Вывод из эксплуатации объектов водоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Вывод из эксплуатации объектов водоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 N 11АП-2539/2024 по делу N А49-9835/2023
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии органом местного самоуправления решения о согласовании вывода из эксплуатации технологического комплекса водопроводных сетей.
Решение: Требование удовлетворено.При этом, как верно отметил суд первой инстанции, направленное администрацией в адрес общества Письмо от 13.11.2023 N 3283 с просьбой о приостановлении вывода из эксплуатации объектов водоснабжения, указанных обществом в своем Уведомлении, на срок три года до 01.10.2026, о соблюдении администрацией требований ст. 22 Закона N 416-ФЗ не свидетельствует, поскольку из совокупного толкования положений ч.ч. 4 и 5 указанной нормы следует, что приостановление вывода объекта из эксплуатации на срок не более трех лет возможно только после принятия решения о согласовании такого вывода при наличии установленных законом условий для приостановления.
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии органом местного самоуправления решения о согласовании вывода из эксплуатации технологического комплекса водопроводных сетей.
Решение: Требование удовлетворено.При этом, как верно отметил суд первой инстанции, направленное администрацией в адрес общества Письмо от 13.11.2023 N 3283 с просьбой о приостановлении вывода из эксплуатации объектов водоснабжения, указанных обществом в своем Уведомлении, на срок три года до 01.10.2026, о соблюдении администрацией требований ст. 22 Закона N 416-ФЗ не свидетельствует, поскольку из совокупного толкования положений ч.ч. 4 и 5 указанной нормы следует, что приостановление вывода объекта из эксплуатации на срок не более трех лет возможно только после принятия решения о согласовании такого вывода при наличии установленных законом условий для приостановления.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и имущества, в т.ч. государственного и муниципального, а также в области закупок товаров, работ, услуг: Должностное лицо (Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения торгов и пр.
(КонсультантПлюс, 2025)период между датой ввода объектов водоснабжения в эксплуатацию и датой опубликования извещения о проведении конкурса на их аренду превышает установленный срок, поэтому передача их во владение и пользование другим лицам возможна только по концессионному соглашению, но не по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)период между датой ввода объектов водоснабжения в эксплуатацию и датой опубликования извещения о проведении конкурса на их аренду превышает установленный срок, поэтому передача их во владение и пользование другим лицам возможна только по концессионному соглашению, но не по договору аренды
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возникает ли у арендатора неосновательное обогащение, если договор аренды был признан незаключенным или недействительным, но арендатор использовал имущество и не вносил арендную плату
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем ответчик по передаточному акту от 01.02.2008 получил от истца Фекальную насосную станцию N 3, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Благоева 2-б. Суд установил, что данное имущество предназначено для бесперебойного водоснабжения и водоотведения абонентов г. Новошахтинска и прилегающих районов, что исключает остановку эксплуатации данного объекта. В связи с этим вывод суда о том, что передача обществом имущества в эксплуатацию другой организации, имеющей такую возможность, до регистрации права собственности за собой, правомерен.
Возникает ли у арендатора неосновательное обогащение, если договор аренды был признан незаключенным или недействительным, но арендатор использовал имущество и не вносил арендную плату
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем ответчик по передаточному акту от 01.02.2008 получил от истца Фекальную насосную станцию N 3, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Благоева 2-б. Суд установил, что данное имущество предназначено для бесперебойного водоснабжения и водоотведения абонентов г. Новошахтинска и прилегающих районов, что исключает остановку эксплуатации данного объекта. В связи с этим вывод суда о том, что передача обществом имущества в эксплуатацию другой организации, имеющей такую возможность, до регистрации права собственности за собой, правомерен.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе: согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных данным Законом; установление нормативов состава сточных вод и т.д. (ч. 1 ст. 6). На территории сельских поселений перечисленные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе: согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных данным Законом; установление нормативов состава сточных вод и т.д. (ч. 1 ст. 6). На территории сельских поселений перечисленные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 22. Вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 22. Вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83"IV. Особенности вывода объектов централизованных систем
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83"IV. Особенности вывода объектов централизованных систем
Статья: Случаи и срок ограничения водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкретные сроки вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями разд. IV Правил N 642.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкретные сроки вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями разд. IV Правил N 642.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Комментируемой статьей устанавливается еще один запрет - на затопление в акваториях водных объектов выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств <1> (их частей и механизмов). Такие объекты являются источниками загрязнения и иного негативного воздействия на водные объекты, поскольку из-за коррозийного износа металла в водную среду попадают токсичные вещества, в том числе нефтепродукты, находящиеся на борту затонувших судов. Кроме того, они создают угрозу безопасности судоходства, использования водных объектов в рекреационных целях и др.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Комментируемой статьей устанавливается еще один запрет - на затопление в акваториях водных объектов выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств <1> (их частей и механизмов). Такие объекты являются источниками загрязнения и иного негативного воздействия на водные объекты, поскольку из-за коррозийного износа металла в водную среду попадают токсичные вещества, в том числе нефтепродукты, находящиеся на борту затонувших судов. Кроме того, они создают угрозу безопасности судоходства, использования водных объектов в рекреационных целях и др.
