Вывоз мусора на полигон
Подборка наиболее важных документов по запросу Вывоз мусора на полигон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение цены договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Уменьшение подрядчиком предусмотренного контрактом объема работ, выразившееся в использовании для собственных нужд оставшегося после произведенных работ мусора вместо вывоза на полигон, влечет соразмерное уменьшение твердой цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Уменьшение подрядчиком предусмотренного контрактом объема работ, выразившееся в использовании для собственных нужд оставшегося после произведенных работ мусора вместо вывоза на полигон, влечет соразмерное уменьшение твердой цены контракта
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 N 05АП-547/2024 по делу N А59-7465/2022
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции исходя из того, что работы выполнены подрядчиком соответствии с условиями Контракта, признав мотивы отказа от подписания по причине размещения строительных отходов на полигоне ООО "Альтаир", расстояние до которого составляет 4 км, а не до 33 км в соответствии с условиями контракта необоснованными, установив, что односторонние акты по форме КС-2 являются надлежащими доказательствами факта выполнения работ, а вывоз строительного мусора на полигон ООО "Альтаир" является экономией подрядчика, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции исходя из того, что работы выполнены подрядчиком соответствии с условиями Контракта, признав мотивы отказа от подписания по причине размещения строительных отходов на полигоне ООО "Альтаир", расстояние до которого составляет 4 км, а не до 33 км в соответствии с условиями контракта необоснованными, установив, что односторонние акты по форме КС-2 являются надлежащими доказательствами факта выполнения работ, а вывоз строительного мусора на полигон ООО "Альтаир" является экономией подрядчика, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовое регулирование права собственности на медицинские отходы
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Для достижения указанных целей санитарные нормы и правила классифицируют отходы по классам опасности: А, Б, В, Г и Д. При этом запрещается смешивание отходов в одной емкости на стадии сбора. Вывоз на полигоны твердых бытовых отходов (полигоны ТБО) допускается исключительно для отходов класса А, приравниваемых согласно правилам к ТКО (твердым коммунальным отходам), а также для отходов классов Б и В [1] после применения аппаратных способов обеззараживания при условии изменения их внешнего вида (например, путем измельчения, спекания, прессования и т.д.) с целью предотвращения их дальнейшего использования.
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Для достижения указанных целей санитарные нормы и правила классифицируют отходы по классам опасности: А, Б, В, Г и Д. При этом запрещается смешивание отходов в одной емкости на стадии сбора. Вывоз на полигоны твердых бытовых отходов (полигоны ТБО) допускается исключительно для отходов класса А, приравниваемых согласно правилам к ТКО (твердым коммунальным отходам), а также для отходов классов Б и В [1] после применения аппаратных способов обеззараживания при условии изменения их внешнего вида (например, путем измельчения, спекания, прессования и т.д.) с целью предотвращения их дальнейшего использования.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Необходимо ли подписывать акт приема-передачи после исполнения договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с отсутствием в материалах дела доказательств оплаты услуг по предоставлению на условиях аренды накопительного контейнера для вывоза твердых бытовых отходов, вывозу и утилизации мусора на полигоне ТБО за спорный период задолженность в сумме 493 000 руб. правомерно взыскана судами с общества "АЗС ИНЖИНИРИНГ".
Необходимо ли подписывать акт приема-передачи после исполнения договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с отсутствием в материалах дела доказательств оплаты услуг по предоставлению на условиях аренды накопительного контейнера для вывоза твердых бытовых отходов, вывозу и утилизации мусора на полигоне ТБО за спорный период задолженность в сумме 493 000 руб. правомерно взыскана судами с общества "АЗС ИНЖИНИРИНГ".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Согласно пояснениям представителя общества и материалам дела исполнитель является собственником полигона твердых бытовых отходов, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности; во исполнение условий договора прием, вывоз с территории больницы и захоронение медицинских отходов класса "А" осуществлял исполнитель.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Согласно пояснениям представителя общества и материалам дела исполнитель является собственником полигона твердых бытовых отходов, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности; во исполнение условий договора прием, вывоз с территории больницы и захоронение медицинских отходов класса "А" осуществлял исполнитель.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 34
(ред. от 17.06.2024)
"Об утверждении СП 2.2.1.2513-09"
(вместе с "СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия. Санитарные правила")
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2009 N 14275)5.24. Обезвреженный строительный мусор вывозят на полигон захоронения твердых отходов.
