Вывоз мусора в частном доме
Подборка наиболее важных документов по запросу Вывоз мусора в частном доме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 N 19АП-1372/2024 по делу N А14-22207/2022
Требование: О взыскании денежных средств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными и иными отходами.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.ООО "Вега" различными доступными средствами (путем объявлений, публикаций, размещения информации на сайте ООО "Вега" и пр.) до субъектов правоотношений доводило информацию о том, что оно приступает на территории района к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО, то есть приступает к вывозу мусора, образующегося в частных жилых домах, многоквартирных домах и нежилых зданиях. Также сообщалось, что оплата услуги по обращению с ТКО для всех категорий потребителей, включая физических и юридических лиц, имеет обязательный характер. При этом само по себе незаключение договора в письменной форме не может освобождать потребителя от оплаты за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Требование: О взыскании денежных средств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными и иными отходами.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.ООО "Вега" различными доступными средствами (путем объявлений, публикаций, размещения информации на сайте ООО "Вега" и пр.) до субъектов правоотношений доводило информацию о том, что оно приступает на территории района к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО, то есть приступает к вывозу мусора, образующегося в частных жилых домах, многоквартирных домах и нежилых зданиях. Также сообщалось, что оплата услуги по обращению с ТКО для всех категорий потребителей, включая физических и юридических лиц, имеет обязательный характер. При этом само по себе незаключение договора в письменной форме не может освобождать потребителя от оплаты за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2024 N 19АП-4175/2024 по делу N А14-998/2022
Требование: О взыскании задолженности за оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами.
Решение: Требование удовлетворено в части.ООО "Вега" различными доступными средствами (путем объявлений, публикаций, размещения информации на сайте ООО "Вега" и пр.) до субъектов правоотношений доводило информацию о том, что оно приступает на территории района к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО, то есть приступает к вывозу мусора, образующегося в частных жилых домах, многоквартирных домах и нежилых зданиях. Также сообщалось, что оплата услуги по обращению с ТКО для всех категорий потребителей, включая физических и юридических лиц, имеет обязательный характер. При этом само по себе незаключение договора в письменной форме не может освобождать потребителя от оплаты за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Требование: О взыскании задолженности за оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами.
Решение: Требование удовлетворено в части.ООО "Вега" различными доступными средствами (путем объявлений, публикаций, размещения информации на сайте ООО "Вега" и пр.) до субъектов правоотношений доводило информацию о том, что оно приступает на территории района к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО, то есть приступает к вывозу мусора, образующегося в частных жилых домах, многоквартирных домах и нежилых зданиях. Также сообщалось, что оплата услуги по обращению с ТКО для всех категорий потребителей, включая физических и юридических лиц, имеет обязательный характер. При этом само по себе незаключение договора в письменной форме не может освобождать потребителя от оплаты за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие судов в устранении муниципальных технико-юридических дефектов
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Кроме того, технико-юридические дефекты муниципальных правовых актов могут рассматриваться судами как нарушающие права и свободы. Так, в Нижнем Новгороде действует Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов (далее - Порядок) <24>. Пунктом 3.5 Порядка предусмотрена возможность отказа в предоставлении субсидий на возмещение затрат в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели на текущий год (абз. 3). Кассационной инстанцией установлено: "отказ в предоставлении субсидии по причине выявления в конкретном финансовом году недостаточности на эти цели бюджетных ассигнований или исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств создает неопределенность в вопросе о возмещении расходов и свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, который вступает в противоречие с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод" <25>. Решением Нижегородского районного суда от 19 ноября 2019 г., оставленным без изменения в апелляционной и кассационной инстанциях, абз. 3 п. 3.5 Порядка был признан недействующим с момента принятия.
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Кроме того, технико-юридические дефекты муниципальных правовых актов могут рассматриваться судами как нарушающие права и свободы. Так, в Нижнем Новгороде действует Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов (далее - Порядок) <24>. Пунктом 3.5 Порядка предусмотрена возможность отказа в предоставлении субсидий на возмещение затрат в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели на текущий год (абз. 3). Кассационной инстанцией установлено: "отказ в предоставлении субсидии по причине выявления в конкретном финансовом году недостаточности на эти цели бюджетных ассигнований или исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств создает неопределенность в вопросе о возмещении расходов и свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, который вступает в противоречие с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод" <25>. Решением Нижегородского районного суда от 19 ноября 2019 г., оставленным без изменения в апелляционной и кассационной инстанциях, абз. 3 п. 3.5 Порядка был признан недействующим с момента принятия.
Статья: Общее имущество в здании (сооружении). Комментарий к изменениям в главу 16 ГК РФ
(Иванов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Однако в ст. 259.1 ГК описан и иной пример образования общего имущества: когда несколько недвижимых вещей расположены "в пределах определенной в соответствии с законом общей территории" и связаны "физически или технологически". Этот случай для нашего гражданского законодательства является новым и на практике в свое время был связан с так называемой проблемой коттеджных поселков <2>, поставленной в деле Конституционного Суда РФ. Об упомянутой проблеме мне уже приходилось писать. Практическая ее значимость объясняется тем, что отсутствие прав собственников объектов недвижимости на объекты, обслуживающие их общие потребности, приводит к завышению цен за счет своего рода вещного монополизма. Например, водонапорная станция, принадлежащая какому-то частному собственнику, но подающая воду во многие дома в поселке, требует за свои услуги несоразмерную цену, а других разумных вариантов либо нет, либо они еще дороже. Сказанное касается любых коммунальных услуг (отопления, электричества, вывоза мусора, охраны и т.п.).
(Иванов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Однако в ст. 259.1 ГК описан и иной пример образования общего имущества: когда несколько недвижимых вещей расположены "в пределах определенной в соответствии с законом общей территории" и связаны "физически или технологически". Этот случай для нашего гражданского законодательства является новым и на практике в свое время был связан с так называемой проблемой коттеджных поселков <2>, поставленной в деле Конституционного Суда РФ. Об упомянутой проблеме мне уже приходилось писать. Практическая ее значимость объясняется тем, что отсутствие прав собственников объектов недвижимости на объекты, обслуживающие их общие потребности, приводит к завышению цен за счет своего рода вещного монополизма. Например, водонапорная станция, принадлежащая какому-то частному собственнику, но подающая воду во многие дома в поселке, требует за свои услуги несоразмерную цену, а других разумных вариантов либо нет, либо они еще дороже. Сказанное касается любых коммунальных услуг (отопления, электричества, вывоза мусора, охраны и т.п.).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Постановлением администрации муниципального образования (далее - постановление) установлен тариф на услуги по вывозу ТБО от индивидуальных жилых домов, оказываемые двумя муниципальными предприятиями, в размере 100 руб. на одного человека в месяц. При этом рекомендовано организациям частной формы собственности, оказывающим те же услуги, применять названный тариф.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Постановлением администрации муниципального образования (далее - постановление) установлен тариф на услуги по вывозу ТБО от индивидуальных жилых домов, оказываемые двумя муниципальными предприятиями, в размере 100 руб. на одного человека в месяц. При этом рекомендовано организациям частной формы собственности, оказывающим те же услуги, применять названный тариф.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"Исходя из этого услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"Исходя из этого услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Нормы накопления не являются постоянными и изменяются вместе с изменением условий, влияющих на их образование. Различают индивидуальные (дифференцированные) нормы накопления отбросов по каждому объекту их образования отдельно (для жилых домов, школ, магазинов, больниц и т.д.) и общие нормы накопления отбросов по городу на 1 жителя в среднем. Общие нормы включают все виды отбросов от жилых зданий и отбросы отдельных объектов их образования, подлежащие удалению транспортом коммунальных предприятий (без промышленных и специфических отбросов и строительного мусора).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Нормы накопления не являются постоянными и изменяются вместе с изменением условий, влияющих на их образование. Различают индивидуальные (дифференцированные) нормы накопления отбросов по каждому объекту их образования отдельно (для жилых домов, школ, магазинов, больниц и т.д.) и общие нормы накопления отбросов по городу на 1 жителя в среднем. Общие нормы включают все виды отбросов от жилых зданий и отбросы отдельных объектов их образования, подлежащие удалению транспортом коммунальных предприятий (без промышленных и специфических отбросов и строительного мусора).
Статья: Подписывайте всегда договор и акт
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 7)- обязанность по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на регионального оператора, который обеспечивает сбор, транспортировку, обработку и последующую утилизацию мусора на территории конкретного субъекта Российской Федерации;
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 7)- обязанность по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на регионального оператора, который обеспечивает сбор, транспортировку, обработку и последующую утилизацию мусора на территории конкретного субъекта Российской Федерации;
Статья: Услуги по вывозу ТКО в части пустующего жилья соцнайма нужно оплачивать
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной КС РФ в Постановлении от 02.12.2022 N 52-П, услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в МКД при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в МКД независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент.
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной КС РФ в Постановлении от 02.12.2022 N 52-П, услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в МКД при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в МКД независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент.