Выплаты на детей в период коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты на детей в период коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1154 "Срок принятия наследства" ГК РФ"Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1112, 1113, 1152, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, что узнав о смерти своего отца в конце октября 2022 года, когда ему об этом сообщил его родной дядя С.О.А., Л. фактически принял наследство, а именно оплатил всю задолженность за коммунальные услуги по квартире. Судом также принято во внимание, что причинами пропуска срока на принятие наследства явилось нахождение Л. за пределами Российской Федерации, а также то, что его семья (супруга и несовершеннолетний сын Кирилл) в начале 2022 года заболели Covid-19, в связи с чем в течение нескольких месяцев они не общались с наследодателем. Вместе с тем, узнав о смерти отца, Л. вступил во владение имуществом отца, в том числе в виде спорной квартиры, нес расходы по ее содержанию."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2024 N 88-26560/2024 (УИД 16RS0040-01-2023-003126-50)
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: 1) О взыскании страховой выплаты; 2) О признании случая страховым.
Обстоятельства: Истица указала, что она работает в должности медицинской сестры, заразилась новой коронавирусной инфекцией COVID-19, истица предоставила работодателю все необходимые документы для получения страховой выплаты, однако выплату не получила.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.При проведении расследования страхового случая, а также судом при рассмотрении иска установлено, что ФИО1, осуществляя трудовые обязанности медицинской сестры по массажу детской поликлиники N 1 ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", имела непосредственный контакт с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), была инфицирована COVID-19, в период с 24 января 2022 г. по 7 февраля 2022 г. проходила лечение по диагнозу заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний и осложнений, утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 1272-р, в связи с чем, имеются основания для осуществления ОСФР по Республике Татарстан страховой выплаты в размере 68 811 рублей.
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: 1) О взыскании страховой выплаты; 2) О признании случая страховым.
Обстоятельства: Истица указала, что она работает в должности медицинской сестры, заразилась новой коронавирусной инфекцией COVID-19, истица предоставила работодателю все необходимые документы для получения страховой выплаты, однако выплату не получила.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.При проведении расследования страхового случая, а также судом при рассмотрении иска установлено, что ФИО1, осуществляя трудовые обязанности медицинской сестры по массажу детской поликлиники N 1 ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", имела непосредственный контакт с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), была инфицирована COVID-19, в период с 24 января 2022 г. по 7 февраля 2022 г. проходила лечение по диагнозу заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний и осложнений, утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 1272-р, в связи с чем, имеются основания для осуществления ОСФР по Республике Татарстан страховой выплаты в размере 68 811 рублей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Государственное социальное обеспечение. Цифровизация экономики активно стимулирует развитие социальной сферы в направлении использования современных передовых технологий и процессов. Предоставление многих социальных услуг упростилось благодаря использованию единого портала государственных услуг, но возникли также трудности, с которыми раньше не приходилось иметь дело. Недостаточное внимание государства к функционированию электронных цифровых сервисов, их развитие, опережающее обновление законодательной базы, вместо ожидаемой отдачи иногда дает обратный эффект. Наглядной иллюстрацией служит ситуация с получением пособий на детей от 3 до 16 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в беззаявительном порядке лицами, которые в силу определенных причин не могли претендовать на получение названной выплаты. Как позже выяснилось, целевое назначение данной выплаты - материальная поддержка граждан с детьми во время пандемии COVID-19 независимо от уровня доходов - не соответствовало избранному способу ее предоставления с использованием цифровых технологий.
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Государственное социальное обеспечение. Цифровизация экономики активно стимулирует развитие социальной сферы в направлении использования современных передовых технологий и процессов. Предоставление многих социальных услуг упростилось благодаря использованию единого портала государственных услуг, но возникли также трудности, с которыми раньше не приходилось иметь дело. Недостаточное внимание государства к функционированию электронных цифровых сервисов, их развитие, опережающее обновление законодательной базы, вместо ожидаемой отдачи иногда дает обратный эффект. Наглядной иллюстрацией служит ситуация с получением пособий на детей от 3 до 16 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в беззаявительном порядке лицами, которые в силу определенных причин не могли претендовать на получение названной выплаты. Как позже выяснилось, целевое назначение данной выплаты - материальная поддержка граждан с детьми во время пандемии COVID-19 независимо от уровня доходов - не соответствовало избранному способу ее предоставления с использованием цифровых технологий.
Статья: Особенности правоприменительной практики по уголовным делам, обусловленные распространением коронавирусной инфекции
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)О. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ), т.е. за нанесение побоев. Штраф должником так и не был оплачен. Во время пандемии коронавирусной инфекции несовершеннолетний сын О. Дима игнорировал требования родителей находиться дома и гулял на улице. Когда в 23.00 Дима вернулся домой, то О. взял ремень из искусственной кожи и нанес сыну побои. Суд признал О. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 116.1, ст. 116.1 УК РФ <15>.
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)О. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ), т.е. за нанесение побоев. Штраф должником так и не был оплачен. Во время пандемии коронавирусной инфекции несовершеннолетний сын О. Дима игнорировал требования родителей находиться дома и гулял на улице. Когда в 23.00 Дима вернулся домой, то О. взял ремень из искусственной кожи и нанес сыну побои. Суд признал О. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 116.1, ст. 116.1 УК РФ <15>.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.01.2021 N АПЛ20-476
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N АКПИ20-548, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права и законные интересы несовершеннолетней дочери административного истца, достигшей возраста 16 лет в ноябре 2019 г., предусмотренные Законом об основных гарантиях прав ребенка, является несостоятельным. Единовременная выплата в размере 10000 руб. семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет предусмотрена Указом N 249, принятым Президентом Российской Федерации в рамках реализации его конституционных полномочий, и представляет собой дополнительную меру социальной поддержки указанным семьям в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вследствие чего такая мера не может рассматриваться как ущемляющая права иных категорий граждан.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N АКПИ20-548, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права и законные интересы несовершеннолетней дочери административного истца, достигшей возраста 16 лет в ноябре 2019 г., предусмотренные Законом об основных гарантиях прав ребенка, является несостоятельным. Единовременная выплата в размере 10000 руб. семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет предусмотрена Указом N 249, принятым Президентом Российской Федерации в рамках реализации его конституционных полномочий, и представляет собой дополнительную меру социальной поддержки указанным семьям в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вследствие чего такая мера не может рассматриваться как ущемляющая права иных категорий граждан.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N АКПИ20-548
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. был издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 249).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. был издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 249).
Статья: Беззаявительный и автоматический порядок назначения социального обеспечения как новый тренд развития социально-обеспечительных процедурных правоотношений в условиях цифровизации экономики
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Так, в период пандемии COVID-19 на основе указов Президента РФ <6> в беззаявительном порядке были произведены единовременные выплаты семьям с детьми на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, а также лицам, получающим пенсии по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", - в размере 10 000 руб.
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Так, в период пандемии COVID-19 на основе указов Президента РФ <6> в беззаявительном порядке были произведены единовременные выплаты семьям с детьми на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, а также лицам, получающим пенсии по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", - в размере 10 000 руб.
Статья: Нерабочие дни в трудовом праве: проблемы правового регулирования
(Еремина С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Однако нерабочее время (нерабочие дни) за период пандемии коронавируса довольно сложно отнести ко времени отдыха, указанному в разделе V "Время отдыха" ТК РФ, несмотря на сохранение заработной платы согласно указанным выше Указам Президента РФ, потому что это вынужденная мера, которая значительно отличается от времени отдыха. Она связана с определенными ограничительными мерами и предназначена для предупреждения распространения инфекции. При этом работники в этот период могут как отдыхать, так и заниматься самообразованием, физическим совершенствованием, посвящать этот период детям, семье и др. Они не находятся под контролем работодателя, что свидетельствует о социальной составляющей данного периода времени. Это делает его схожим с отпусками, предоставляемыми работникам согласно нормам гл. 19 ТК РФ.
(Еремина С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Однако нерабочее время (нерабочие дни) за период пандемии коронавируса довольно сложно отнести ко времени отдыха, указанному в разделе V "Время отдыха" ТК РФ, несмотря на сохранение заработной платы согласно указанным выше Указам Президента РФ, потому что это вынужденная мера, которая значительно отличается от времени отдыха. Она связана с определенными ограничительными мерами и предназначена для предупреждения распространения инфекции. При этом работники в этот период могут как отдыхать, так и заниматься самообразованием, физическим совершенствованием, посвящать этот период детям, семье и др. Они не находятся под контролем работодателя, что свидетельствует о социальной составляющей данного периода времени. Это делает его схожим с отпусками, предоставляемыми работникам согласно нормам гл. 19 ТК РФ.
Статья: Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<8> Laborde D., Martin J., Vos R. Poverty and food insecurity could grow dramatically as COVID-19 spreads // COVID-19 & Global Food Security. International Food Policy Research Institute. 2020. P. 16 - 20.
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<8> Laborde D., Martin J., Vos R. Poverty and food insecurity could grow dramatically as COVID-19 spreads // COVID-19 & Global Food Security. International Food Policy Research Institute. 2020. P. 16 - 20.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<12> Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2020 г. N 131 (ред. от 27.05.2020) "Об установлении денежной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания населения Республики Калмыкия в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия. 2020. N 12; и др.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<12> Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2020 г. N 131 (ред. от 27.05.2020) "Об установлении денежной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания населения Республики Калмыкия в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия. 2020. N 12; и др.