(ред. от 17.06.2024)
"Об утверждении СП 2.2.1.2513-09"
(вместе с "СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия. Санитарные правила")
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2009 N 14275)5.24. Обезвреженный строительный мусор вывозят на полигон захоронения твердых отходов.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)В ходе проверки прокуратурой Тамбовской области были выявлены сопряженные с коррупционной составляющей нарушения экологического законодательства, а также предприятием были организованы процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений. Однако размещение соответствующего государственного заказа не осуществлялось. В представлении прокуратура Тамбовской области требовала отменить приказ Управления ТЭК И ЖКХ Тамбовской области от 7 сентября 2018 г. N 100 "Об утверждении нормативов потребления ТКО на территории Тамбовской области". На мусороперерабатывающем заводе "КомЭк" сортировка и захоронение стоит 890 руб. за тонну. По утвержденной инвестпрограмме на Никифоровском полигоне это стоит 2 156,81 руб. за тонну. Следовательно, для жителей г. Тамбова тарифы на вывоз мусора выросли.
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)В ходе проверки прокуратурой Тамбовской области были выявлены сопряженные с коррупционной составляющей нарушения экологического законодательства, а также предприятием были организованы процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений. Однако размещение соответствующего государственного заказа не осуществлялось. В представлении прокуратура Тамбовской области требовала отменить приказ Управления ТЭК И ЖКХ Тамбовской области от 7 сентября 2018 г. N 100 "Об утверждении нормативов потребления ТКО на территории Тамбовской области". На мусороперерабатывающем заводе "КомЭк" сортировка и захоронение стоит 890 руб. за тонну. По утвержденной инвестпрограмме на Никифоровском полигоне это стоит 2 156,81 руб. за тонну. Следовательно, для жителей г. Тамбова тарифы на вывоз мусора выросли.
Статья: Некоторые особенности правового регулирования сноса зданий и сооружений
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)К правовым особенностям регулирования работ по сносу зданий или сооружений следует также отнести и тот факт, что после физического разрушения образуется строительный мусор, который необходимо рассортировать и утилизировать, а закон в этом случае гласит, что мусор необходимо утилизировать путем вывоза на полигон строительных отходов, путем заключения договоров об утилизации соответствующих отходов. Модельный закон СНГ гласит: "Строительные отходы, представляющие собой отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций, должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в государстве соответствующих перерабатывающих предприятий. Строительные отходы, переработка, использование или обезвреживание которых по причине отсутствия в государстве соответствующих предприятий и территорий временно невозможны, должны удаляться на полигонах твердых бытовых отходов, имеющих лимиты на размещение отходов" <10>. На базе этого Закона в каждой стране - участнице СНГ применяется внутренний закон, регулирующий утилизацию строительного мусора и сортировку его по классам опасности (вопрос об утилизации мусорных отходов является актуальным, несмотря на нововведения в экологическое законодательство, и необходимо изучать в каждом направлении отдельно, например утилизация ТБО или отходы со строительных объектов и т.д.). На основании такого Закона в Российской Федерации, кроме федерального или регионального законодательства, введен в действие ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" <11>, который, в свою очередь, неразрывно связан по смыслу правовой нагрузки со СНиП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" <12> и является обязательным к применению при производстве работ по сносу зданий и сооружений.
