Выплаты детям-сиротам в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты детям-сиротам в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка жилья для детей-сирот
(КонсультантПлюс, 2025)...истец указал, что на основании результатов проведенной закупки с ответчиком заключен муниципальный контракт... предметом которого является приобретение... жилого помещения для последующего предоставления по договору найма... детям-сиротам...
(КонсультантПлюс, 2025)...истец указал, что на основании результатов проведенной закупки с ответчиком заключен муниципальный контракт... предметом которого является приобретение... жилого помещения для последующего предоставления по договору найма... детям-сиротам...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что транспортное обеспечение обучающихся и организация их питания в силу статьи 37 Закона об образовании возлагается на органы местного самоуправления, а лица, выполняющие трудовые обязанности кладовщика, сторожа и машиниста котельной, не участвуют в образовательном процессе, суды признали средства местного бюджета источником оплаты труда указанных лиц..."
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что транспортное обеспечение обучающихся и организация их питания в силу статьи 37 Закона об образовании возлагается на органы местного самоуправления, а лица, выполняющие трудовые обязанности кладовщика, сторожа и машиниста котельной, не участвуют в образовательном процессе, суды признали средства местного бюджета источником оплаты труда указанных лиц..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<13> Постановление Совета министров Республики Крым от 2 июня 2020 г. N 312 (ред. от 29.06.2020) "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных организаций интернатного типа, организации, осуществляющей обучение, и организаций социального обслуживания Республики Крым в период работы в режиме полной изоляции и действия режима функционирования "Повышенная готовность" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)". URL: http://rk.gov.ru, 02.06.2020.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<13> Постановление Совета министров Республики Крым от 2 июня 2020 г. N 312 (ред. от 29.06.2020) "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных организаций интернатного типа, организации, осуществляющей обучение, и организаций социального обслуживания Республики Крым в период работы в режиме полной изоляции и действия режима функционирования "Повышенная готовность" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)". URL: http://rk.gov.ru, 02.06.2020.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<17> Постановление Правительства РФ от 30 мая 2020 г. N 797 "Об утверждении Правил осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 2020. N 23. Ст. 3661.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<17> Постановление Правительства РФ от 30 мая 2020 г. N 797 "Об утверждении Правил осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 2020. N 23. Ст. 3661.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)выплату единовременного денежного пособия выпускникам организаций, определенных статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 2018, N 32, ст. 5115), - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)выплату единовременного денежного пособия выпускникам организаций, определенных статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 2018, N 32, ст. 5115), - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"6. Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере одного оклада по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинской должности.
(ред. от 31.07.2025)
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"6. Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере одного оклада по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинской должности.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Оценка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2023 году и истекшем периоде 2024 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)<45> Постановление Правительства Пермского края от 7 апреля 2020 г. N 178-п (ред. от 10 ноября 2020 г.) "О реализации мероприятия "Дополнительные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и старше (предоставление выплат на приобретение жилых помещений)".
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)<45> Постановление Правительства Пермского края от 7 апреля 2020 г. N 178-п (ред. от 10 ноября 2020 г.) "О реализации мероприятия "Дополнительные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и старше (предоставление выплат на приобретение жилых помещений)".
Статья: Несовершеннолетние как должники: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)Некоторые субъекты Российской Федерации в своем законодательстве предусматривают льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и полное освобождение их от платы за жилое помещение и коммунальные услуги в период, пока они находятся в учреждении для детей-сирот. Так, например, ч. 16 ст. 13 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 (с изм. от 14 октября 2020 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время получения профессионального образования по очной форме обучения они освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем).
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)Некоторые субъекты Российской Федерации в своем законодательстве предусматривают льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и полное освобождение их от платы за жилое помещение и коммунальные услуги в период, пока они находятся в учреждении для детей-сирот. Так, например, ч. 16 ст. 13 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 (с изм. от 14 октября 2020 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время получения профессионального образования по очной форме обучения они освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем).
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Начислены расходы на предоставление социальных выплат, пособий в пользу сирот и опекаемых (отражена компенсация расходов на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, на питание, на проезд)
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Начислены расходы на предоставление социальных выплат, пособий в пользу сирот и опекаемых (отражена компенсация расходов на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, на питание, на проезд)
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Так, ст. 34.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (ред. от 2 июля 2021 г.) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости в РФ) предусматривает для детей-сирот дополнительные гарантии социальной поддержки в виде повышенного пособия по безработице - в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ на срок шесть месяцев, тогда как остальным гражданам, впервые ищущим работу, пособие по безработице предоставляется в минимальном размере (в 2021 г. максимальный размер пособия по безработице в первые три месяца периода его выплаты составляет 12 130 руб., в следующие три месяца - 5 000 руб.; минимальная величина пособия по безработице - 1 500 руб. <6>). По данным Федеральной службы государственной статистики, размер среднемесячной начисленной заработной платы за август 2021 г. составил 39 808 руб. в Свердловской области, 35 840 руб. в Челябинской области, 44 551 руб. в Ханты-Мансийском автономном округе, 42 200 руб. в Красноярском крае. Наименьший размер среднемесячной начисленной заработной платы - в Чеченской Республике (28 372 руб.), наибольший - в Ямало-Ненецком автономном округе (60 178 руб.) <7> (цифры приведены без учета районных коэффициентов, устанавливаемых к заработной плате). Таким образом, размер пособия для детей-сирот существенно выше размера пособия по безработице, предназначенного для выплаты всем остальным гражданам.
