Выплаты безработным в период пандемии
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты безработным в период пандемии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 N 88-5707/2023 по делу N 2-2296/2022 (УИД 04RS0021-01-2022-003397-43)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании недействительным трудового договора в части даты; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании недействительной записи в трудовой книжке.
Обстоятельства: В связи с предоставлением ответчиком в Фонд социального страхования недостоверных документов в отношении истицы она по настоящее время не может реализовать свое право на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Удовлетворено.Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в назначении пособий, возложении обязанности назначить выплату пособий, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия между ИП Б.Ю.Л. и Р.Ю. трудовых правоотношений. Суд указал, что из представленных ИП Б.Ю.Л. в ФСС документов следует, что истец принята на должность продавца-консультанта с 9 октября 2020 г., то есть менее чем за месяц до наступления 30 октября 2020 г. страхового случая, то есть, работодателем создана искусственная ситуация трудоустройства непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам; ранее в штатном расписании не имелось должности продавца-консультанта, на которую была принята истец, являвшаяся до этого безработной; начисленная заработная плата не учтена в налоговой декларации; в период ухудшения финансового состояния предприятия в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции целесообразность принятия на работу работника отсутствовала, а формальное соблюдение процедуры оформления трудовых отношений с указанным лицом (оформление трудового договора, приказа о приеме на работу, штатного расписания, табелей учета рабочего времени) не является доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании недействительным трудового договора в части даты; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании недействительной записи в трудовой книжке.
Обстоятельства: В связи с предоставлением ответчиком в Фонд социального страхования недостоверных документов в отношении истицы она по настоящее время не может реализовать свое право на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Удовлетворено.Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в назначении пособий, возложении обязанности назначить выплату пособий, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия между ИП Б.Ю.Л. и Р.Ю. трудовых правоотношений. Суд указал, что из представленных ИП Б.Ю.Л. в ФСС документов следует, что истец принята на должность продавца-консультанта с 9 октября 2020 г., то есть менее чем за месяц до наступления 30 октября 2020 г. страхового случая, то есть, работодателем создана искусственная ситуация трудоустройства непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам; ранее в штатном расписании не имелось должности продавца-консультанта, на которую была принята истец, являвшаяся до этого безработной; начисленная заработная плата не учтена в налоговой декларации; в период ухудшения финансового состояния предприятия в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции целесообразность принятия на работу работника отсутствовала, а формальное соблюдение процедуры оформления трудовых отношений с указанным лицом (оформление трудового договора, приказа о приеме на работу, штатного расписания, табелей учета рабочего времени) не является доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 30.11.2022 N 33-4306/2022 (УИД 04RS0021-01-2022-003397-43)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании недействительным трудового договора в части даты; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании недействительной записи в трудовой книжке.
Обстоятельства: В связи с предоставлением ответчиком в Фонд социального страхования недостоверных документов в отношении истицы она по настоящее время не может реализовать свое право на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Удовлетворено.Так, из решения суда от 18 ноября 2011 года следует, что факт трудовых отношений между ИП Б. и Р. не доказан, суд пришел к выводу, что работодателем создана искусственная ситуация трудоустройства работника Р. непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам. Указанное следует из того, что ранее (до принятия Р. на работу) в штатном расписании ИП не имелось должности <...>, на которую была принята истец, являвшаяся до этого безработной в течение трех лет; что начисленная заработная плата работника не учтена в налоговой декларации; что в период ухудшения финансового состояния предприятия в связи с пандемией (коронавирусной инфекции) целесообразность у организации, торгующей товаром для проведения праздников, принятия на работу работника отсутствовала; что после ухода работника в отпуск по беременности и родам и далее, иной работник принят не был и т.д. Суд также указал, что формальное соблюдение процедуры оформления трудовых отношений с Р. (оформление трудового договора, приказа о приеме на работу, штатного расписания, табелей учета рабочего времени) не является доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании недействительным трудового договора в части даты; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании недействительной записи в трудовой книжке.
