Взаимодействие налоговых органов и следственного комитета
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие налоговых органов и следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)При выявлении признаков налоговых преступлений налоговые органы, как правило, взаимодействуют с органами Следственного комитета РФ (СК России), МВД России, прокуратуры РФ и таможенными органами.
(КонсультантПлюс, 2025)При выявлении признаков налоговых преступлений налоговые органы, как правило, взаимодействуют с органами Следственного комитета РФ (СК России), МВД России, прокуратуры РФ и таможенными органами.
Статья: Обзор коммерческих споров, перешедших в уголовную плоскость
(Хужин М.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)Наличие законодательной базы (в частности, статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации), соответствующих механизмов по прекращению уголовных дел (статья 28.1 УПК РФ), автоматизированных систем, интеллектуальных баз данных, совместных приказов по взаимодействию в этой сфере Федеральной налоговой службы, органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) позволяют слаженно и системно взыскивать неуплаченные компаниями налоги. Для индивидуальных предпринимателей в таком случае применяется статья 198 УК РФ.
(Хужин М.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)Наличие законодательной базы (в частности, статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации), соответствующих механизмов по прекращению уголовных дел (статья 28.1 УПК РФ), автоматизированных систем, интеллектуальных баз данных, совместных приказов по взаимодействию в этой сфере Федеральной налоговой службы, органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) позволяют слаженно и системно взыскивать неуплаченные компаниями налоги. Для индивидуальных предпринимателей в таком случае применяется статья 198 УК РФ.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 28.01.2014 N СА-4-14/1215
(ред. от 11.01.2019)
<О направлении Методических рекомендаций по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации>В рамках деятельности трехсторонних рабочих групп с участием территориальных налоговых органов, территориальных органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации необходимо обеспечивать взаимодействие налоговых и следственных органов как при проведении доследственной проверки, так и на стадии предварительного расследования в целях формирования положительной практики вынесения обвинительных приговоров по указанным составам преступлений.
(ред. от 11.01.2019)
<О направлении Методических рекомендаций по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации>В рамках деятельности трехсторонних рабочих групп с участием территориальных налоговых органов, территориальных органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации необходимо обеспечивать взаимодействие налоговых и следственных органов как при проведении доследственной проверки, так и на стадии предварительного расследования в целях формирования положительной практики вынесения обвинительных приговоров по указанным составам преступлений.
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 года N 649-О касалось оспаривания конституционности пункта 1 статьи 93.1 НК РФ об истребовании документов (информации) о налогообязанных лицах. Заявитель считал, что указанная норма не соответствует статье 23, части 1 статьи 24, части 1 статьи 45 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает возможность истребования налоговыми органами без получения судебного решения сведений, составляющих тайну переписки и тайну телефонных переговоров, у других лиц, получивших доступ к таким сведениям на основании решения суда. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что упомянутая заявителем норма НК РФ не регулирует межведомственное взаимодействие органов государственной власти. В ней предусмотрено право налогового органа истребовать у располагающих документами (информацией) о налогоплательщике лиц соответствующие сведения. В связи с этим налоговый орган мог запросить у Следственного комитета Российской Федерации сведения, полученные им ранее на основании судебного постановления. Таким образом, в Определении N 649-О было обращено внимание обязанных лиц на различия в режимах двух типов сведений, которые получают налоговые органы.
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 года N 649-О касалось оспаривания конституционности пункта 1 статьи 93.1 НК РФ об истребовании документов (информации) о налогообязанных лицах. Заявитель считал, что указанная норма не соответствует статье 23, части 1 статьи 24, части 1 статьи 45 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает возможность истребования налоговыми органами без получения судебного решения сведений, составляющих тайну переписки и тайну телефонных переговоров, у других лиц, получивших доступ к таким сведениям на основании решения суда. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что упомянутая заявителем норма НК РФ не регулирует межведомственное взаимодействие органов государственной власти. В ней предусмотрено право налогового органа истребовать у располагающих документами (информацией) о налогоплательщике лиц соответствующие сведения. В связи с этим налоговый орган мог запросить у Следственного комитета Российской Федерации сведения, полученные им ранее на основании судебного постановления. Таким образом, в Определении N 649-О было обращено внимание обязанных лиц на различия в режимах двух типов сведений, которые получают налоговые органы.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Вопросы привлечения к уголовной ответственности могут быть рассмотрены правоохранительными органами в рамках взаимодействия с налоговыми органами как в ходе проведения выездных налоговых проверок, так и в рамках самостоятельных мероприятий.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Вопросы привлечения к уголовной ответственности могут быть рассмотрены правоохранительными органами в рамках взаимодействия с налоговыми органами как в ходе проведения выездных налоговых проверок, так и в рамках самостоятельных мероприятий.
Статья: Направления взаимодействия правоохранительных, экспертных и контролирующих органов при проведении мероприятий налогового контроля в отечественной практике
(Анищенко Е.В., Советов Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Однако между Федеральной налоговой службой и Следственным комитетом РФ заключено Соглашение о взаимодействии от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 <3> (далее - Соглашение). Раздел четвертый данного Соглашения предусматривает следующие формы взаимодействия между следственными и налоговыми органами:
(Анищенко Е.В., Советов Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Однако между Федеральной налоговой службой и Следственным комитетом РФ заключено Соглашение о взаимодействии от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 <3> (далее - Соглашение). Раздел четвертый данного Соглашения предусматривает следующие формы взаимодействия между следственными и налоговыми органами:
Статья: Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)<1> О составе материалов применительно к ранее действовавшей ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ см.: Протокол N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3; письмо ФНС России от 06.06.2012 N АС-4-2/9338@ "О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации".
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)<1> О составе материалов применительно к ранее действовавшей ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ см.: Протокол N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3; письмо ФНС России от 06.06.2012 N АС-4-2/9338@ "О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации".
Статья: "Старый" новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<17> Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<17> Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Отдельные вопросы расследования налоговых преступлений с учетом положений ст. 39 УК РФ
(Зарина А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)На сегодняшний день актуальными, по мнению В.Г. Стаценко, являются проблемы несоблюдения требований налогового законодательства, методических рекомендаций, а также межведомственных нормативных правовых актов со стороны налоговых органов, выражающиеся в неполноте отражения всех данных и обстоятельств произошедшего. Такие действия влекут в последующем возвращение материалов надзорными органами на доработку в налоговый орган, в связи с чем налицо затягивание процесса проверки по материалу и возникновение трудностей при возбуждении уголовного дела. Для достижения высоких показателей взаимодействия Следственного комитета РФ с Федеральной налоговой службой Российской Федерации необходимо обобщать материалы судебно-следственной практики для достижения единообразного применения всеми органами, определить основные правовые категории при расследовании преступлений налоговой направленности, также порядок и перечень материалов, которые направляются в следственные органы. Особую роль также играет высокий уровень правовой грамотности сотрудников правоохранительных органов <10>.
(Зарина А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)На сегодняшний день актуальными, по мнению В.Г. Стаценко, являются проблемы несоблюдения требований налогового законодательства, методических рекомендаций, а также межведомственных нормативных правовых актов со стороны налоговых органов, выражающиеся в неполноте отражения всех данных и обстоятельств произошедшего. Такие действия влекут в последующем возвращение материалов надзорными органами на доработку в налоговый орган, в связи с чем налицо затягивание процесса проверки по материалу и возникновение трудностей при возбуждении уголовного дела. Для достижения высоких показателей взаимодействия Следственного комитета РФ с Федеральной налоговой службой Российской Федерации необходимо обобщать материалы судебно-следственной практики для достижения единообразного применения всеми органами, определить основные правовые категории при расследовании преступлений налоговой направленности, также порядок и перечень материалов, которые направляются в следственные органы. Особую роль также играет высокий уровень правовой грамотности сотрудников правоохранительных органов <10>.
Статья: Зависимость сроков процессуальных проверок по сообщениям о совершении налоговых проверок от информации, содержащейся в материалах налоговых органов
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Горобец Денис Геннадьевич, доцент кафедры криминалистики Ростовского филиала Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции, кандидат экономических наук.
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Горобец Денис Геннадьевич, доцент кафедры криминалистики Ростовского филиала Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции, кандидат экономических наук.
Статья: О порядке передачи материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статьям 198 - 199.2 УК РФ
(Разгильдиева М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)<7> См.: пункт 4 Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
(Разгильдиева М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)<7> См.: пункт 4 Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)К соглашениям и иным документам, заключенным ФНС России о взаимодействии в области противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям, относятся: Соглашение от 13.10.2010 N 1/8656/ММВ-27-4/11 "О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3 "О взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 07.03.2023 ФНС России N ЕД-23-11/8@, СФР N СЧ-09-26/сог/6 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)К соглашениям и иным документам, заключенным ФНС России о взаимодействии в области противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям, относятся: Соглашение от 13.10.2010 N 1/8656/ММВ-27-4/11 "О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3 "О взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 07.03.2023 ФНС России N ЕД-23-11/8@, СФР N СЧ-09-26/сог/6 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".