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Так, ст. 34.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (ред. от 2 июля 2021 г.) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости в РФ) предусматривает для детей-сирот дополнительные гарантии социальной поддержки в виде повышенного пособия по безработице - в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ на срок шесть месяцев, тогда как остальным гражданам, впервые ищущим работу, пособие по безработице предоставляется в минимальном размере (в 2021 г. максимальный размер пособия по безработице в первые три месяца периода его выплаты составляет 12 130 руб., в следующие три месяца - 5 000 руб.; минимальная величина пособия по безработице - 1 500 руб. <6>). По данным Федеральной службы государственной статистики, размер среднемесячной начисленной заработной платы за август 2021 г. составил 39 808 руб. в Свердловской области, 35 840 руб. в Челябинской области, 44 551 руб. в Ханты-Мансийском автономном округе, 42 200 руб. в Красноярском крае. Наименьший размер среднемесячной начисленной заработной платы - в Чеченской Республике (28 372 руб.), наибольший - в Ямало-Ненецком автономном округе (60 178 руб.) <7> (цифры приведены без учета районных коэффициентов, устанавливаемых к заработной плате). Таким образом, размер пособия для детей-сирот существенно выше размера пособия по безработице, предназначенного для выплаты всем остальным гражданам.
Статья: Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. Пути его дальнейшего совершенствования
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Помимо этого, государство реализует такие формы поддержки религиозных организаций, как предоставление различных льгот. Так, например, для снижения налоговой нагрузки некоторые виды налогоплательщиков, к ним также отнесены и религиозные организации, в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции были освобождены от уплаты налогов и сборов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 г.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Помимо этого, государство реализует такие формы поддержки религиозных организаций, как предоставление различных льгот. Так, например, для снижения налоговой нагрузки некоторые виды налогоплательщиков, к ним также отнесены и религиозные организации, в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции были освобождены от уплаты налогов и сборов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 г.
Статья: Гособеспечение сирот и индексация пособий в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 2)Наименование норматива затрат выплат сиротам, подлежащих индексации <*>
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 2)Наименование норматива затрат выплат сиротам, подлежащих индексации <*>
Статья: Дети-сироты. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Следует отметить, что введение такой меры поддержки, как предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой жилищным сертификатом, показало хорошую результативность, о чем свидетельствует рост уровня обеспечения детей-сирот жилыми помещениями - 9,7% (в 2020 году - 6,3%).
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Следует отметить, что введение такой меры поддержки, как предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой жилищным сертификатом, показало хорошую результативность, о чем свидетельствует рост уровня обеспечения детей-сирот жилыми помещениями - 9,7% (в 2020 году - 6,3%).
Статья: Анализ судов по теме сирот и жилья
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)В силу объективных причин, препятствующих оперативному пополнению специализированного жилищного фонда (см. пояснительную записку к законопроекту N 1247651-7), в Закон N 159-ФЗ предложено внести изменения, в частности помимо прямого обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, установить возможность выдачи государственного жилищного сертификата, представляющего собой именной документ, удостоверяющий право лиц из числа детей-сирот в возрасте от 23 лет на однократное получение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты для приобретения жилого помещения в свою собственность. Будут ли приняты эти изменения и позволит ли этот инструмент повысить качество и скорость предоставляемых социальных гарантий, покажет время, однако на сегодняшний день существует множество судебных споров по вопросу предоставления жилых помещений детям-сиротам. Верховный Суд РФ в 2020 году провел обобщение судебной практики, показавшее, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, учитывая при этом правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, а также Конституционного Суда Российской Федерации.
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)В силу объективных причин, препятствующих оперативному пополнению специализированного жилищного фонда (см. пояснительную записку к законопроекту N 1247651-7), в Закон N 159-ФЗ предложено внести изменения, в частности помимо прямого обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, установить возможность выдачи государственного жилищного сертификата, представляющего собой именной документ, удостоверяющий право лиц из числа детей-сирот в возрасте от 23 лет на однократное получение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты для приобретения жилого помещения в свою собственность. Будут ли приняты эти изменения и позволит ли этот инструмент повысить качество и скорость предоставляемых социальных гарантий, покажет время, однако на сегодняшний день существует множество судебных споров по вопросу предоставления жилых помещений детям-сиротам. Верховный Суд РФ в 2020 году провел обобщение судебной практики, показавшее, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, учитывая при этом правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, а также Конституционного Суда Российской Федерации.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)В России для большинства категорий граждан периоды выплаты пособия составляют до 6 месяцев, а для некоторых категорий (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей впервые ищущие работу и впервые признанные безработными; предпенсионеры) - до года. Формально в России рассматриваемый принцип выполняется, поскольку, как показано в таблице 11, средний период поиска работы составляет около 6 месяцев.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)В России для большинства категорий граждан периоды выплаты пособия составляют до 6 месяцев, а для некоторых категорий (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей впервые ищущие работу и впервые признанные безработными; предпенсионеры) - до года. Формально в России рассматриваемый принцип выполняется, поскольку, как показано в таблице 11, средний период поиска работы составляет около 6 месяцев.
Статья: Родительская плата в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 7)Установлено также, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных детских садах, родительская плата не взимается (ч. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 7)Установлено также, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных детских садах, родительская плата не взимается (ч. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).