- получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), на свои счета в зарубежных банках;
(Консультация эксперта, 2025)- получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), на свои счета в зарубежных банках;
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)прекращение обязательств (например, при проведении зачета встречных однородных требований, заключении договора новации, ликвидации должника (кредитора));
(КонсультантПлюс, 2025)прекращение обязательств (например, при проведении зачета встречных однородных требований, заключении договора новации, ликвидации должника (кредитора));
Вопрос: Возможно ли произвести зачет встречных требований в валюте между резидентом и нерезидентом?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Перечень услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516;
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Перечень услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516;