Взаимодействие налоговых органов с полицией
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие налоговых органов с полицией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПорядок взаимодействия налоговых органов и полиции при проведении совместных выездных проверок определен Инструкцией.
Статья: Вопросы взаимодействия подразделений ЭБиПК полиции с контролирующими органами в борьбе с хищениями бюджетных средств при осуществлении госзакупок
(Цепилов А.Е.)
("Российский следователь", 2021, N 6)К правовым прежде всего следует отнести имеющиеся недостатки нормативного регулирования. Так, в ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" закреплена возможность взаимодействия полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Однако в ней нет упоминания о его сроках, порядке и формах. Единственным случаем детализации совместной деятельности является п. 28 ст. 13, который наделяет сотрудников полиции правом "участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации" <9>. На основе этих положений Закона издан совместный Приказ МВД России и ФНС России, который детализирует права и обязанности двух ведомств <10>. Положения данного нормативно-правового акта дублируются в приказах региональных управлений МВД России и ФНС России. Подобным образом регламентируются взаимоотношения между МВД России и иными контролирующими органами <11>. Такое правовое регулирование не предполагает ответственности за невыполнение одной из сторон условий соглашения, что, на наш взгляд, способствует формальному отношению к его практической реализации.
(Цепилов А.Е.)
("Российский следователь", 2021, N 6)К правовым прежде всего следует отнести имеющиеся недостатки нормативного регулирования. Так, в ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" закреплена возможность взаимодействия полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Однако в ней нет упоминания о его сроках, порядке и формах. Единственным случаем детализации совместной деятельности является п. 28 ст. 13, который наделяет сотрудников полиции правом "участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации" <9>. На основе этих положений Закона издан совместный Приказ МВД России и ФНС России, который детализирует права и обязанности двух ведомств <10>. Положения данного нормативно-правового акта дублируются в приказах региональных управлений МВД России и ФНС России. Подобным образом регламентируются взаимоотношения между МВД России и иными контролирующими органами <11>. Такое правовое регулирование не предполагает ответственности за невыполнение одной из сторон условий соглашения, что, на наш взгляд, способствует формальному отношению к его практической реализации.
Нормативные акты
Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009
(ред. от 12.11.2013)
"Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
(вместе с "Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок", "Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения", "Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675)В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации <*> и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <**> и в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений приказываем:
(ред. от 12.11.2013)
"Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
(вместе с "Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок", "Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения", "Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675)В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации <*> и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <**> и в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений приказываем:
Приказ ФСНП РФ от 09.12.2002 N 525
"Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2003 N 4159)15.3. Проводят разъяснительную профилактическую работу среди граждан о недопустимости совершения противоправных действий в отношении сотрудников органов налоговой полиции и работников налоговых органов и воспрепятствования их законной деятельности.
"Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2003 N 4159)15.3. Проводят разъяснительную профилактическую работу среди граждан о недопустимости совершения противоправных действий в отношении сотрудников органов налоговой полиции и работников налоговых органов и воспрепятствования их законной деятельности.
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как взаимодействуют налоговые органы и органы МВД России при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как взаимодействуют налоговые органы и органы МВД России при выявлении признаков налоговых преступлений
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Вместе с тем следует отметить, что соблюдение организациями и физическими лицами положений нормативных правовых актов в налоговой сфере предполагает и активное взаимодействие налоговых органов и органов прокуратуры в различных формах (обмен информацией, возможность совместного участия в судебных спорах, реализация мероприятий по противодействию коррупции <13> и т.д.). "Анализ полномочий отдельных органов власти, - как справедливо пишет А.С. Жутаев, - позволяет говорить о наличии нескольких субъектов, осуществляющих контроль и надзор в сфере налогов и сборов. В частности, к ним относятся, помимо ФНС РФ, полиция, таможенные органы и органы прокуратуры РФ" <14>. Следует также отметить, что развитие современных технологий приведет к сближению информационных баз данных, находящихся в распоряжении фискальных органов и органов прокуратуры, что, несомненно, будет содействовать единству и укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства как цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Вместе с тем следует отметить, что соблюдение организациями и физическими лицами положений нормативных правовых актов в налоговой сфере предполагает и активное взаимодействие налоговых органов и органов прокуратуры в различных формах (обмен информацией, возможность совместного участия в судебных спорах, реализация мероприятий по противодействию коррупции <13> и т.д.). "Анализ полномочий отдельных органов власти, - как справедливо пишет А.С. Жутаев, - позволяет говорить о наличии нескольких субъектов, осуществляющих контроль и надзор в сфере налогов и сборов. В частности, к ним относятся, помимо ФНС РФ, полиция, таможенные органы и органы прокуратуры РФ" <14>. Следует также отметить, что развитие современных технологий приведет к сближению информационных баз данных, находящихся в распоряжении фискальных органов и органов прокуратуры, что, несомненно, будет содействовать единству и укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства как цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовой базой взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям являются также положения п. 1 - 2 ст. 36, ст. 37, п. 3 ст. 82 НК РФ, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", п. 34 ч. 1 ст. 12, п. 28 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции", совместный Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, ФНС России N ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями", совместный Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", совместный Приказ МВД России N 317, ФНС России N ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017 "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовой базой взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям являются также положения п. 1 - 2 ст. 36, ст. 37, п. 3 ст. 82 НК РФ, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", п. 34 ч. 1 ст. 12, п. 28 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции", совместный Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, ФНС России N ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями", совместный Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", совместный Приказ МВД России N 317, ФНС России N ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017 "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу".