Высший орган управления бюджетным учреждением
Подборка наиболее важных документов по запросу Высший орган управления бюджетным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Списание федерального недвижимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)При отказе уполномоченного органа списать отсутствующее (снесенное) недвижимое имущество можно обратиться в суд с требованием о признании отсутствующим права оперативного управления на него
(КонсультантПлюс, 2025)При отказе уполномоченного органа списать отсутствующее (снесенное) недвижимое имущество можно обратиться в суд с требованием о признании отсутствующим права оперативного управления на него
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В силу п. 4 ст. 14 ФЗ "О некоммерческих организациях" изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В силу п. 4 ст. 14 ФЗ "О некоммерческих организациях" изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.
Статья: Наследственный договор как оптимальный способ распорядиться имуществом в предпринимательской сфере на случай смерти
(Ворожейкина Ю.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Ворожейкина Юлия Викторовна, соискатель кафедры Гражданского права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовская государственная юридическая академия", старший специалист 1-го разряда 1-го отдела надзора (за процессуальной деятельностью военных следственных органов) управления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений Главной военной прокуратуры.
(Ворожейкина Ю.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Ворожейкина Юлия Викторовна, соискатель кафедры Гражданского права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовская государственная юридическая академия", старший специалист 1-го разряда 1-го отдела надзора (за процессуальной деятельностью военных следственных органов) управления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений Главной военной прокуратуры.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 346
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")4. Источником формирования данных по форме являются первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, решения Президента Российской Федерации о создании, расширении территории ООПТ федерального значения категории "национальный парк", Правительства Российской Федерации о создании, переименовании, расширении территории, преобразовании, упразднении ООПТ федерального значения, о ведомственной подчиненности ООПТ федерального значения, о создании федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных научных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования, под управление которых передаются ООПТ федерального значения, положения о федеральных государственных бюджетных учреждениях, государственных научных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, под управление которых переданы ООПТ федерального значения; решения высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании, переименовании, расширении территории, преобразовании, упразднении соответственно ООПТ регионального значения и ООПТ местного значения, положения об ООПТ, решения федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения, о передаче их под управление подведомственных им федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных научных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования; данные кадастров ООПТ, соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), гражданско-правовой договор (контракт) с юридическим лицом, осуществляющим туроператорскую деятельность, юридическим лицом (физическим лицом); другие первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Все показатели формы приводятся в целых числах, за исключением данных о площадях ООПТ и затратах на их содержание, которые указываются с одним десятичным знаком; при отсутствии явления ячейка не заполняется.
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")4. Источником формирования данных по форме являются первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, решения Президента Российской Федерации о создании, расширении территории ООПТ федерального значения категории "национальный парк", Правительства Российской Федерации о создании, переименовании, расширении территории, преобразовании, упразднении ООПТ федерального значения, о ведомственной подчиненности ООПТ федерального значения, о создании федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных научных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования, под управление которых передаются ООПТ федерального значения, положения о федеральных государственных бюджетных учреждениях, государственных научных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, под управление которых переданы ООПТ федерального значения; решения высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании, переименовании, расширении территории, преобразовании, упразднении соответственно ООПТ регионального значения и ООПТ местного значения, положения об ООПТ, решения федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения, о передаче их под управление подведомственных им федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных научных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования; данные кадастров ООПТ, соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), гражданско-правовой договор (контракт) с юридическим лицом, осуществляющим туроператорскую деятельность, юридическим лицом (физическим лицом); другие первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Все показатели формы приводятся в целых числах, за исключением данных о площадях ООПТ и затратах на их содержание, которые указываются с одним десятичным знаком; при отсутствии явления ячейка не заполняется.
Статья: Замещение должности муниципальной службы лицом, не имеющим высшего образования
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)На должность заместителя начальника Управления культуры, спорта и молодежной политики (казенное учреждение, структурное подразделение администрации, относится к органам местного самоуправления) принят сотрудник (высшая муниципальная должность) со средним профобразованием в области менеджмента. Решением Думы определено, что все должности муниципальной службы, от ведущей до высшей, должны замещать граждане, имеющие исключительно высшее образование. Как можно квалифицировать нарушение, связанное с приемом на должность сотрудника, образование которого не отвечает квалификационным требованиям? Приведем ответ на вопрос исходя из норм российского законодательства и материалов судебной практики.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)На должность заместителя начальника Управления культуры, спорта и молодежной политики (казенное учреждение, структурное подразделение администрации, относится к органам местного самоуправления) принят сотрудник (высшая муниципальная должность) со средним профобразованием в области менеджмента. Решением Думы определено, что все должности муниципальной службы, от ведущей до высшей, должны замещать граждане, имеющие исключительно высшее образование. Как можно квалифицировать нарушение, связанное с приемом на должность сотрудника, образование которого не отвечает квалификационным требованиям? Приведем ответ на вопрос исходя из норм российского законодательства и материалов судебной практики.
Статья: Представители публично-правовых образований в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Необходимо отметить, что рядом федеральных законов, определяющих статус отдельных федеральных государственных бюджетных учреждений и принятых в развитие решений Правительства Российской Федерации, предусмотрено создание советов, осуществляющих функции органов управления таких юридических лиц. Так, в национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" предусмотрено создание как высшего органа управления юридического лица наблюдательного совета учреждения, члены которого либо входят в его состав по должности, либо назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть освобождены от должности досрочно Президентом Российской Федерации <16>. Какие-либо требования к кандидатурам для назначения в состав совета, требования к деятельности его членов, в том числе заключение какого-либо договора, определяющего статус и обязанности его членов в той или иной форме отчетности, не предусмотрены. Аналогичные положения определены и для национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" <17>.
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Необходимо отметить, что рядом федеральных законов, определяющих статус отдельных федеральных государственных бюджетных учреждений и принятых в развитие решений Правительства Российской Федерации, предусмотрено создание советов, осуществляющих функции органов управления таких юридических лиц. Так, в национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" предусмотрено создание как высшего органа управления юридического лица наблюдательного совета учреждения, члены которого либо входят в его состав по должности, либо назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть освобождены от должности досрочно Президентом Российской Федерации <16>. Какие-либо требования к кандидатурам для назначения в состав совета, требования к деятельности его членов, в том числе заключение какого-либо договора, определяющего статус и обязанности его членов в той или иной форме отчетности, не предусмотрены. Аналогичные положения определены и для национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" <17>.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно же общей норме п. 1 ст. 28 (статья определяет основы управления НКО) Закона о НКО (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ <177>) структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами НКО в соответствии с данным Законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно же общей норме п. 1 ст. 28 (статья определяет основы управления НКО) Закона о НКО (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ <177>) структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами НКО в соответствии с данным Законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Может ли государственный контракт быть расторгнут в одностороннем порядке, если отказ заказчика не связан с ненадлежащим выполнением работ подрядчиком
(КонсультантПлюс, 2025)"...Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права" (г. Иркутск, ОГРН: 1023801008648, далее - ФГБОУ ВПО "БГУЭП", образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 03.05.2012 N 362 и предписания от 03.05.2012 N 89.
Может ли государственный контракт быть расторгнут в одностороннем порядке, если отказ заказчика не связан с ненадлежащим выполнением работ подрядчиком
(КонсультантПлюс, 2025)"...Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права" (г. Иркутск, ОГРН: 1023801008648, далее - ФГБОУ ВПО "БГУЭП", образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 03.05.2012 N 362 и предписания от 03.05.2012 N 89.
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Так, высшим органом исполнительной власти региона в целях развития эффективного взаимодействия между уровнями государственной и муниципальной власти через предоставление консультационно-методических, образовательных и информационных услуг образовано Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" <16>, которое в том числе осуществляет разработку и реализацию практико-ориентированных курсов по организации деятельности в области противодействия коррупции на уровне местного самоуправления <17>. Такая практика уникальна для Сибирского региона - учреждение представляет собой формат центра компетенций по указанным вопросам и охватывает на сегодняшний день образовательно-экспертной деятельностью не только муниципалитеты Красноярского края, но и транслирует положительный опыт в этой сфере в другие субъекты Российской Федерации через серию совместных проектов <18>.
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Так, высшим органом исполнительной власти региона в целях развития эффективного взаимодействия между уровнями государственной и муниципальной власти через предоставление консультационно-методических, образовательных и информационных услуг образовано Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" <16>, которое в том числе осуществляет разработку и реализацию практико-ориентированных курсов по организации деятельности в области противодействия коррупции на уровне местного самоуправления <17>. Такая практика уникальна для Сибирского региона - учреждение представляет собой формат центра компетенций по указанным вопросам и охватывает на сегодняшний день образовательно-экспертной деятельностью не только муниципалитеты Красноярского края, но и транслирует положительный опыт в этой сфере в другие субъекты Российской Федерации через серию совместных проектов <18>.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Особенности управления в отдельных видах государственных учреждений могут быть предусмотрены отдельными законами. Так, государственные академии наук являются федеральными бюджетными учреждениями, в то же время в них существуют элементы корпоративной структуры управления: высшим органом управления является общее собрание членов государственной академии наук <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Особенности управления в отдельных видах государственных учреждений могут быть предусмотрены отдельными законами. Так, государственные академии наук являются федеральными бюджетными учреждениями, в то же время в них существуют элементы корпоративной структуры управления: высшим органом управления является общее собрание членов государственной академии наук <1>.