Обстоятельства: В связи с предоставлением ответчиком в Фонд социального страхования недостоверных документов в отношении истицы она по настоящее время не может реализовать свое право на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Удовлетворено.Так, из решения суда от 18 ноября 2011 года следует, что факт трудовых отношений между ИП Б. и Р. не доказан, суд пришел к выводу, что работодателем создана искусственная ситуация трудоустройства работника Р. непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам. Указанное следует из того, что ранее (до принятия Р. на работу) в штатном расписании ИП не имелось должности <...>, на которую была принята истец, являвшаяся до этого безработной в течение трех лет; что начисленная заработная плата работника не учтена в налоговой декларации; что в период ухудшения финансового состояния предприятия в связи с пандемией (коронавирусной инфекции) целесообразность у организации, торгующей товаром для проведения праздников, принятия на работу работника отсутствовала; что после ухода работника в отпуск по беременности и родам и далее, иной работник принят не был и т.д. Суд также указал, что формальное соблюдение процедуры оформления трудовых отношений с Р. (оформление трудового договора, приказа о приеме на работу, штатного расписания, табелей учета рабочего времени) не является доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Статья: Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В период пандемии многие инвалиды по всему миру были вынуждены прервать трудовую деятельность, а значительная доля инвалидов, занятых в неформальном секторе экономики, осталась без выплат по социальному обеспечению, включая пособия по безработице и пособия по временной нетрудоспособности. В этой связи особую актуальность приобретают меры, направленные на стимулирование занятости среди инвалидов, что является одним из важных компонентов медико-социальной концепции инвалидности. Среди данных мер следует отметить развитие программ по профессионально-техническому обучению, содействие трудоустройству инвалидов через службы занятости, а также предоставление дополнительных выплат работодателям, принимающим на работу инвалидов. Однако важно сохранить разумный баланс между активными и пассивными мерами, предполагающими предоставление социальных выплат по инвалидности. Так, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов рекомендуют продолжать выплачивать пенсии и пособия по социальному обеспечению до момента, когда инвалид не начнет "получать адекватный и гарантированный доход" <16>. В то же время выплаты по социальному обеспечению не должны быть барьером для участия инвалидов в трудовой деятельности, а, напротив, должны стимулировать инвалидов к занятости.
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В период пандемии многие инвалиды по всему миру были вынуждены прервать трудовую деятельность, а значительная доля инвалидов, занятых в неформальном секторе экономики, осталась без выплат по социальному обеспечению, включая пособия по безработице и пособия по временной нетрудоспособности. В этой связи особую актуальность приобретают меры, направленные на стимулирование занятости среди инвалидов, что является одним из важных компонентов медико-социальной концепции инвалидности. Среди данных мер следует отметить развитие программ по профессионально-техническому обучению, содействие трудоустройству инвалидов через службы занятости, а также предоставление дополнительных выплат работодателям, принимающим на работу инвалидов. Однако важно сохранить разумный баланс между активными и пассивными мерами, предполагающими предоставление социальных выплат по инвалидности. Так, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов рекомендуют продолжать выплачивать пенсии и пособия по социальному обеспечению до момента, когда инвалид не начнет "получать адекватный и гарантированный доход" <16>. В то же время выплаты по социальному обеспечению не должны быть барьером для участия инвалидов в трудовой деятельности, а, напротив, должны стимулировать инвалидов к занятости.
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)При введении дополнительных видов социального обеспечения выбор категорий получателей законодателем обусловлен уровнем рисков, которым подвержены выбранные группы населения в условиях принятых ограничительных мер. Например, безработные граждане попадают в так называемую зону риска по причинам отсутствия заработка и невозможности обеспечения основных жизненно необходимых потребностей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 безработным, вставшим на учет в службу занятости с 1 марта 2020 г., выплачивалось в апреле - июне 2020 г. максимальное пособие по безработице в размере 12 130 руб. <3> Работающие граждане, достигшие возраста 65 лет и старше, которые ввиду высокой вероятности заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 и тяжелого течения у них заболевания были обязаны соблюдать режим самоизоляции, получили возможность компенсации утраченного заработка пособием по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине в связи с пандемией <4>.