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)К правовым особенностям регулирования работ по сносу зданий или сооружений следует также отнести и тот факт, что после физического разрушения образуется строительный мусор, который необходимо рассортировать и утилизировать, а закон в этом случае гласит, что мусор необходимо утилизировать путем вывоза на полигон строительных отходов, путем заключения договоров об утилизации соответствующих отходов. Модельный закон СНГ гласит: "Строительные отходы, представляющие собой отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций, должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в государстве соответствующих перерабатывающих предприятий. Строительные отходы, переработка, использование или обезвреживание которых по причине отсутствия в государстве соответствующих предприятий и территорий временно невозможны, должны удаляться на полигонах твердых бытовых отходов, имеющих лимиты на размещение отходов" <10>. На базе этого Закона в каждой стране - участнице СНГ применяется внутренний закон, регулирующий утилизацию строительного мусора и сортировку его по классам опасности (вопрос об утилизации мусорных отходов является актуальным, несмотря на нововведения в экологическое законодательство, и необходимо изучать в каждом направлении отдельно, например утилизация ТБО или отходы со строительных объектов и т.д.). На основании такого Закона в Российской Федерации, кроме федерального или регионального законодательства, введен в действие ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" <11>, который, в свою очередь, неразрывно связан по смыслу правовой нагрузки со СНиП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" <12> и является обязательным к применению при производстве работ по сносу зданий и сооружений.
Статья: Ремонт и содержание автодорог в 2023 - 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)- уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов, наземных пешеходных переходов и пешеходных переходов в разных уровнях, туалетов, площадок отдыха и элементов их обустройства, шумозащитных и противодеформационных сооружений, а также устранение их мелких повреждений, окраска, замена поврежденных и установка недостающих контейнеров для сбора мусора, урн, скамеек на автобусных остановках и площадках отдыха, очистка туалетов и уборка мусора из контейнеров и урн, в том числе с использованием специальных машин, вывоз мусора для утилизации на полигоны и др.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)- уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов, наземных пешеходных переходов и пешеходных переходов в разных уровнях, туалетов, площадок отдыха и элементов их обустройства, шумозащитных и противодеформационных сооружений, а также устранение их мелких повреждений, окраска, замена поврежденных и установка недостающих контейнеров для сбора мусора, урн, скамеек на автобусных остановках и площадках отдыха, очистка туалетов и уборка мусора из контейнеров и урн, в том числе с использованием специальных машин, вывоз мусора для утилизации на полигоны и др.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Так, контролирующим органом в Ставропольском крае на территории хутора была обнаружена несанкционированная свалка отходов, в период проведения проверки на свалке разгрузили бытовые отходы грузовые машины муниципального предприятия. На основании проведенной проверки контролирующий орган выдал предприятию предписание прекратить вывоз твердых бытовых отходов на несанкционированную свалку, перевезти все отходы на полигон в г. Ставрополь и составить проект рекультивации земельного участка с последующей рекультивацией. Муниципальное предприятие оспорило в суде требование о вывозе отходов и рекультивации земель, обосновывая это тем, что вывоз отходов на данную свалку осуществлялся и другими организациями, а вывоз бытовых отходов в г. Ставрополь ввиду неопределенности их количества не является возможным. Арбитражный суд указал, что размер возмещения вреда должен соответствовать размеру причиненного ущерба, а объем вывезенных предприятием отходов не определен и не доказан <1>.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Так, контролирующим органом в Ставропольском крае на территории хутора была обнаружена несанкционированная свалка отходов, в период проведения проверки на свалке разгрузили бытовые отходы грузовые машины муниципального предприятия. На основании проведенной проверки контролирующий орган выдал предприятию предписание прекратить вывоз твердых бытовых отходов на несанкционированную свалку, перевезти все отходы на полигон в г. Ставрополь и составить проект рекультивации земельного участка с последующей рекультивацией. Муниципальное предприятие оспорило в суде требование о вывозе отходов и рекультивации земель, обосновывая это тем, что вывоз отходов на данную свалку осуществлялся и другими организациями, а вывоз бытовых отходов в г. Ставрополь ввиду неопределенности их количества не является возможным. Арбитражный суд указал, что размер возмещения вреда должен соответствовать размеру причиненного ущерба, а объем вывезенных предприятием отходов не определен и не доказан <1>.
