Выводы вс сентябрь
Подборка наиболее важных документов по запросу Выводы вс сентябрь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество подало уточненную декларацию по страховым взносам, применив с 01.01.2022 пониженные тарифы страховых взносов на основании подп. 18 п. 1, п. 8, п. 14 ст. 427 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ). Налоговый орган пришел к выводу, что общество вправе применять пониженный тариф только с 01.09.2022, поскольку оно было включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в сентябре 2022 года. Верховный Суд РФ пришел к выводу о правомерном применении пониженного тарифа с 01.01.2022. Верховный Суд РФ указал, что законодателем не предусмотрено исключений относительно вопроса начала действия редакции ст. 427 НК РФ. Внесенные в НК РФ изменения в условия предоставления льготы по страховым взносам и придание названным нормам обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение 2022 года и иметь право на применение пониженного тарифа страховых взносов с 1 января 2022 года, независимо от момента включения в реестр в течение 2022 года.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество подало уточненную декларацию по страховым взносам, применив с 01.01.2022 пониженные тарифы страховых взносов на основании подп. 18 п. 1, п. 8, п. 14 ст. 427 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ). Налоговый орган пришел к выводу, что общество вправе применять пониженный тариф только с 01.09.2022, поскольку оно было включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в сентябре 2022 года. Верховный Суд РФ пришел к выводу о правомерном применении пониженного тарифа с 01.01.2022. Верховный Суд РФ указал, что законодателем не предусмотрено исключений относительно вопроса начала действия редакции ст. 427 НК РФ. Внесенные в НК РФ изменения в условия предоставления льготы по страховым взносам и придание названным нормам обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение 2022 года и иметь право на применение пониженного тарифа страховых взносов с 1 января 2022 года, независимо от момента включения в реестр в течение 2022 года.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Обратная сила уголовного закона" УК РФ"Кроме того, вопреки требованию части второй статьи 96 и пункта 3 статьи 97 указанного Федерального конституционного закона, О.А. Вантеевым представлена копия решения лишь суда первой инстанции в порядке исполнения приговора, что не позволяет сделать вывод об исчерпании им внутригосударственных средств судебной защиты. Также письмо судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2022 года по вопросу о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств не свидетельствует о применении положений статьи 10 УК Российской Федерации, равно как и письмо судьи того же суда от 15 ноября 2022 года о возврате очередной надзорной жалобы заявителя как повторной, притом что с момента вынесения последнего из судебных решений по существу его уголовного дела в надзорном порядке - письма заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2017 года о согласии с постановлением судьи того же суда - в нарушение пункта 2 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" прошло более года."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы ответственности представителей юридических лиц в цивилистическом процессе
(Валеев Д.Х., Маколкин Н.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Кроме того, юридический интерес органа юридического лица или иного лица, участвующего в деле, может быть отличен от юридического интереса представителя этого юридического лица <12>, потому, например, "руководитель юридического лица не может занимать процессуальный статус представителя, а должен рассматриваться как сторона дела" <13>. В связи с этим важным является указание на то, что никаких законодательных ограничений (с учетом норм ст. 48, 49, 51 ГПК РФ и ст. 59, 60 АПК РФ) для представительства юридического лица иным юридическим лицом не предусмотрено. Кроме того, данный вывод следует из Определения ВС РФ от 27 сентября 2016 г. N 36-КГ16-10.
(Валеев Д.Х., Маколкин Н.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Кроме того, юридический интерес органа юридического лица или иного лица, участвующего в деле, может быть отличен от юридического интереса представителя этого юридического лица <12>, потому, например, "руководитель юридического лица не может занимать процессуальный статус представителя, а должен рассматриваться как сторона дела" <13>. В связи с этим важным является указание на то, что никаких законодательных ограничений (с учетом норм ст. 48, 49, 51 ГПК РФ и ст. 59, 60 АПК РФ) для представительства юридического лица иным юридическим лицом не предусмотрено. Кроме того, данный вывод следует из Определения ВС РФ от 27 сентября 2016 г. N 36-КГ16-10.
Статья: Отграничение единичного преступления от совокупности преступлений
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 2)Указанный вывод соответствует и логике разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" о том, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, повлекшее по неосторожности смерть посягавшего лица, надлежит квалифицировать только по ч. 1 ст. 114 УК. Не влечет уголовную ответственность умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это стало следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства (п. 11) и если лицу, совершившему преступление, при задержании был причинен вред меньший, чем это предусмотрено в ч. 2 ст. 114 УК (действия задерживавшего лица не образуют состава преступления) (п. 23).
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 2)Указанный вывод соответствует и логике разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" о том, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, повлекшее по неосторожности смерть посягавшего лица, надлежит квалифицировать только по ч. 1 ст. 114 УК. Не влечет уголовную ответственность умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это стало следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства (п. 11) и если лицу, совершившему преступление, при задержании был причинен вред меньший, чем это предусмотрено в ч. 2 ст. 114 УК (действия задерживавшего лица не образуют состава преступления) (п. 23).
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007)
(ред. от 05.02.2014)
(Извлечение)Такой вывод согласуется с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с последующими изменениями), согласно которым отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи, а не поставки или оптовой купли-продажи.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007)
(ред. от 05.02.2014)
(Извлечение)Такой вывод согласуется с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с последующими изменениями), согласно которым отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи, а не поставки или оптовой купли-продажи.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.2025 N 7-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю.Б. Митрофановой и И.П. Рыбакова"Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд (решение от 25 октября 2022 года), сославшись в числе прочего на подпункт "д" пункта 10 Правил 1998 года, признал указанный отказ правомерным, с чем согласился 1-й Западный окружной военный суд (апелляционное определение от 16 февраля 2023 года). Суды сочли, что И.П. Рыбаков был обеспечен жилым помещением на условиях договора социального найма муниципального жилого помещения и распорядился им, отказавшись в пользу дочери от участия в его приватизации. Подтверждая правомерность отказа в принятии И.П. Рыбакова на учет, Кассационный военный суд (кассационное определение от 20 июня 2023 года) указал, что И.П. Рыбаков предпринял активные действия, вследствие которых предоставленное его семье жилое помещение было выведено из публичного жилищного фонда в собственность ребенка, а затем продано, и тем самым фактически реализовал право на жилище в качестве самостоятельного субъекта жилищных правоотношений. На основании положений пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил 1998 года суд кассационной инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для повторного обеспечения И.П. Рыбакова жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе и по истечении пятилетнего срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. С указанными выводами согласились судья Верховного Суда Российской Федерации (определение от 13 сентября 2023 года) и заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (письмо от 25 декабря 2023 года).
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю.Б. Митрофановой и И.П. Рыбакова"Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд (решение от 25 октября 2022 года), сославшись в числе прочего на подпункт "д" пункта 10 Правил 1998 года, признал указанный отказ правомерным, с чем согласился 1-й Западный окружной военный суд (апелляционное определение от 16 февраля 2023 года). Суды сочли, что И.П. Рыбаков был обеспечен жилым помещением на условиях договора социального найма муниципального жилого помещения и распорядился им, отказавшись в пользу дочери от участия в его приватизации. Подтверждая правомерность отказа в принятии И.П. Рыбакова на учет, Кассационный военный суд (кассационное определение от 20 июня 2023 года) указал, что И.П. Рыбаков предпринял активные действия, вследствие которых предоставленное его семье жилое помещение было выведено из публичного жилищного фонда в собственность ребенка, а затем продано, и тем самым фактически реализовал право на жилище в качестве самостоятельного субъекта жилищных правоотношений. На основании положений пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил 1998 года суд кассационной инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для повторного обеспечения И.П. Рыбакова жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе и по истечении пятилетнего срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. С указанными выводами согласились судья Верховного Суда Российской Федерации (определение от 13 сентября 2023 года) и заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (письмо от 25 декабря 2023 года).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)В данной части в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2022 г. отмечено, что вопрос о наличии долга и его размере подлежит разрешению в рамках отдельного спора при предоставлении другой стороне обязательства возможности заявления возражений. Кроме того, приведенные доводы о нарушении ст. 367 ГК РФ сделаны без учета того обстоятельства, что договор поручительства был расторгнут ранее, чем внесены изменения в кредитный договор, продлевающие срок по кредиту. При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда г. Москвы об отказе в удовлетворении требований Банка по договору поручительства по мотиву прекращения поручительства является преждевременным, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-6652 <1>, данный вывод может быть сделан лишь по результатам судебного разбирательства по иску Банка к поручителю.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)В данной части в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2022 г. отмечено, что вопрос о наличии долга и его размере подлежит разрешению в рамках отдельного спора при предоставлении другой стороне обязательства возможности заявления возражений. Кроме того, приведенные доводы о нарушении ст. 367 ГК РФ сделаны без учета того обстоятельства, что договор поручительства был расторгнут ранее, чем внесены изменения в кредитный договор, продлевающие срок по кредиту. При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда г. Москвы об отказе в удовлетворении требований Банка по договору поручительства по мотиву прекращения поручительства является преждевременным, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-6652 <1>, данный вывод может быть сделан лишь по результатам судебного разбирательства по иску Банка к поручителю.
