Выплаты семьям коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты семьям коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1154 "Срок принятия наследства" ГК РФ"Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1112, 1113, 1152, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, что узнав о смерти своего отца в конце октября 2022 года, когда ему об этом сообщил его родной дядя С.О.А., Л. фактически принял наследство, а именно оплатил всю задолженность за коммунальные услуги по квартире. Судом также принято во внимание, что причинами пропуска срока на принятие наследства явилось нахождение Л. за пределами Российской Федерации, а также то, что его семья (супруга и несовершеннолетний сын Кирилл) в начале 2022 года заболели Covid-19, в связи с чем в течение нескольких месяцев они не общались с наследодателем. Вместе с тем, узнав о смерти отца, Л. вступил во владение имуществом отца, в том числе в виде спорной квартиры, нес расходы по ее содержанию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Президент Российской Федерации как гарант права человека на достойную жизнь
(Балаян Э.Ю., Шалев Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)В Послании Президент РФ подчеркнул важность принимаемых мер, которые направлены на создание условий для поддержки достойного уровня жизни семей с детьми. Эти слова не остались без практической реализации. В рамках второго способа, издание указов, Президент РФ самостоятельно осуществляет поддержку граждан. Во времена пандемии коронавируса COVID-19 был издан Указ Президента РФ "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" <7>, который предусматривал единовременную выплату в размере 10 000 руб. на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Данная мера позволила гражданам пережить эти трудные времена и частично поддержать прежний уровень жизни.
(Балаян Э.Ю., Шалев Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)В Послании Президент РФ подчеркнул важность принимаемых мер, которые направлены на создание условий для поддержки достойного уровня жизни семей с детьми. Эти слова не остались без практической реализации. В рамках второго способа, издание указов, Президент РФ самостоятельно осуществляет поддержку граждан. Во времена пандемии коронавируса COVID-19 был издан Указ Президента РФ "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" <7>, который предусматривал единовременную выплату в размере 10 000 руб. на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Данная мера позволила гражданам пережить эти трудные времена и частично поддержать прежний уровень жизни.
Статья: Правовое регулирование цифровых технологий в государственном управлении
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Примером служит проблема доступа граждан страны к электронному порталу "Государственные услуги" в связи с перегрузкой обращений, связанных с оформлением заявлений на прямые выплаты семьям с детьми сразу после объявления о данных выплатах в период пандемии COVID-19 весной 2020 г. Кроме того, необходимо отметить недостаточную степень современных цифровых компетенций и профессиональной квалификации государственных служащих, что также требует реализации целевых мероприятий.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Примером служит проблема доступа граждан страны к электронному порталу "Государственные услуги" в связи с перегрузкой обращений, связанных с оформлением заявлений на прямые выплаты семьям с детьми сразу после объявления о данных выплатах в период пандемии COVID-19 весной 2020 г. Кроме того, необходимо отметить недостаточную степень современных цифровых компетенций и профессиональной квалификации государственных служащих, что также требует реализации целевых мероприятий.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 10.04.2024 N 144
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
Приказ Росстата от 22.12.2023 N 677
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Реализация данного права осуществляется без взимания платы. Основанием является волеизъявление женщины, которое излагается в письменной форме. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы, подтверждающие родственные отношения с женщиной, отсутствие инфекционных заболеваний у отца ребенка или иного лица. Кроме того, к обязательным документам, прилагаемым к заявлению, относятся результаты флюорографии и результат ПЦР, подтверждающий отрицательный статус по коронавирусной инфекции.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Реализация данного права осуществляется без взимания платы. Основанием является волеизъявление женщины, которое излагается в письменной форме. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы, подтверждающие родственные отношения с женщиной, отсутствие инфекционных заболеваний у отца ребенка или иного лица. Кроме того, к обязательным документам, прилагаемым к заявлению, относятся результаты флюорографии и результат ПЦР, подтверждающий отрицательный статус по коронавирусной инфекции.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
Статья: Современное состояние и перспективы развития оказания государственных услуг в Российской Федерации
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Особую группу в сфере предоставления государственных услуг в период распространения новой коронавирусной инфекции составили технологические проблемы, а если быть точнее - то проблема увеличения числа технологических сбоев в работе МФЦ и портала "Госуслуг" вследствие более активного обращения граждан за получением госуслуг дистанционно. Например, в мае 2020 г. на нем произошел сбой после выступления Президента России В.В. Путина, во время которого он объявил о дополнительной поддержке семей с детьми из-за пандемии коронавируса. Сбой произошел из-за возросшей нагрузки, портал не выдержал числа обращений россиян за материальной помощью <17>.
