Выплаты ветеранам труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты ветеранам труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20 "Место жительства гражданина" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что отсутствие регистрация гражданина по месту жительства, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию лицам, в том числе, имеющих имеющим статус ветерана труда, указанных мер социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
Закон г. Москвы от 26.09.2018 N 19
(ред. от 25.12.2024)
"О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения"3. Жителям города Москвы, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, которым присвоено звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы", помимо дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:
(ред. от 25.12.2024)
"О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения"3. Жителям города Москвы, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, которым присвоено звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы", помимо дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:
Статья: Интересный момент с выплатами при увольнении сотрудника
(Анисимова О., Алексеева С., Олифирова И., Халитова Д.)
("Трудовое право", 2025, N 2)Для целей исчисления налога на прибыль организаций производимые при увольнении работников выплаты не должны быть аналогичны расходам, поименованным в п. 25 ст. 270 НК РФ, то есть надбавкам к пенсиям, единовременным пособиям уходящим на пенсию ветеранам труда и тому подобным выплатам, имеющим характер личного обеспечения работника после его увольнения.
(Анисимова О., Алексеева С., Олифирова И., Халитова Д.)
("Трудовое право", 2025, N 2)Для целей исчисления налога на прибыль организаций производимые при увольнении работников выплаты не должны быть аналогичны расходам, поименованным в п. 25 ст. 270 НК РФ, то есть надбавкам к пенсиям, единовременным пособиям уходящим на пенсию ветеранам труда и тому подобным выплатам, имеющим характер личного обеспечения работника после его увольнения.
Готовое решение: Есть ли особенности предоставления отпуска ветеранам труда
(КонсультантПлюс, 2025)2. Есть ли особенности предоставления отпуска без сохранения заработной платы ветерану труда
(КонсультантПлюс, 2025)2. Есть ли особенности предоставления отпуска без сохранения заработной платы ветерану труда
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1.2. Суды учли: общий размер выплат в связи с увольнением - 321 806 руб.; размер получаемой пенсии - 18 943,77 руб., ежемесячной выплаты ветерану труда - 1 046,03 руб. Кроме того, суды оценили общий доход семьи из четырех человек, который превышает установленную в Мурманской области величину прожиточного минимума для граждан трудоспособного населения из расчета на каждого члена семьи, а также имущественное положение гражданина, которому на праве собственности принадлежат два транспортных средства: Ford Galaxy и Hyundai Creta (Определение Третьего КСОЮ от 16.03.2022 по делу N 88-4543/2022).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1.2. Суды учли: общий размер выплат в связи с увольнением - 321 806 руб.; размер получаемой пенсии - 18 943,77 руб., ежемесячной выплаты ветерану труда - 1 046,03 руб. Кроме того, суды оценили общий доход семьи из четырех человек, который превышает установленную в Мурманской области величину прожиточного минимума для граждан трудоспособного населения из расчета на каждого члена семьи, а также имущественное положение гражданина, которому на праве собственности принадлежат два транспортных средства: Ford Galaxy и Hyundai Creta (Определение Третьего КСОЮ от 16.03.2022 по делу N 88-4543/2022).
"Личные и имущественные правоотношения супругов: учебное пособие"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Под изменением материального положения сторон понимается как уменьшение доходов плательщика, так и увеличение доходов получателя алиментов (например, снижение доходов плательщика в связи с получением инвалидности и уходом в связи с этим на пенсию либо потеря работы). В то же время получатель алиментов может получить наследство и стать в результате этого более обеспеченным, чем плательщик. Так, при рассмотрении дела о снижении размера алиментов на содержание бывшей супруги мировой судья учел следующие факты, характеризующие материальное положение плательщика алиментов: 1) истец является получателем социальных выплат в территориальном отделе социальной защиты населения, и им была получена ежемесячная городская выплата ветеранам труда и приравненным к ним лицам; 2) истец является получателем пенсии по старости; 3) истец имеет доход от трудовой деятельности за вычетом налога в ГБУК академический Музыкальный театр имени народных артистов; 4) при этом из получаемых по месту работы денежных средств вплоть до января 2018 г. истцом перечислялись ответчику алименты на содержание совершеннолетнего недееспособного ребенка <1>.
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Под изменением материального положения сторон понимается как уменьшение доходов плательщика, так и увеличение доходов получателя алиментов (например, снижение доходов плательщика в связи с получением инвалидности и уходом в связи с этим на пенсию либо потеря работы). В то же время получатель алиментов может получить наследство и стать в результате этого более обеспеченным, чем плательщик. Так, при рассмотрении дела о снижении размера алиментов на содержание бывшей супруги мировой судья учел следующие факты, характеризующие материальное положение плательщика алиментов: 1) истец является получателем социальных выплат в территориальном отделе социальной защиты населения, и им была получена ежемесячная городская выплата ветеранам труда и приравненным к ним лицам; 2) истец является получателем пенсии по старости; 3) истец имеет доход от трудовой деятельности за вычетом налога в ГБУК академический Музыкальный театр имени народных артистов; 4) при этом из получаемых по месту работы денежных средств вплоть до января 2018 г. истцом перечислялись ответчику алименты на содержание совершеннолетнего недееспособного ребенка <1>.
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
Статья: Получение работником звания "Ветеран труда"
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Также отметим, что меры социальной поддержки в каждом регионе свои, а в одном регионе могут отличаться для ветеранов труда федерального и регионального уровня. Это, конечно, вызывает некоторое недопонимание и даже обиду у пожилых людей. В связи с этим недавно фракцией ЛДПР подготовлен к внесению в Госдуму законопроект с предложением установить единый размер денежной выплаты для ветеранов труда.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Также отметим, что меры социальной поддержки в каждом регионе свои, а в одном регионе могут отличаться для ветеранов труда федерального и регионального уровня. Это, конечно, вызывает некоторое недопонимание и даже обиду у пожилых людей. В связи с этим недавно фракцией ЛДПР подготовлен к внесению в Госдуму законопроект с предложением установить единый размер денежной выплаты для ветеранов труда.
Ситуация: Какие льготы и выплаты предусмотрены для лиц, награжденных орденом Мужества?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы, см., например, ситуации "Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам военной службы?", "Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы, см., например, ситуации "Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам военной службы?", "Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?".
Вопрос: О госпошлине при подаче заявлений в суд и установлении льготы по ее уплате для ветеранов труда.
(Письмо Минфина России от 06.05.2025 N 03-05-06-03/45173)Вопрос: О госпошлине при подаче заявлений в суд и установлении льготы по ее уплате для ветеранов труда.
(Письмо Минфина России от 06.05.2025 N 03-05-06-03/45173)Вопрос: О госпошлине при подаче заявлений в суд и установлении льготы по ее уплате для ветеранов труда.