Статья: Эволюция применения отдельных способов защиты права государственной собственности
(Берилло М.С.)
("Юрист", 2025, N 4)В дальнейшем Верховным Судом Российской Федерации были даны руководящие разъяснения о применении положения п. 1 ст. 200 ГК РФ, которые спустя некоторое время стали основой для изменения подхода выводов судов в части определения момента начала течения срока исковой давности. В пунктах 4, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъясняется, что значение имеет именно дата получения Российской Федерацией в лице уполномоченных органов информации о нарушении права, в том числе сведений о фактических действиях третьих лиц со спорным имуществом, для определения начала течения давностного срока.
(Берилло М.С.)
("Юрист", 2025, N 4)В дальнейшем Верховным Судом Российской Федерации были даны руководящие разъяснения о применении положения п. 1 ст. 200 ГК РФ, которые спустя некоторое время стали основой для изменения подхода выводов судов в части определения момента начала течения срока исковой давности. В пунктах 4, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъясняется, что значение имеет именно дата получения Российской Федерацией в лице уполномоченных органов информации о нарушении права, в том числе сведений о фактических действиях третьих лиц со спорным имуществом, для определения начала течения давностного срока.
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Возможность санации дефектного административного акта часто освещается исходя из "концепции ограничения доказательств по делу в суде теми, которые представлены на предыдущей стадии" <86>. Эта концепция выводится из нескольких разъяснений Верховного Суда РФ. В соответствии с пунктом 61 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года N 36 "суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение... со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа... изменяя таким образом основания принятого решения... <...> Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении... суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения" <87>.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Возможность санации дефектного административного акта часто освещается исходя из "концепции ограничения доказательств по делу в суде теми, которые представлены на предыдущей стадии" <86>. Эта концепция выводится из нескольких разъяснений Верховного Суда РФ. В соответствии с пунктом 61 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года N 36 "суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение... со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа... изменяя таким образом основания принятого решения... <...> Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении... суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения" <87>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье определены особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей. Данная статья введена с 23 октября 2023 г. Законом 2023 г. N 345-ФЗ, разработчиками проекта которого отмечалось, что вопрос о приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления (далее совместно - объекты газоснабжения) в настоящее время является спорным; несмотря на то что объекты газоснабжения включаются в планы приватизации государственного (муниципального) имущества, судебная практика показывает, что однозначной позиции о законности таких решений не выработано; в одних случаях суды делают вывод о том, что действующим законодательством приватизация газопроводов запрещена (Определение судьи ВС России от 7 сентября 2017 г. N 308-ЭС17-11970 по делу N А32-23355/2016), в других - что объекты газоснабжения могут приватизироваться при соблюдении определенных условий (Определение судьи ВС России от 18 сентября 2018 г. N 307-ЭС18-13455 по делу N А66-5147/2017).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье определены особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей. Данная статья введена с 23 октября 2023 г. Законом 2023 г. N 345-ФЗ, разработчиками проекта которого отмечалось, что вопрос о приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления (далее совместно - объекты газоснабжения) в настоящее время является спорным; несмотря на то что объекты газоснабжения включаются в планы приватизации государственного (муниципального) имущества, судебная практика показывает, что однозначной позиции о законности таких решений не выработано; в одних случаях суды делают вывод о том, что действующим законодательством приватизация газопроводов запрещена (Определение судьи ВС России от 7 сентября 2017 г. N 308-ЭС17-11970 по делу N А32-23355/2016), в других - что объекты газоснабжения могут приватизироваться при соблюдении определенных условий (Определение судьи ВС России от 18 сентября 2018 г. N 307-ЭС18-13455 по делу N А66-5147/2017).
