Выплаты самозанятым в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты самозанятым в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 N 88-41090/2022 (УИД 30RS0009-01-2022-000555-19)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на получение ответчиком пособия по безработице обманным путем.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что Б. обратился к истцу о признании безработным в период пандемии дистанционно. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о необходимости предоставления заявителем сведений о его регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый), что исключает недобросовестность истца во время подачи им заявления, и не является достаточным основанием для взыскания выплаченного ему пособия, а также не свидетельствует о наличии счетной ошибки. Надлежащих доказательств недобросовестности гражданина при подаче заявления о перерасчете пенсии с предоставлением вышеуказанных документов, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем, также не представлено доказательств того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на получение ответчиком пособия по безработице обманным путем.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что Б. обратился к истцу о признании безработным в период пандемии дистанционно. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о необходимости предоставления заявителем сведений о его регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый), что исключает недобросовестность истца во время подачи им заявления, и не является достаточным основанием для взыскания выплаченного ему пособия, а также не свидетельствует о наличии счетной ошибки. Надлежащих доказательств недобросовестности гражданина при подаче заявления о перерасчете пенсии с предоставлением вышеуказанных документов, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем, также не представлено доказательств того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговый капитал: современное правовое регулирование и перспективы развития
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Термин "налоговый капитал" впервые появился в налоговом законодательстве Российской Федерации в виде меры финансовой поддержки плательщиков налога на профессиональный доход, именуемых самозанятыми. 11 мая 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе общероссийского совещания <4> предложил финансово поддержать самозанятых граждан в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В результате этого установлена обязанность выплаты налогового капитала единообразно для всех самозанятых в размере одного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), который в 2020 г. составил 12 130 рублей, с целью обеспечения возможности исполнения ими своей налоговой обязанности по уплате налога на профессиональный доход в июле 2020 г. без привлечения собственных средств и сохраняя свои доходы.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Термин "налоговый капитал" впервые появился в налоговом законодательстве Российской Федерации в виде меры финансовой поддержки плательщиков налога на профессиональный доход, именуемых самозанятыми. 11 мая 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе общероссийского совещания <4> предложил финансово поддержать самозанятых граждан в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В результате этого установлена обязанность выплаты налогового капитала единообразно для всех самозанятых в размере одного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), который в 2020 г. составил 12 130 рублей, с целью обеспечения возможности исполнения ими своей налоговой обязанности по уплате налога на профессиональный доход в июле 2020 г. без привлечения собственных средств и сохраняя свои доходы.
Статья: Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Безусловно, подобная инициатива несет в себе определенные риски, например, несогласие самих самозанятых с лишением их возможности выбора производить или нет социальные взносы. В этой связи можно привести пример социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2021 г., по результатам которого 51% респондентов поддержали идею предоставления самозанятым свободы выбора относительно уплаты взносов в государственные социальные фонды <12>. Важно, что такой опрос проводился в первые годы существования НПД, и за период существования такого специального налогового режима изменились объективные обстоятельства (завершилась пандемия коронавируса, внедряются новые цифровые технологии, введение новых санкций и т.д.), которые могут сформировать у налогоплательщиков иную оценку степени их социальной защищенности.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Безусловно, подобная инициатива несет в себе определенные риски, например, несогласие самих самозанятых с лишением их возможности выбора производить или нет социальные взносы. В этой связи можно привести пример социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2021 г., по результатам которого 51% респондентов поддержали идею предоставления самозанятым свободы выбора относительно уплаты взносов в государственные социальные фонды <12>. Важно, что такой опрос проводился в первые годы существования НПД, и за период существования такого специального налогового режима изменились объективные обстоятельства (завершилась пандемия коронавируса, внедряются новые цифровые технологии, введение новых санкций и т.д.), которые могут сформировать у налогоплательщиков иную оценку степени их социальной защищенности.
Статья: Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
Статья: Льготные кредиты: условия предоставления и анализ судебной практики
(Булыгина Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)В судебной практике встречаются дела, связанные с программой льготного кредитования на возобновление деятельности, запущенной в 2020 г. в условиях пандемии COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 N 696, далее - Постановление N 696). Льготный кредит выдавался для покрытия любых документально подтвержденных расходов на предпринимательскую деятельность, в том числе для выплаты зарплаты, а также оплаты ранее полученных кредитов.