Статья: Новеллы законодательства о дистанционной (удаленной) работе: сравнительно-правовой анализ
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье 312.9 ТК РФ указаны только две причины, по которым невозможно произвести временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя: это характер работы и непредоставление работодателем необходимого оборудования, программно-технических и иных средств, т.е. причины, связанные или производные от работодателя. В этих случаях работнику оплачивается время простоя согласно ч. 2 ст. 157 ТК РФ. С учетом возможного длительного периода перевода на дистанционную работу без согласия работника следует дополнить ч. 7 ст. 312.9 ТК РФ еще двумя причинами, связанными с личностью работника, по которым невозможно произвести такой временный перевод: 1) жилищные условия, не позволяющие выполнять работу дистанционно; 2) необходимость ухода за детьми в возрасте до 12 лет по причине закрытия дошкольных или школьных учебных заведений (что часто имело место во время первой волны коронавируса). Относительно второго случая зарубежный опыт показывает, что создание защитных механизмов возможно средствами как трудового права, так и права социального обеспечения - в зависимости от того, на кого возлагается ответственность за данный случай: на работодателя или на государство. Например, в Германии в 2020 г. была введена новая компенсационная выплата в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком/детьми младше 12 лет <34>. Такая компенсация выплачивается при условии, что другой вариант ухода за ребенком невозможен <35>.
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье 312.9 ТК РФ указаны только две причины, по которым невозможно произвести временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя: это характер работы и непредоставление работодателем необходимого оборудования, программно-технических и иных средств, т.е. причины, связанные или производные от работодателя. В этих случаях работнику оплачивается время простоя согласно ч. 2 ст. 157 ТК РФ. С учетом возможного длительного периода перевода на дистанционную работу без согласия работника следует дополнить ч. 7 ст. 312.9 ТК РФ еще двумя причинами, связанными с личностью работника, по которым невозможно произвести такой временный перевод: 1) жилищные условия, не позволяющие выполнять работу дистанционно; 2) необходимость ухода за детьми в возрасте до 12 лет по причине закрытия дошкольных или школьных учебных заведений (что часто имело место во время первой волны коронавируса). Относительно второго случая зарубежный опыт показывает, что создание защитных механизмов возможно средствами как трудового права, так и права социального обеспечения - в зависимости от того, на кого возлагается ответственность за данный случай: на работодателя или на государство. Например, в Германии в 2020 г. была введена новая компенсационная выплата в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком/детьми младше 12 лет <34>. Такая компенсация выплачивается при условии, что другой вариант ухода за ребенком невозможен <35>.
Статья: Правовое регулирование цифровых технологий в государственном управлении
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Примером служит проблема доступа граждан страны к электронному порталу "Государственные услуги" в связи с перегрузкой обращений, связанных с оформлением заявлений на прямые выплаты семьям с детьми сразу после объявления о данных выплатах в период пандемии COVID-19 весной 2020 г. Кроме того, необходимо отметить недостаточную степень современных цифровых компетенций и профессиональной квалификации государственных служащих, что также требует реализации целевых мероприятий.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Примером служит проблема доступа граждан страны к электронному порталу "Государственные услуги" в связи с перегрузкой обращений, связанных с оформлением заявлений на прямые выплаты семьям с детьми сразу после объявления о данных выплатах в период пандемии COVID-19 весной 2020 г. Кроме того, необходимо отметить недостаточную степень современных цифровых компетенций и профессиональной квалификации государственных служащих, что также требует реализации целевых мероприятий.
Последние изменения: Страховые взносы ИП за себя
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, в периоды отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет, карантина по коронавирусу ИП должен платить за себя страховые взносы.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, в периоды отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет, карантина по коронавирусу ИП должен платить за себя страховые взносы.
Готовое решение: Как предоставить отпуск без сохранения заработной платы в период плохой эпидемиологической ситуации из-за коронавируса COVID-19 (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)2. На какой срок предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы в период плохой эпидемиологической ситуации из-за коронавируса COVID-19
(КонсультантПлюс, 2023)2. На какой срок предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы в период плохой эпидемиологической ситуации из-за коронавируса COVID-19
Статья: Цифровая экономика и цифровизация как предпосылки трансформации прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Проблема фишинга и мошеннических сайтов обострилась в 2020 г., когда были объявлены социальные выплаты для поддержки семей с детьми в период пандемии <29>. Конечно, за созданием фишинговых сайтов стоят конкретные люди, но, будучи однократно запущенными, в дальнейшем они работают в автоматическом режиме, собирая персональные и платежные данные пользователей сети Интернет, рассылая спам и осуществляя банковские операции по перечислению безналичных денежных средств на подконтрольные счета.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Проблема фишинга и мошеннических сайтов обострилась в 2020 г., когда были объявлены социальные выплаты для поддержки семей с детьми в период пандемии <29>. Конечно, за созданием фишинговых сайтов стоят конкретные люди, но, будучи однократно запущенными, в дальнейшем они работают в автоматическом режиме, собирая персональные и платежные данные пользователей сети Интернет, рассылая спам и осуществляя банковские операции по перечислению безналичных денежных средств на подконтрольные счета.
Статья: Средства ОМС восстановлены, но штрафа не избежать
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 6)- в выплате учреждением за счет средств ОМС материальной помощи своим сотрудникам в связи со смертью близкого родственника, рождением детей.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 6)- в выплате учреждением за счет средств ОМС материальной помощи своим сотрудникам в связи со смертью близкого родственника, рождением детей.