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Особую группу в сфере предоставления государственных услуг в период распространения новой коронавирусной инфекции составили технологические проблемы, а если быть точнее - то проблема увеличения числа технологических сбоев в работе МФЦ и портала "Госуслуг" вследствие более активного обращения граждан за получением госуслуг дистанционно. Например, в мае 2020 г. на нем произошел сбой после выступления Президента России В.В. Путина, во время которого он объявил о дополнительной поддержке семей с детьми из-за пандемии коронавируса. Сбой произошел из-за возросшей нагрузки, портал не выдержал числа обращений россиян за материальной помощью <17>.
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<9> Указ губернатора Архангельской области "О единовременной денежной выплате семьям, имеющим детей, проживающим на территории Архангельской области, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 14.05.2020).
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<9> Указ губернатора Архангельской области "О единовременной денежной выплате семьям, имеющим детей, проживающим на территории Архангельской области, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 14.05.2020).
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Ключевые слова: меры социальной поддержки, временная нетрудоспособность, пособие по безработице, денежная выплата на ребенка, медицинские работники.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Ключевые слова: меры социальной поддержки, временная нетрудоспособность, пособие по безработице, денежная выплата на ребенка, медицинские работники.
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)- реализованы меры адресной материальной поддержки малоимущих семей, в частности, разрешено семьям, оказавшимся в затруднительном материальном положении вследствие потери работы, получать пособия и выплаты без учета доходов за предыдущий период <21>;
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)- реализованы меры адресной материальной поддержки малоимущих семей, в частности, разрешено семьям, оказавшимся в затруднительном материальном положении вследствие потери работы, получать пособия и выплаты без учета доходов за предыдущий период <21>;
Статья: Акты Президента Российской Федерации в бюджетной сфере
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Так, например, на повышение собираемости доходов был направлен Указ "Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей" <11>, запрещающий устанавливать льготы по таможенным платежам и менять сроки их уплаты в не предусмотренном законодательством порядке, а также Указ "О дополнительных мерах по сокращению налоговых льгот и отмене решений, приводящих к потерям доходов федерального бюджета" <12>. Указ "О Порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" <13> определял условия предоставления краткосрочной бюджетной поддержки предприятиям, осуществляющим структурную перестройку производства. Из современных примеров управления бюджетными ресурсами государства в связи с непредвиденными, требующими оперативного реагирования обстоятельствами приведем Указы от 29.08.2012 N 1221 "О мерах по оказанию помощи гражданам в связи с наводнением на территории Туапсинского района Краснодарского края" <14>, от 31.03.2014 N 193 "О повышении заработной платы работников бюджетной сферы и сотрудников государственных и муниципальных органов Республики Крым и г. Севастополя" <15>, а также указы, принятые в целях финансовой поддержки семей с детьми в период пандемии новой коронавирусной инфекции <16>.
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Так, например, на повышение собираемости доходов был направлен Указ "Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей" <11>, запрещающий устанавливать льготы по таможенным платежам и менять сроки их уплаты в не предусмотренном законодательством порядке, а также Указ "О дополнительных мерах по сокращению налоговых льгот и отмене решений, приводящих к потерям доходов федерального бюджета" <12>. Указ "О Порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" <13> определял условия предоставления краткосрочной бюджетной поддержки предприятиям, осуществляющим структурную перестройку производства. Из современных примеров управления бюджетными ресурсами государства в связи с непредвиденными, требующими оперативного реагирования обстоятельствами приведем Указы от 29.08.2012 N 1221 "О мерах по оказанию помощи гражданам в связи с наводнением на территории Туапсинского района Краснодарского края" <14>, от 31.03.2014 N 193 "О повышении заработной платы работников бюджетной сферы и сотрудников государственных и муниципальных органов Республики Крым и г. Севастополя" <15>, а также указы, принятые в целях финансовой поддержки семей с детьми в период пандемии новой коронавирусной инфекции <16>.