(Булыгина Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)В судебной практике встречаются дела, связанные с программой льготного кредитования на возобновление деятельности, запущенной в 2020 г. в условиях пандемии COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 N 696, далее - Постановление N 696). Льготный кредит выдавался для покрытия любых документально подтвержденных расходов на предпринимательскую деятельность, в том числе для выплаты зарплаты, а также оплаты ранее полученных кредитов.
Статья: Некоторые вопросы налогообложения в России и за рубежом
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Правительство Великобритании в целях поддержки и стимулирования развития самозанятых предполагает выплачивать налогооблагаемый грант в размере 80% от их среднемесячной прибыли за последние три года, но не более 2 500 фунтов стерлингов в месяц. Такая программа поддержки самозанятых представляется крайне эффективной и позволяет стимулировать данную категорию хозяйствующих субъектов, тем более что самозанятые не отнесены к тем субъектам предпринимательства, которым государство оказало государственную поддержку в период пандемии COVID-19.
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Правительство Великобритании в целях поддержки и стимулирования развития самозанятых предполагает выплачивать налогооблагаемый грант в размере 80% от их среднемесячной прибыли за последние три года, но не более 2 500 фунтов стерлингов в месяц. Такая программа поддержки самозанятых представляется крайне эффективной и позволяет стимулировать данную категорию хозяйствующих субъектов, тем более что самозанятые не отнесены к тем субъектам предпринимательства, которым государство оказало государственную поддержку в период пандемии COVID-19.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, самозанятым гражданам предоставлена возможность получения субсидий из федерального бюджета в связи с ухудшением ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях возмещения расходов получателей субсидии, понесенных ими на уплату налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 г. на основании Постановления Правительства от 29.05.2020 N 783. В этот нормативном правовом акте определено, что условием включения получателя субсидии в реестр является наличие в мобильном приложении "Мой налог", предусмотренном Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", сведений о действующей банковской карте получателя субсидии.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, самозанятым гражданам предоставлена возможность получения субсидий из федерального бюджета в связи с ухудшением ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях возмещения расходов получателей субсидии, понесенных ими на уплату налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 г. на основании Постановления Правительства от 29.05.2020 N 783. В этот нормативном правовом акте определено, что условием включения получателя субсидии в реестр является наличие в мобильном приложении "Мой налог", предусмотренном Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", сведений о действующей банковской карте получателя субсидии.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Сфера социально-трудовых прав претерпела масштабную трансформацию, обусловленную пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами, развитием процесса прекаризации на рынке труда, сопряженного с трансформацией классического трудового отношения в сторону нетипичной занятости, самозанятости и других форм, порою приводящих к занижению, задержке или невыплате заработной платы.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Сфера социально-трудовых прав претерпела масштабную трансформацию, обусловленную пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами, развитием процесса прекаризации на рынке труда, сопряженного с трансформацией классического трудового отношения в сторону нетипичной занятости, самозанятости и других форм, порою приводящих к занижению, задержке или невыплате заработной платы.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.
Статья: Неформальная занятость: основные тренды и влияние пандемии COVID-19
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)- развитие сферы финтеха, появление новых платежных систем и сервисов;
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)- развитие сферы финтеха, появление новых платежных систем и сервисов;
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Выплаты самозанятому составят 50 000 рублей. Сумма налога на профессиональных доход составит 6% при выплатах юридическим лицом, таким образом, сумма налога составит 3 000 рублей.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Выплаты самозанятому составят 50 000 рублей. Сумма налога на профессиональных доход составит 6% при выплатах юридическим лицом, таким образом, сумма налога составит 3 000 рублей.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Итак, принимаемые государством меры по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обусловили прекращение работы не только значительного числа субъектов малого и среднего предпринимательства, но и невозможность деятельности многих самозанятых граждан <492>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Итак, принимаемые государством меры по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обусловили прекращение работы не только значительного числа субъектов малого и среднего предпринимательства, но и невозможность деятельности многих самозанятых граждан <492>.