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Также комментируемый судебный акт представляет интерес по причине того, что в нем содержится "неординарное" толкование одного из базовых понятий градостроительного законодательства - понятия "градостроительный регламент". ВС РФ приходит к выводу о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" не предусмотрена возможность определения градостроительных регламентов посредством установления норм, отсылающих к ненормативному акту органа государственной власти, принятие которого инициируется застройщиком, поскольку все ограничения и требования к параметрам объектов капитального строительства должны содержаться непосредственно в градостроительном регламенте.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Также комментируемый судебный акт представляет интерес по причине того, что в нем содержится "неординарное" толкование одного из базовых понятий градостроительного законодательства - понятия "градостроительный регламент". ВС РФ приходит к выводу о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" не предусмотрена возможность определения градостроительных регламентов посредством установления норм, отсылающих к ненормативному акту органа государственной власти, принятие которого инициируется застройщиком, поскольку все ограничения и требования к параметрам объектов капитального строительства должны содержаться непосредственно в градостроительном регламенте.
Статья: Комментарий к Обзору позиций, сформированных Федеральной налоговой службой по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за II квартал 2024 года
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)ФНС России, проанализировав законодательные нормы, жалобу удовлетворила. Человек утратил статус ИП с момента вынесения арбитрами решения о признании плательщика несостоятельным (банкротом). Значит, оснований для начисления коммерсанту налогов и страховых взносов с 19.09.2018 нет. Да, в ЕГРИП фигурировала запись, что плательщик являлся ИП до 28 декабря 2020 года, и у инспекторов не было сведений о "банкротном" решении. Но это не повод возлагать на заявителя обязанность по уплате налогов и взносов в качестве предпринимателя после 19 сентября 2018 года.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)ФНС России, проанализировав законодательные нормы, жалобу удовлетворила. Человек утратил статус ИП с момента вынесения арбитрами решения о признании плательщика несостоятельным (банкротом). Значит, оснований для начисления коммерсанту налогов и страховых взносов с 19.09.2018 нет. Да, в ЕГРИП фигурировала запись, что плательщик являлся ИП до 28 декабря 2020 года, и у инспекторов не было сведений о "банкротном" решении. Но это не повод возлагать на заявителя обязанность по уплате налогов и взносов в качестве предпринимателя после 19 сентября 2018 года.
Статья: Мировое соглашение (соглашение о примирении) в публично-правовых делах
(Михайлова Е.В.)
("Закон", 2023, N 4)Это значит, что коренное отличие частного права от публичного кроется в процессе реализации: если частное право осуществляется посредством отношения, связывающего взаимно равных субъектов, то публичное правоотношение характеризуется вертикальным соотношением правовых статусов его участников. Этот вывод подтверждается правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, закрепленной в Постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации": административные дела возникают из правоотношений, в которых один из субъектов осуществляет публично-властные полномочия, связанные с исполнением и применением законов и подзаконных актов, по отношению к другому. Также указано, что, в отличие от частноправовых отношений, публичные правоотношения не основаны на равенстве, имущественной самостоятельности и автономии воли их участников.
(Михайлова Е.В.)
("Закон", 2023, N 4)Это значит, что коренное отличие частного права от публичного кроется в процессе реализации: если частное право осуществляется посредством отношения, связывающего взаимно равных субъектов, то публичное правоотношение характеризуется вертикальным соотношением правовых статусов его участников. Этот вывод подтверждается правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, закрепленной в Постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации": административные дела возникают из правоотношений, в которых один из субъектов осуществляет публично-властные полномочия, связанные с исполнением и применением законов и подзаконных актов, по отношению к другому. Также указано, что, в отличие от частноправовых отношений, публичные правоотношения не основаны на равенстве, имущественной самостоятельности и автономии воли их участников.
