Высокотехнологичные отрасли
Подборка наиболее важных документов по запросу Высокотехнологичные отрасли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Колобов Роман Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, лаборатория правовых исследований высокотехнологичных отраслей производства Иркутского института химии имени А.Е. Фаворского; доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института Иркутского государственного университета.
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Колобов Роман Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, лаборатория правовых исследований высокотехнологичных отраслей производства Иркутского института химии имени А.Е. Фаворского; доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института Иркутского государственного университета.
Готовое решение: Как формируются перечни инновационной, высокотехнологичной продукции для целей осуществления закупок
(КонсультантПлюс, 2025)создается организациями высокотехнологичных, наукоемких отраслей;
(КонсультантПлюс, 2025)создается организациями высокотехнологичных, наукоемких отраслей;
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>2. Формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>2. Формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Приказ Росстата от 17.09.2025 N 503
"Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателя "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте относительно уровня 2011 года"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателя "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте относительно уровня 2011 года"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Правовой режим результатов генерации, созданных с помощью генеративного искусственного интеллекта
(Чернов И.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Существует мнение о необходимости разграничить генеративный искусственный интеллект и обычные программы для электронных вычислительных машин. Одним из аргументов для введения регулирования sui generis представляется создание правового режима, который обеспечил бы определенность в вопросе принадлежности прав на результаты генерации. Так, Е.Е. Кирсанова предлагает дополнить Гражданский кодекс РФ новым объектом "нейросетевое программное обеспечение" и закрепить принадлежность прав на результаты генерации за автором первоначального алгоритма, посредством которого производное произведение было создано, или правообладателем исключительных прав на алгоритм [4, с. 13]. Эту точку зрения она обосновывает "повышенным коммерческим интересом первичного разработчика" и необходимостью соблюдения балансов интересов разработчиков в высокотехнологичной отрасли [4, с. 89].
(Чернов И.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Существует мнение о необходимости разграничить генеративный искусственный интеллект и обычные программы для электронных вычислительных машин. Одним из аргументов для введения регулирования sui generis представляется создание правового режима, который обеспечил бы определенность в вопросе принадлежности прав на результаты генерации. Так, Е.Е. Кирсанова предлагает дополнить Гражданский кодекс РФ новым объектом "нейросетевое программное обеспечение" и закрепить принадлежность прав на результаты генерации за автором первоначального алгоритма, посредством которого производное произведение было создано, или правообладателем исключительных прав на алгоритм [4, с. 13]. Эту точку зрения она обосновывает "повышенным коммерческим интересом первичного разработчика" и необходимостью соблюдения балансов интересов разработчиков в высокотехнологичной отрасли [4, с. 89].
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2024 N 416-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 5)И еще. Благодаря тому же Закону N 176-ФЗ с 2025 года в НК РФ появится ст. 286.2 "Федеральный инвестиционный налоговый вычет". Федеральный вычет введен в дополнение к существующему региональному (ст. 286.1 Кодекса). ФИНВ позволяет скостить налог на прибыль (авансовый платеж по нему), зачисляемый в федеральный бюджет, на определенные расходы (в частности, на покупку и создание ОС, НМА и доведение их до состояния, пригодного к использованию). Так вот, Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.11.2024 N 1638 определило тех, кто имеет право на такую преференцию. Среди "избранных" - компании, занятые в области информационных технологий и телекоммуникаций. По мнению зампреда Правительства РФ Дмитрия Григоренко, важно, что такая мера направлена в том числе на поддержку высокотехнологичных отраслей, включая ИТ. Условия для развития цифровых компаний позволят укрепить инфраструктуру, необходимую для повышения эффективности экономики и госуправления.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 5)И еще. Благодаря тому же Закону N 176-ФЗ с 2025 года в НК РФ появится ст. 286.2 "Федеральный инвестиционный налоговый вычет". Федеральный вычет введен в дополнение к существующему региональному (ст. 286.1 Кодекса). ФИНВ позволяет скостить налог на прибыль (авансовый платеж по нему), зачисляемый в федеральный бюджет, на определенные расходы (в частности, на покупку и создание ОС, НМА и доведение их до состояния, пригодного к использованию). Так вот, Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.11.2024 N 1638 определило тех, кто имеет право на такую преференцию. Среди "избранных" - компании, занятые в области информационных технологий и телекоммуникаций. По мнению зампреда Правительства РФ Дмитрия Григоренко, важно, что такая мера направлена в том числе на поддержку высокотехнологичных отраслей, включая ИТ. Условия для развития цифровых компаний позволят укрепить инфраструктуру, необходимую для повышения эффективности экономики и госуправления.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)После вступления Юн Сок Еля в должность Президента РК в 2022 г., новая администрация опубликовала план "120 задач государственной политики", в котором обозначено несколько направлений развития ИИ. В их числе: войти в тройку ведущих государств мира по развитию технологий ИИ и вдвое увеличить объем рынка данных (от уровня 23 трлн вон в 2021 г.) к 2027 г., углублять конвергенцию высокотехнологичных отраслей (например, робототехника и полупроводники), а также внедрять ИИ-решения в оборонной сфере, развивая боевые беспилотные и пилотируемые системы на основе технологий ИИ [1384].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)После вступления Юн Сок Еля в должность Президента РК в 2022 г., новая администрация опубликовала план "120 задач государственной политики", в котором обозначено несколько направлений развития ИИ. В их числе: войти в тройку ведущих государств мира по развитию технологий ИИ и вдвое увеличить объем рынка данных (от уровня 23 трлн вон в 2021 г.) к 2027 г., углублять конвергенцию высокотехнологичных отраслей (например, робототехника и полупроводники), а также внедрять ИИ-решения в оборонной сфере, развивая боевые беспилотные и пилотируемые системы на основе технологий ИИ [1384].
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отметим, что создание правовых траекторий информатизации не ограничивалось только перечисленными государственными программами. Например, мероприятия по "информатизации образования" и "стимулированию образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы" были реализованы в рамках Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) <1>. Значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий внесла самостоятельная Комплексная программа <2>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отметим, что создание правовых траекторий информатизации не ограничивалось только перечисленными государственными программами. Например, мероприятия по "информатизации образования" и "стимулированию образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы" были реализованы в рамках Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) <1>. Значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий внесла самостоятельная Комплексная программа <2>.
Статья: Цифровизация породила изощренные способы кражи интеллектуальной собственности, которые сложно квалифицировать в рамках традиционного права
(Лоуман М.)
("Трудовое право", 2025, N 8)Корпоративный шпионаж через кадровые перестановки стал обыденностью в высокотехнологичных отраслях. Компании целенаправленно переманивают ключевых специалистов конкурентов, получая вместе с ними доступ к организационным сведениям: внутренним бизнес-процессам, управленческой отчетности, протоколам совещаний, а также особенностям осуществления профессиональной деятельности.
(Лоуман М.)
("Трудовое право", 2025, N 8)Корпоративный шпионаж через кадровые перестановки стал обыденностью в высокотехнологичных отраслях. Компании целенаправленно переманивают ключевых специалистов конкурентов, получая вместе с ними доступ к организационным сведениям: внутренним бизнес-процессам, управленческой отчетности, протоколам совещаний, а также особенностям осуществления профессиональной деятельности.
Статья: Инвестиционный налоговый вычет: правила получения и заметные изменения с 2025 года
(Игумнова С.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Инвестиционный налоговый вычет - это налоговая льгота. Получить ее могут как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые инвестируют в создание, модернизацию или развитие своих производственных мощностей, а также в инновационные проекты. ИНВ можно назвать инструментом, который направлен на поддержку отечественного производства и стимулирование долгосрочных инвестиций в высокотехнологичные отрасли.
(Игумнова С.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Инвестиционный налоговый вычет - это налоговая льгота. Получить ее могут как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые инвестируют в создание, модернизацию или развитие своих производственных мощностей, а также в инновационные проекты. ИНВ можно назвать инструментом, который направлен на поддержку отечественного производства и стимулирование долгосрочных инвестиций в высокотехнологичные отрасли.
Статья: Патентная система КНР: ее развитие и особенности патентования изобретений и полезных моделей
(Негуляев Г.А., Дарина О.Н.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Для продвижения инноваций, субсидируемых государством, было предложено внедрить механизм постсубсидируемых и постоценочных программ при одновременном сокращении или даже прекращении государственного вмешательства в планирование и проведение инновации предприятий. С 2025 года в КНР окончательно введена новая форма поддержки патентования в форме пострегистрационной субсидии (post-grant subsidy), которую заявитель может получить только после выдачи ему патента, причем объем субсидии не должен превышать 50% от суммы официальных сборов, уплаченных в процессе патентования, и не может распространяться на оплату посреднических услуг. Для повышения адресности выделяемых субсидий было рекомендовано распространять субсидии в первую очередь на изобретения, которые относятся к высокотехнологичным отраслям промышленности Китая или новым отраслям, имеющим стратегическое значение, например: энергосбережение и защита окружающей среды, новые материалы, фармацевтика и медицинское оборудование, авиация и аэрокосмическая промышленность, информационные технологии, телекоммуникации или производство передового оборудования и т.д.
(Негуляев Г.А., Дарина О.Н.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Для продвижения инноваций, субсидируемых государством, было предложено внедрить механизм постсубсидируемых и постоценочных программ при одновременном сокращении или даже прекращении государственного вмешательства в планирование и проведение инновации предприятий. С 2025 года в КНР окончательно введена новая форма поддержки патентования в форме пострегистрационной субсидии (post-grant subsidy), которую заявитель может получить только после выдачи ему патента, причем объем субсидии не должен превышать 50% от суммы официальных сборов, уплаченных в процессе патентования, и не может распространяться на оплату посреднических услуг. Для повышения адресности выделяемых субсидий было рекомендовано распространять субсидии в первую очередь на изобретения, которые относятся к высокотехнологичным отраслям промышленности Китая или новым отраслям, имеющим стратегическое значение, например: энергосбережение и защита окружающей среды, новые материалы, фармацевтика и медицинское оборудование, авиация и аэрокосмическая промышленность, информационные технологии, телекоммуникации или производство передового оборудования и т.д.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Решение Суда ЕС от 11 мая 2006 г. по делу C-384/04 "Национальное управление таможенных и акцизных сборов Великобритании против Федерации высокотехнологичных отраслей промышленности" и др. // Налоговед. 2006. N 7; Директива Совета Европейского союза 2000/43/ЕС от 29 июня 2000 г., имплементирующая принцип равного обращения с людьми, независимо от их расового или этнического происхождения // Текст перевода официально опубликован не был. СПС "Гарант". 2015.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Решение Суда ЕС от 11 мая 2006 г. по делу C-384/04 "Национальное управление таможенных и акцизных сборов Великобритании против Федерации высокотехнологичных отраслей промышленности" и др. // Налоговед. 2006. N 7; Директива Совета Европейского союза 2000/43/ЕС от 29 июня 2000 г., имплементирующая принцип равного обращения с людьми, независимо от их расового или этнического происхождения // Текст перевода официально опубликован не был. СПС "Гарант". 2015.