Вырубка в охранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка в охранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Доводы общества о том, что часть вырубленных лесных насаждений находились в охранной зоне линейного объекта и вырубка этих насаждений не предполагает лесовосстановления в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 63.1 Лесного кодекса, не принимаются, поскольку участки предоставлены в аренду для реконструкции линейного объекта и рубка лесных насаждений осуществлена именно в рамках договора аренды. Доказательств иного суду не представлено."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ в регистрации договора аренды земельного участка признается законным, если в договоре не указаны ограничения, связанные с наличием на участке охранных зон газопровода и ЛЭП, даже если газопровод и ЛЭП принадлежат арендатору
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ в регистрации договора аренды земельного участка признается законным, если в договоре не указаны ограничения, связанные с наличием на участке охранных зон газопровода и ЛЭП, даже если газопровод и ЛЭП принадлежат арендатору
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы правоприменения статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) был дополнен ст. 63.1, согласно которой предусмотрена обязанность лиц, использующих леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) был дополнен ст. 63.1, согласно которой предусмотрена обязанность лиц, использующих леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В границах охранной зоны могут быть установлены запреты или ограничения на строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубку древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений; распашку земель; выпас скота; выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод (п. 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В границах охранной зоны могут быть установлены запреты или ограничения на строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубку древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений; распашку земель; выпас скота; выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод (п. 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"на 200 дней - в случае пересечения сети газораспределения с автомобильными дорогами регионального или федерального значения, железными дорогами, водными преградами, прокладки газопровода на территории земель лесного фонда или необходимости вырубки зеленых насаждений и (или) прокладки газопровода протяженностью более 30 метров бестраншейным способом, и (или) по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"на 200 дней - в случае пересечения сети газораспределения с автомобильными дорогами регионального или федерального значения, железными дорогами, водными преградами, прокладки газопровода на территории земель лесного фонда или необходимости вырубки зеленых насаждений и (или) прокладки газопровода протяженностью более 30 метров бестраншейным способом, и (или) по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021
(ред. от 30.08.2025)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.
(ред. от 30.08.2025)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Материалы лесоустройства, на основании которых общество произвело отвод делянки, содержат сведения о наличии водного объекта и его охранной зоне. Из лесной декларации также усматривается, что арендатор знал о наличии реки. На основании совокупного анализа представленных доказательств суды пришли к выводу о том, что неверный натурный отвод делянки, в результате которого произошла вырубка деревьев в водоохранной зоне, произошел по вине общества.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Материалы лесоустройства, на основании которых общество произвело отвод делянки, содержат сведения о наличии водного объекта и его охранной зоне. Из лесной декларации также усматривается, что арендатор знал о наличии реки. На основании совокупного анализа представленных доказательств суды пришли к выводу о том, что неверный натурный отвод делянки, в результате которого произошла вырубка деревьев в водоохранной зоне, произошел по вине общества.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Суд отказал в удовлетворении иска, руководствуясь следующим. Правила установления охранных зон электросетей (п. 21 и 23) и Правила использования лесов (п. 8, 9, 11) разрешают сетевым организациям использовать лесные участки в пределах охранных зон. При этом указанные акты не содержат норм, предусматривающих необходимость получения разрешений на использование участков, а также их предоставление в тех случаях, когда такое использование осуществляется для обеспечения защиты граждан, и каких-либо изъятий в отношении лесов, находящихся в пределах земель обороны и безопасности, действующее законодательство не предусматривает.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Суд отказал в удовлетворении иска, руководствуясь следующим. Правила установления охранных зон электросетей (п. 21 и 23) и Правила использования лесов (п. 8, 9, 11) разрешают сетевым организациям использовать лесные участки в пределах охранных зон. При этом указанные акты не содержат норм, предусматривающих необходимость получения разрешений на использование участков, а также их предоставление в тех случаях, когда такое использование осуществляется для обеспечения защиты граждан, и каких-либо изъятий в отношении лесов, находящихся в пределах земель обороны и безопасности, действующее законодательство не предусматривает.