Статья: К вопросу о субъективной стороне и правовых последствиях обхода закона в праве России и Германии
(Двалишвили Л.З.)
("Мировой судья", 2023, N 6)<7> Schurig K. Reviewed work: Fraus legis. Eine rechtsvergleichende Untersuchung den Vorbehalt der Gesetzesumgehung in Deutschland, , der Schweiz, Frankreich und Belgien unter besonderer des internationalen Privatrechts. (Studien zum vergleichenden und internationalen Recht. Bd. 44.) by Oliver Heeder // Rabels Zeitschrift und internationales Privatrecht. 2001. Bd. 65. H. 4. S. 753. Данный вывод вытекает также из правоприменительной практики. В этой связи см., например: Решение Федерального верховного суда Германии от 23 сентября 1982 г. VII ZR 183/80. URL: https://www.prinz.law/urteile/bgh/VII_ZR_183-80 (дата обращения: 29.08.2022).
(Двалишвили Л.З.)
("Мировой судья", 2023, N 6)<7> Schurig K. Reviewed work: Fraus legis. Eine rechtsvergleichende Untersuchung den Vorbehalt der Gesetzesumgehung in Deutschland, , der Schweiz, Frankreich und Belgien unter besonderer des internationalen Privatrechts. (Studien zum vergleichenden und internationalen Recht. Bd. 44.) by Oliver Heeder // Rabels Zeitschrift und internationales Privatrecht. 2001. Bd. 65. H. 4. S. 753. Данный вывод вытекает также из правоприменительной практики. В этой связи см., например: Решение Федерального верховного суда Германии от 23 сентября 1982 г. VII ZR 183/80. URL: https://www.prinz.law/urteile/bgh/VII_ZR_183-80 (дата обращения: 29.08.2022).
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Более того, сам ВС РФ иногда применительно к коммерческим неустойкам высказывается таким образом, что понять логику затруднительно. Иногда он выговаривает судам за то, что те не обосновали вывод о необходимости снижения неустойки и не объяснили, какие исключительные обстоятельства такой вывод оправдывают (Определение СКГД ВС РФ от 21 сентября 2021 г. N 9-КГ21-7-К1), а иногда сам произносит сентенции о необходимости снижения, которые не содержат анализа тех самых мотивов и исключают в принципе значение п. 2 ст. 333 ГК РФ. Так, в Определении СКЭС ВС РФ от 15 октября 2021 г. N 305-ЭС21-11156 Суд пишет, что при рассмотрении заявления об уменьшении неустойки (штрафа) суду надлежит установить баланс между действительным размером ущерба и начисленной неустойкой, который исключает получение кредитором необоснованной выгоды. Означает ли это, что, по мнению Суда, при явном превышении убытков над суммой неустойки суду надлежит снижать неустойку? Если да, то в чем тогда исключительность обстоятельств данного дела, которая оправдывала бы такой шаг и стирание грани между неустойкой и взысканием убытков?
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Более того, сам ВС РФ иногда применительно к коммерческим неустойкам высказывается таким образом, что понять логику затруднительно. Иногда он выговаривает судам за то, что те не обосновали вывод о необходимости снижения неустойки и не объяснили, какие исключительные обстоятельства такой вывод оправдывают (Определение СКГД ВС РФ от 21 сентября 2021 г. N 9-КГ21-7-К1), а иногда сам произносит сентенции о необходимости снижения, которые не содержат анализа тех самых мотивов и исключают в принципе значение п. 2 ст. 333 ГК РФ. Так, в Определении СКЭС ВС РФ от 15 октября 2021 г. N 305-ЭС21-11156 Суд пишет, что при рассмотрении заявления об уменьшении неустойки (штрафа) суду надлежит установить баланс между действительным размером ущерба и начисленной неустойкой, который исключает получение кредитором необоснованной выгоды. Означает ли это, что, по мнению Суда, при явном превышении убытков над суммой неустойки суду надлежит снижать неустойку? Если да, то в чем тогда исключительность обстоятельств данного дела, которая оправдывала бы такой шаг и стирание грани между неустойкой и взысканием убытков?