Статья: Отражение расходов по ремонту бордюров и пешеходных ограждений
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах (пп. "а" п. 1 ч. 6);
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах (пп. "а" п. 1 ч. 6);
Вопрос: Закупаемые нами работы по благоустройству территории включают в себя уборку улиц механизированным и ручным способом. В соответствии с какой позицией следует установить дополнительные требования к участникам закупки? Финансирование закупки происходит по статье "Благоустройство".
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
Статья: Правовое регулирование минимизации экологических рисков в строительной сфере. Опыт ЕС
(Лебедев И.М., Старцевс-Апелис В. де, Хейдендорф П.М. де)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)Например, при сносе ветхого здания происходит сортировка строительных отходов в соответствии с экологической декларацией, при которой бетонный камень может использоваться при закладке фундамента нового здания, металл и стекло также допускаются при заливке фундамента. Такое действие не противоречит действующему законодательству в сфере охраны окружающей среды и градостроительных норм и правил. Также необходимо получить заключение по санитарно-эпидемиологическому и экологическому обследованию отходов строительства и сноса и заверенную заявителем копию, копию договора с отходополучателем и копию лицензии отходополучателя, а также свободные лимиты <17> - только в том случае, когда генподрядчик обязан вывезти строительный мусор на полигон для захоронения, после сортировки.
(Лебедев И.М., Старцевс-Апелис В. де, Хейдендорф П.М. де)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)Например, при сносе ветхого здания происходит сортировка строительных отходов в соответствии с экологической декларацией, при которой бетонный камень может использоваться при закладке фундамента нового здания, металл и стекло также допускаются при заливке фундамента. Такое действие не противоречит действующему законодательству в сфере охраны окружающей среды и градостроительных норм и правил. Также необходимо получить заключение по санитарно-эпидемиологическому и экологическому обследованию отходов строительства и сноса и заверенную заявителем копию, копию договора с отходополучателем и копию лицензии отходополучателя, а также свободные лимиты <17> - только в том случае, когда генподрядчик обязан вывезти строительный мусор на полигон для захоронения, после сортировки.
Статья: Гарбологическая паспортизация
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Гарбология - наука об отходах, точнее, о свойствах, количестве мусора, используемого потребителями, мусороуборочными операторами и компаниями, мусорными полигонами и иными участниками, археология и экология мусора.
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Гарбология - наука об отходах, точнее, о свойствах, количестве мусора, используемого потребителями, мусороуборочными операторами и компаниями, мусорными полигонами и иными участниками, археология и экология мусора.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды двух инстанций, руководствуясь статьей 1082 ГК РФ, статьями 77, 78 Закона N 7-ФЗ, пунктами 13 и 17 Постановления N 49, разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 года, а также в пункте 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 17 июля 2019 года, признали исковые требования комитета подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установили совокупность необходимых условий для возложения на товарищество обязанности возместить вред, причиненный земельным ресурсам. Суды отметили, что товарищество не воспользовалось предоставленным ему законодателем правом выполнить мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, не разработало проект восстановительных работ с соблюдением требований действующего законодательства, не произвело вывоз грунта и строительного мусора, не провело работы по устранению загрязнения территории земельного участка.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды двух инстанций, руководствуясь статьей 1082 ГК РФ, статьями 77, 78 Закона N 7-ФЗ, пунктами 13 и 17 Постановления N 49, разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 года, а также в пункте 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 17 июля 2019 года, признали исковые требования комитета подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установили совокупность необходимых условий для возложения на товарищество обязанности возместить вред, причиненный земельным ресурсам. Суды отметили, что товарищество не воспользовалось предоставленным ему законодателем правом выполнить мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, не разработало проект восстановительных работ с соблюдением требований действующего законодательства, не произвело вывоз грунта и строительного мусора, не провело работы по устранению загрязнения территории земельного участка.