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с нормами о крайней необходимости в качестве положений, предоставляющих право на использование чужих земельных участков (в отсутствие разрешения собственника), можно назвать подзаконные акты, регламентирующие режим охранных зон отдельных видов опасных объектов, в том числе линейных сооружений. Так, п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила охраны электрических сетей) предусматривает возможность использования лесных участков без их предоставления правообладателями линейных электросетевых объектов. При этом п. 21, 23 Правил охраны электрических сетей содержат положения о необходимости обеспечения безаварийного функционирования объектов электросетевого хозяйства, для чего на правообладателей данных объектов возлагается ряд обязанностей, связанных в том числе с землепользованием, а именно вырубка лесных насаждений и расчистка просек. Схожие положения предусмотрены Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. N 223 (далее - Правила использования лесов), п. 8, 9 которого допускают использование указанными организациями лесных земельных участков без какого-либо разрешения.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с нормами о крайней необходимости в качестве положений, предоставляющих право на использование чужих земельных участков (в отсутствие разрешения собственника), можно назвать подзаконные акты, регламентирующие режим охранных зон отдельных видов опасных объектов, в том числе линейных сооружений. Так, п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила охраны электрических сетей) предусматривает возможность использования лесных участков без их предоставления правообладателями линейных электросетевых объектов. При этом п. 21, 23 Правил охраны электрических сетей содержат положения о необходимости обеспечения безаварийного функционирования объектов электросетевого хозяйства, для чего на правообладателей данных объектов возлагается ряд обязанностей, связанных в том числе с землепользованием, а именно вырубка лесных насаждений и расчистка просек. Схожие положения предусмотрены Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. N 223 (далее - Правила использования лесов), п. 8, 9 которого допускают использование указанными организациями лесных земельных участков без какого-либо разрешения.
Статья: Особенности исковой работы прокурора по возмещению вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2022, N 8)Суд указал, что отсутствие в разрешительной документации и положительном заключении экспертизы указания на наличие в зоне вырубки деревьев, занесенных в Красную книгу РФ, не свидетельствует об отсутствии вины АО "Труд", поскольку, осуществляя вырубку на ООПТ, АО "Труд" в силу рода своей деятельности самостоятельно несет ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства <7>.
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2022, N 8)Суд указал, что отсутствие в разрешительной документации и положительном заключении экспертизы указания на наличие в зоне вырубки деревьев, занесенных в Красную книгу РФ, не свидетельствует об отсутствии вины АО "Труд", поскольку, осуществляя вырубку на ООПТ, АО "Труд" в силу рода своей деятельности самостоятельно несет ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства <7>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пределах охранной зоны без соблюдения условий осуществления соответствующих видов деятельности, предусмотренных решением о согласовании такой охранной зоны, запрещаются:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пределах охранной зоны без соблюдения условий осуществления соответствующих видов деятельности, предусмотренных решением о согласовании такой охранной зоны, запрещаются:
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Судебная практика уже полноценно применяет установленный запрет на капитальное строительство, связанное со сплошной рубкой лесов. Так, суды поддержали отказ в регистрации договоров аренды земельных участков, предусматривающих право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, в связи с тем, что "использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2399 о видах деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, и статьи 11 Закона об охране озера Байкал" <21>.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Судебная практика уже полноценно применяет установленный запрет на капитальное строительство, связанное со сплошной рубкой лесов. Так, суды поддержали отказ в регистрации договоров аренды земельных участков, предусматривающих право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, в связи с тем, что "использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2399 о видах деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, и статьи 11 Закона об охране озера Байкал" <21>.
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<10> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" // СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1220.
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<10> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" // СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1220.
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Согласно заключению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 05.03.2014 N 2-25681 в границах спорного земельного участка в связи с нахождением его в указанных зонах не допускаются: строительство объектов, влекущее за собой изменение основных характеристик ландшафта, и реконструкция существующих объектов с изменением их габаритов; изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок; строительные работы, приводящие к изменению основных характеристик ландшафта. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в пределах своей компетенции считает целесообразным формирование земельного участка в его исторических границах на основании особых требований режима ЗР31-1.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Согласно заключению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 05.03.2014 N 2-25681 в границах спорного земельного участка в связи с нахождением его в указанных зонах не допускаются: строительство объектов, влекущее за собой изменение основных характеристик ландшафта, и реконструкция существующих объектов с изменением их габаритов; изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок; строительные работы, приводящие к изменению основных характеристик ландшафта. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в пределах своей компетенции считает целесообразным формирование земельного участка в его исторических границах на основании особых требований режима ЗР31-1.