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)При введении дополнительных видов социального обеспечения выбор категорий получателей законодателем обусловлен уровнем рисков, которым подвержены выбранные группы населения в условиях принятых ограничительных мер. Например, безработные граждане попадают в так называемую зону риска по причинам отсутствия заработка и невозможности обеспечения основных жизненно необходимых потребностей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 безработным, вставшим на учет в службу занятости с 1 марта 2020 г., выплачивалось в апреле - июне 2020 г. максимальное пособие по безработице в размере 12 130 руб. <3> Работающие граждане, достигшие возраста 65 лет и старше, которые ввиду высокой вероятности заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 и тяжелого течения у них заболевания были обязаны соблюдать режим самоизоляции, получили возможность компенсации утраченного заработка пособием по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине в связи с пандемией <4>.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Также важно, чтобы те или иные меры регулирования в сфере труда и содействия занятости не приводили к увеличению числа занятых в неформальном секторе. Как рассматривалось выше, такой риск особенно велик для мер по выплате пособия по безработице, поскольку часть безработных получает его обманным путем, являясь занятыми неформально. То есть риск, что увеличение размера пособия приведет к тому, что за пособием будут "приходить" занятые неформально и их доля увеличится, как это произошло во время пандемии.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Также важно, чтобы те или иные меры регулирования в сфере труда и содействия занятости не приводили к увеличению числа занятых в неформальном секторе. Как рассматривалось выше, такой риск особенно велик для мер по выплате пособия по безработице, поскольку часть безработных получает его обманным путем, являясь занятыми неформально. То есть риск, что увеличение размера пособия приведет к тому, что за пособием будут "приходить" занятые неформально и их доля увеличится, как это произошло во время пандемии.
Статья: Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Таким образом, анализ динамики формирования содержания правоотношения по поводу трудоустройства гражданина, признанного безработным, и возможных оснований его прекращения позволяет сделать вывод о том, что возврат данного лица в число занятых путем его трудоустройства вовсе не является абсолютно гарантированным правовым способом защиты от безработицы. При прекращении рассмотренного выше правоотношения, например в связи с истечением срока состояния на учете в качестве безработного, данное лицо возвращается в прежнее состояние как не имеющее работы и заработка, т.е. не защищенное от безработицы. Невольно возникает вопрос о том, что, может быть, законодатель, закрепляя правовой механизм защиты населения от безработицы, и не ставил такую цель, как возврат лиц, признанных безработными, в сферу занятости, а изначально предполагал ограничить защиту лишь временной материальной поддержкой в виде выплаты пособия по безработице. В этом случае, очевидно, размер пособия на минимальном уровне должен был гарантировать безработному и его семье доход не ниже прожиточного минимума. Однако этого не произошло, и в течение длительного времени (вплоть до начала пандемии) размер указанного пособия для основной массы безработных был крайне низким. Результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России. Данный вывод подтверждается, в частности, тем, что в связи с повышением размера пособия по безработице существенно выросло количество безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости (с 4 до 6,1%).
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Таким образом, анализ динамики формирования содержания правоотношения по поводу трудоустройства гражданина, признанного безработным, и возможных оснований его прекращения позволяет сделать вывод о том, что возврат данного лица в число занятых путем его трудоустройства вовсе не является абсолютно гарантированным правовым способом защиты от безработицы. При прекращении рассмотренного выше правоотношения, например в связи с истечением срока состояния на учете в качестве безработного, данное лицо возвращается в прежнее состояние как не имеющее работы и заработка, т.е. не защищенное от безработицы. Невольно возникает вопрос о том, что, может быть, законодатель, закрепляя правовой механизм защиты населения от безработицы, и не ставил такую цель, как возврат лиц, признанных безработными, в сферу занятости, а изначально предполагал ограничить защиту лишь временной материальной поддержкой в виде выплаты пособия по безработице. В этом случае, очевидно, размер пособия на минимальном уровне должен был гарантировать безработному и его семье доход не ниже прожиточного минимума. Однако этого не произошло, и в течение длительного времени (вплоть до начала пандемии) размер указанного пособия для основной массы безработных был крайне низким. Результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России. Данный вывод подтверждается, в частности, тем, что в связи с повышением размера пособия по безработице существенно выросло количество безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости (с 4 до 6,1%).