Статья: Правовое регулирование охраны окружающей среды при использовании возобновляемых источников энергии
(Бакунькин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)- заболачивание и засоление особо ценных земель, влекущие их вывод из сельскохозяйственного оборота;
(Бакунькин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)- заболачивание и засоление особо ценных земель, влекущие их вывод из сельскохозяйственного оборота;
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Суд первой инстанции учел балансовую (1 322 621 рубль - стоимость инженерных сооружений, 580 580 рублей 46 копеек - стоимость оборудования) и ликвидационную (5 005 433 рубля - стоимость инженерных сооружений, являющихся недвижимым имуществом, 441 754 рубля - стоимость оборудования, входящего в состав систем водоснабжения и водоотведения и обеспечивающего их функционирование) стоимость переданных объектов, их износ после многолетней эксплуатации, социальное предназначение, а также понесенные администрацией расходы на их обслуживание (субсидии на сумму более 4,5 млн рублей), с одной стороны, и работоспособное состояние объектов, благодаря которым до последнего времени оказывались коммунальные услуги населению, проживающему в двух деревнях, с другой стороны. Установив, что объекты водоснабжения и водоотведения нуждаются в капитальном ремонте, степень износа оборудования составляет не менее 50%, отсутствует поверка манометров, что является препятствием для их эксплуатации, суд пришел к выводу о том, что справедливой является компенсация в размере 1 млн рублей. В удовлетворении заявления в остальной части было отказано.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Суд первой инстанции учел балансовую (1 322 621 рубль - стоимость инженерных сооружений, 580 580 рублей 46 копеек - стоимость оборудования) и ликвидационную (5 005 433 рубля - стоимость инженерных сооружений, являющихся недвижимым имуществом, 441 754 рубля - стоимость оборудования, входящего в состав систем водоснабжения и водоотведения и обеспечивающего их функционирование) стоимость переданных объектов, их износ после многолетней эксплуатации, социальное предназначение, а также понесенные администрацией расходы на их обслуживание (субсидии на сумму более 4,5 млн рублей), с одной стороны, и работоспособное состояние объектов, благодаря которым до последнего времени оказывались коммунальные услуги населению, проживающему в двух деревнях, с другой стороны. Установив, что объекты водоснабжения и водоотведения нуждаются в капитальном ремонте, степень износа оборудования составляет не менее 50%, отсутствует поверка манометров, что является препятствием для их эксплуатации, суд пришел к выводу о том, что справедливой является компенсация в размере 1 млн рублей. В удовлетворении заявления в остальной части было отказано.
Готовое решение: Каковы особенности концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)Задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития соответствующих систем, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При формировании задания учитываются также данные прогноза потребления теплоэнергии, теплоносителя и (или) горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, подключения (технологического присоединения), приема, подачи, отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и их вывода из эксплуатации (ч. 2 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях).
(КонсультантПлюс, 2025)Задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития соответствующих систем, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При формировании задания учитываются также данные прогноза потребления теплоэнергии, теплоносителя и (или) горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, подключения (технологического присоединения), приема, подачи, отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и их вывода из эксплуатации (ч. 2 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях).
Статья: Эколого-правовые конфликты: понятие, классификация, особенности правового регулирования
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Так, в Законе об охране окружающей среды экологические требования сформулированы в зависимости от сферы деятельности, а также от стадий этой деятельности: требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства; требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства; требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства; требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии; требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники; требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства; требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель; требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения; требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии и др. (гл. VII).
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Так, в Законе об охране окружающей среды экологические требования сформулированы в зависимости от сферы деятельности, а также от стадий этой деятельности: требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства; требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства; требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства; требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии; требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники; требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства; требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель; требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения; требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии и др. (гл. VII).
Статья: Компенсация за объекты, которые подлежат исключению из конкурсной массы: обзор правоприменительной практики
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Встретилось также дело, где эксперт пришел к выводу, что исследование ценности социальной значимости предполагает изучение фактического использования переданных по акту объектов, а значит, не может обойтись без рассмотрения вопроса о возможности эксплуатации каждого из объектов в процессе предоставления услуг водоснабжения и водоотведения <134>.
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Встретилось также дело, где эксперт пришел к выводу, что исследование ценности социальной значимости предполагает изучение фактического использования переданных по акту объектов, а значит, не может обойтись без рассмотрения вопроса о возможности эксплуатации каждого из объектов в процессе предоставления услуг водоснабжения и водоотведения <134>.
Статья: Правовые проблемы определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Анализ данных нормативных положений позволяет прийти к выводу, что строительство объекта капитального строительства (здание и (или) сооружение) осуществляется в соответствии с проектной документацией с выполнением предусмотренных в ней строительно-монтажных работ, в том числе и с осуществлением работ по строительству внешних сетей водоснабжения и водоотведения с обязательным их подключением к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения. Далее здание (сооружение) предъявляется застройщиком к приемке рабочей или государственной приемочной комиссии для ввода его в эксплуатацию и в случае соблюдения всех установленных требований вводится в эксплуатацию посредством составления акта по утвержденной форме.
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Анализ данных нормативных положений позволяет прийти к выводу, что строительство объекта капитального строительства (здание и (или) сооружение) осуществляется в соответствии с проектной документацией с выполнением предусмотренных в ней строительно-монтажных работ, в том числе и с осуществлением работ по строительству внешних сетей водоснабжения и водоотведения с обязательным их подключением к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения. Далее здание (сооружение) предъявляется застройщиком к приемке рабочей или государственной приемочной комиссии для ввода его в эксплуатацию и в случае соблюдения всех установленных требований вводится в эксплуатацию посредством составления акта по утвержденной форме.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Д.М. Будницкий полагает, что согласно ст. 2.3 комментируемого Закона участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых (объекты водоснабжения и водоотведения как раз и являются такими сооружениями), относятся к участкам недр местного значения, тогда как установление порядка пользования ими в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. На этом основании Д.М. Будницкий приходит к выводу о том, что в субъектах РФ может быть установлен свой особый порядок использования недр в целях строительства и эксплуатации подземных объектов водоснабжения и водоотведения (к примеру, без обязательного получения лицензии и внесения соответствующих платежей) <28>.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Д.М. Будницкий полагает, что согласно ст. 2.3 комментируемого Закона участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых (объекты водоснабжения и водоотведения как раз и являются такими сооружениями), относятся к участкам недр местного значения, тогда как установление порядка пользования ими в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. На этом основании Д.М. Будницкий приходит к выводу о том, что в субъектах РФ может быть установлен свой особый порядок использования недр в целях строительства и эксплуатации подземных объектов водоснабжения и водоотведения (к примеру, без обязательного получения лицензии и внесения соответствующих платежей) <28>.
Статья: Анализ судебной практики рассмотрения споров в сфере водоснабжения и водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)В статье автором анализируется судебная практика российских судов по урегулированию разногласий, возникающих при заключении договоров холодного водоснабжения и водоотведения между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в части применения правовых норм об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей объектов капитального строительства. Данный анализ позволил автору сформулировать вывод о том, что основополагающим при разрешении споров данной категории дел являются наличие двух обстоятельств. Первое - это факт принадлежности абоненту сетей водоснабжения и водоотведения на каком-либо законном праве, а вторым обстоятельством является признание судом абонентов слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях. Также в статье проводится анализ применения судами пунктов 31(1) и 31(2) Правил N 644, в результате чего выявлена необходимость конкретизации данных пунктов, поскольку в отсутствие подтверждения принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения абоненту их принадлежность должна рассматриваться во взаимосвязи с границами принадлежащего ему земельного участка.
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)В статье автором анализируется судебная практика российских судов по урегулированию разногласий, возникающих при заключении договоров холодного водоснабжения и водоотведения между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в части применения правовых норм об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей объектов капитального строительства. Данный анализ позволил автору сформулировать вывод о том, что основополагающим при разрешении споров данной категории дел являются наличие двух обстоятельств. Первое - это факт принадлежности абоненту сетей водоснабжения и водоотведения на каком-либо законном праве, а вторым обстоятельством является признание судом абонентов слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях. Также в статье проводится анализ применения судами пунктов 31(1) и 31(2) Правил N 644, в результате чего выявлена необходимость конкретизации данных пунктов, поскольку в отсутствие подтверждения принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения абоненту их принадлежность должна рассматриваться во взаимосвязи с границами принадлежащего ему земельного участка.