Статья: Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В целях борьбы с коронавирусной инфекцией международное сообщество призвало страны к принятию эффективных мер по борьбе с COVID-19, которые бы в полной мере учитывали интересы и потребности инвалидов <8>. Среди мер, принимаемых странами для улучшения положения инвалидов в период пандемии, наибольшее распространение получили дополнительные выплаты в денежной и натуральной формах, упрощение процедуры назначения выплат по социальному обеспечению, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков лицам, имеющим детей-инвалидов или членов семьи, являющихся инвалидами, адаптация рабочих мест инвалидов в условиях дистанционной работы. Данные меры в полной мере соответствуют современной медико-социальной концепции инвалидности, установленной в Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 г., которая рассматривает инвалидность не только как нарушение физиологических функций человека, но и учитывает аспект социальной депривации инвалидов в результате отсутствия "полного и эффективного участия в жизни общества" <9>. В отличие от ранее действовавшего подхода, определяющего инвалидность сугубо с медицинской точки зрения, Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. направлена на социальную интеграцию инвалидов во все виды общественной деятельности <10>. Однако, как отмечает Специальный докладчик ООН по вопросу о правах инвалидов, даже в странах с передовым законодательством в области прав инвалидов, на практике может преобладать устаревшая медицинская концепция инвалидности. В результате сохраняется необходимость в принятии более активных мер в области социальной защиты инвалидов, основанной на началах инклюзивности и автономии инвалидов <11>. В свою очередь, Рекомендация МОТ N 202 "О минимальных уровнях социальной защиты" 2012 г. предполагает, что помимо минимального гарантированного дохода инвалиды должны иметь эффективный доступ к различным социальным услугам, обеспечивающим их активное участие в различных областях общественной жизни <12>.
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В целях борьбы с коронавирусной инфекцией международное сообщество призвало страны к принятию эффективных мер по борьбе с COVID-19, которые бы в полной мере учитывали интересы и потребности инвалидов <8>. Среди мер, принимаемых странами для улучшения положения инвалидов в период пандемии, наибольшее распространение получили дополнительные выплаты в денежной и натуральной формах, упрощение процедуры назначения выплат по социальному обеспечению, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков лицам, имеющим детей-инвалидов или членов семьи, являющихся инвалидами, адаптация рабочих мест инвалидов в условиях дистанционной работы. Данные меры в полной мере соответствуют современной медико-социальной концепции инвалидности, установленной в Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 г., которая рассматривает инвалидность не только как нарушение физиологических функций человека, но и учитывает аспект социальной депривации инвалидов в результате отсутствия "полного и эффективного участия в жизни общества" <9>. В отличие от ранее действовавшего подхода, определяющего инвалидность сугубо с медицинской точки зрения, Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. направлена на социальную интеграцию инвалидов во все виды общественной деятельности <10>. Однако, как отмечает Специальный докладчик ООН по вопросу о правах инвалидов, даже в странах с передовым законодательством в области прав инвалидов, на практике может преобладать устаревшая медицинская концепция инвалидности. В результате сохраняется необходимость в принятии более активных мер в области социальной защиты инвалидов, основанной на началах инклюзивности и автономии инвалидов <11>. В свою очередь, Рекомендация МОТ N 202 "О минимальных уровнях социальной защиты" 2012 г. предполагает, что помимо минимального гарантированного дохода инвалиды должны иметь эффективный доступ к различным социальным услугам, обеспечивающим их активное участие в различных областях общественной жизни <12>.
Статья: Беззаявительный и автоматический порядок назначения социального обеспечения как новый тренд развития социально-обеспечительных процедурных правоотношений в условиях цифровизации экономики
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Так, в период пандемии COVID-19 на основе указов Президента РФ <6> в беззаявительном порядке были произведены единовременные выплаты семьям с детьми на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, а также лицам, получающим пенсии по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", - в размере 10 000 руб.
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Так, в период пандемии COVID-19 на основе указов Президента РФ <6> в беззаявительном порядке были произведены единовременные выплаты семьям с детьми на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, а также лицам, получающим пенсии по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", - в размере 10 000 руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей. Данный пункт изложен с 1 января 2022 г. полностью в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 444-ФЗ, принятым в целях защиты социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности. Пункт был введен с 8 июня 2020 г. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. В первоначальной редакции пункта указывалось на единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемую в соответствии с Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей";
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей. Данный пункт изложен с 1 января 2022 г. полностью в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 444-ФЗ, принятым в целях защиты социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности. Пункт был введен с 8 июня 2020 г. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. В первоначальной редакции пункта указывалось на единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемую в соответствии с Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей";