Высшее юридическое обрАзование кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Высшее юридическое обрАзование кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55 "Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде" КАС РФ"С учетом изложенного соблюдение требований части 3 статьи 59 АПК РФ, части 1 статьи 55 КАС РФ о наличии высшего юридического образования у лиц, выступающих представителями в суде, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра, дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, дипломом кандидата наук или дипломом доктора наук."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 126 "Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению" КАС РФ"При таких обстоятельствах выводы судьи об отсутствии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за подачу настоящего административного искового заявления, являются необоснованными, а требование о предоставлении ордера адвоката (при наличии нотариальной доверенности и диплома о высшем юридическом образовании) - излишним, не предусмотренным положениями пункта 6 части 1 статьи 126 КАС РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто может выступать представителем в административном судопроизводстве
(КонсультантПлюс, 2025)Представителями могут выступать адвокаты и иные лица. К последним по общему правилу предъявляются специальные требования, одно из которых - наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности. Совершать действия, не связанные с квалифицированной юридической помощью (получать и (или) копировать документы) могут и представители, не имеющие статуса адвоката или высшего юридического образования, ученой степени по юридической специальности.
(КонсультантПлюс, 2025)Представителями могут выступать адвокаты и иные лица. К последним по общему правилу предъявляются специальные требования, одно из которых - наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности. Совершать действия, не связанные с квалифицированной юридической помощью (получать и (или) копировать документы) могут и представители, не имеющие статуса адвоката или высшего юридического образования, ученой степени по юридической специальности.
Статья: Объективная и формальная истина при раскрытии доказательств
(Ляшенко И.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)Изложенные выше подходы судов к установлению истины по делу представляются наиболее обоснованными с точки зрения соблюдения интересов участников процесса. При этом представляется целесообразным усиливать стремление к установлению формальной истины в арбитражном процессе, в котором участвуют профессиональные представители с высшим юридическим образованием. КАС РФ, наоборот, в силу презюмируемого процессуального превосходства государственных органов должен защищать наиболее уязвимых участников, оказывая им активное содействие и пытаясь установить объективную истину. Гражданский процесс в силу своей двойственности (рассматриваются как дела сугубо частного интереса, так и публичного) полагаем наиболее гибким в зависимости от состава участников каждого конкретного дела. В одном случае формализм должен выходить на первое место (например, споры между гражданами), в другом - суд должен стремиться к установлению объективной истины.
(Ляшенко И.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)Изложенные выше подходы судов к установлению истины по делу представляются наиболее обоснованными с точки зрения соблюдения интересов участников процесса. При этом представляется целесообразным усиливать стремление к установлению формальной истины в арбитражном процессе, в котором участвуют профессиональные представители с высшим юридическим образованием. КАС РФ, наоборот, в силу презюмируемого процессуального превосходства государственных органов должен защищать наиболее уязвимых участников, оказывая им активное содействие и пытаясь установить объективную истину. Гражданский процесс в силу своей двойственности (рассматриваются как дела сугубо частного интереса, так и публичного) полагаем наиболее гибким в зависимости от состава участников каждого конкретного дела. В одном случае формализм должен выходить на первое место (например, споры между гражданами), в другом - суд должен стремиться к установлению объективной истины.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
(ред. от 31.07.2025)1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).
Статья: Ознакомление с материалами дела
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом ответа на вопрос 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019, соблюдение требований ч. 1 ст. 55 КАС РФ о наличии высшего юридического образования у лиц, выступающих представителями в суде, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра, дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, дипломом кандидата наук или дипломом доктора наук.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом ответа на вопрос 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019, соблюдение требований ч. 1 ст. 55 КАС РФ о наличии высшего юридического образования у лиц, выступающих представителями в суде, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра, дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, дипломом кандидата наук или дипломом доктора наук.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как показывает практика, по частноправовым спорам (гражданским, семейным, трудовым) стороны приходят к мирному урегулированию спора (мировому соглашению, отказу от иска, признанию обстоятельств дела и пр.) чаще именно в результате переговоров, а не с помощью посредника (медиатора или судебного примирителя). Это обусловлено равноправным правовым положением субъектов и, соответственно, равными возможностями сторон при обсуждении условий примирения. По спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в которых субъекты изначально находятся в отношениях власти и подчинения, непосредственное ведение переговоров может быть затруднено и неэффективно для "слабой" стороны, которая вряд ли будет соглашаться на использование этой процедуры, опасаясь ее несправедливого проведения. В связи с этим можно предположить, что переговоры по административным делам объективно будут менее востребованы, чем процедуры медиации или судебного примирения. В то же время в качестве потенциала для использования переговоров в рамках административного судопроизводства, который позволяет нивелировать "слабость" подчиненной стороны, можно рассматривать институт профессионального представительства, предусматривающий обязательное требование о наличии у представителя статуса адвоката или высшего юридического образования (ч. 1 ст. 55 КАС). Поэтому наличие комментируемой статьи в процессуальном Кодексе, помимо прочего, может в целом способствовать повышению интереса к процедуре переговоров и стремлению участников спора и их профессиональных представителей к овладению навыками переговорных технологий.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как показывает практика, по частноправовым спорам (гражданским, семейным, трудовым) стороны приходят к мирному урегулированию спора (мировому соглашению, отказу от иска, признанию обстоятельств дела и пр.) чаще именно в результате переговоров, а не с помощью посредника (медиатора или судебного примирителя). Это обусловлено равноправным правовым положением субъектов и, соответственно, равными возможностями сторон при обсуждении условий примирения. По спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в которых субъекты изначально находятся в отношениях власти и подчинения, непосредственное ведение переговоров может быть затруднено и неэффективно для "слабой" стороны, которая вряд ли будет соглашаться на использование этой процедуры, опасаясь ее несправедливого проведения. В связи с этим можно предположить, что переговоры по административным делам объективно будут менее востребованы, чем процедуры медиации или судебного примирения. В то же время в качестве потенциала для использования переговоров в рамках административного судопроизводства, который позволяет нивелировать "слабость" подчиненной стороны, можно рассматривать институт профессионального представительства, предусматривающий обязательное требование о наличии у представителя статуса адвоката или высшего юридического образования (ч. 1 ст. 55 КАС). Поэтому наличие комментируемой статьи в процессуальном Кодексе, помимо прочего, может в целом способствовать повышению интереса к процедуре переговоров и стремлению участников спора и их профессиональных представителей к овладению навыками переговорных технологий.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Соответственно, для лиц, выступающих в качестве судебных представителей по делам, отнесенным к подсудности мировых судей и районных судов, требование о наличии у них высшего юридического образования не предусмотрено. В отличие, например, от арбитражных судов, где данное требование применяется, начиная с судов первой инстанции (часть 3 статьи 59 АПК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) <1> представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В сфере административно-судебного нормоконтроля право гражданина вести свое дело лично ограничено требованием иметь высшее юридическое образование (часть 9 статьи 208 КАС РФ).
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Соответственно, для лиц, выступающих в качестве судебных представителей по делам, отнесенным к подсудности мировых судей и районных судов, требование о наличии у них высшего юридического образования не предусмотрено. В отличие, например, от арбитражных судов, где данное требование применяется, начиная с судов первой инстанции (часть 3 статьи 59 АПК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) <1> представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В сфере административно-судебного нормоконтроля право гражданина вести свое дело лично ограничено требованием иметь высшее юридическое образование (часть 9 статьи 208 КАС РФ).