Выплата зарплаты за счет субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплата зарплаты за счет субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2024 N 17АП-10163/2024-АК по делу N А50-3397/2024
Требование: О признании недействительным представления учреждения в части возврата в бюджет округа средств, израсходованных по нецелевому назначению, неправомерно учтенных в составе доходов от платной деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, само по себе превышение предельной доли оплаты труда административно-управленческого в фонде оплаты труда Учреждения, в отсутствие доказательств превышения установленных пределов фонда оплаты труда и (или) осуществления выплат, не предусмотренных системой оплаты труда за счет средств субсидии, не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Требование: О признании недействительным представления учреждения в части возврата в бюджет округа средств, израсходованных по нецелевому назначению, неправомерно учтенных в составе доходов от платной деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, само по себе превышение предельной доли оплаты труда административно-управленческого в фонде оплаты труда Учреждения, в отсутствие доказательств превышения установленных пределов фонда оплаты труда и (или) осуществления выплат, не предусмотренных системой оплаты труда за счет средств субсидии, не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расходы бюджетного учреждения (премии, командировки)
(КонсультантПлюс, 2025)...суд обоснованно установил, что... предельный лимит бюджетных ассигнований на премирование руководителя учреждения и его заместителя был установлен главным распорядителем бюджетных средств... а фактически выплата премий указанным должностным лицам была осуществлена на основании приказов этого же органа государственной власти... согласно которым вознаграждение в сумме, превышающей допустимый размер премирования, осуществлено не за счет предоставленных субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания... а за счет экономии фонда оплаты труда, который формировался в том числе за счет средств, поступивших от оказания учреждением платных услуг... учреждение, осуществив соответствующие выплаты, фактически исполнило обязательные указания главного распорядителя бюджетных средств... в связи с чем отсутствуют основания для признания нецелевого характера данных выплат..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд обоснованно установил, что... предельный лимит бюджетных ассигнований на премирование руководителя учреждения и его заместителя был установлен главным распорядителем бюджетных средств... а фактически выплата премий указанным должностным лицам была осуществлена на основании приказов этого же органа государственной власти... согласно которым вознаграждение в сумме, превышающей допустимый размер премирования, осуществлено не за счет предоставленных субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания... а за счет экономии фонда оплаты труда, который формировался в том числе за счет средств, поступивших от оказания учреждением платных услуг... учреждение, осуществив соответствующие выплаты, фактически исполнило обязательные указания главного распорядителя бюджетных средств... в связи с чем отсутствуют основания для признания нецелевого характера данных выплат..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зарплатные субсидии из СФР: на кого и как получить в 2024 году (комментарий к Постановлению Правительства от 11.12.2023 N 2109)
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 10)- оплаченные за счет субсидии затраты (зарплату трудоустроенных и взносы с нее) нужно учесть в расходах в общем порядке.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 10)- оплаченные за счет субсидии затраты (зарплату трудоустроенных и взносы с нее) нужно учесть в расходах в общем порядке.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем надо учитывать, что право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся не является обязанностью, следовательно, финансирование организации питания учащихся, как и выплата зарплаты работникам столовой, должно осуществляться не за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, а за счет иных средств, полученных от платных услуг, в противном случае речь может идти о нецелевом использовании средств (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.02.2018 N Ф02-7426/2017 по делу N А58-1435/2017).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем надо учитывать, что право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся не является обязанностью, следовательно, финансирование организации питания учащихся, как и выплата зарплаты работникам столовой, должно осуществляться не за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, а за счет иных средств, полученных от платных услуг, в противном случае речь может идти о нецелевом использовании средств (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.02.2018 N Ф02-7426/2017 по делу N А58-1435/2017).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой"5. Работников частного работодателя обязательная оплата проездных расходов обрекает на несправедливость, обещая расстройство трудовых правоотношений и злоупотребления. Согласно части шестой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации эти целевые выплаты не суммируются, если работник ими не воспользовался, т.е. не поехал в отпуск. А в отпуск по разным причинам ездят не все - кто-то, часто бывая в командировках, предпочитает отдыхать на месте и потому не пользуется компенсациями, другому смена климата противопоказана и т.п. В итоге выйдет, что одни, отбывая в дальние отпуска, добавят к зарплате дополнительные деньги, а те, кто работает не хуже, но в отпуск не едет или едет недалеко, безвинно пострадают от нарушения права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (статья 38, часть 3, Конституции Российской Федерации). Ведь частный работодатель субсидий на дорожно-отпускные расходы из бюджета не получает и должен изыскать доступные средства, в том числе за счет оплаты труда. Чтобы выплатить компенсацию тем, кто поехал в отпуск, он удержит средства, которые направил бы на оплату труда всех работников, включая тех, кто не смог использовать право на возмещение расходов. Такие работники-северяне дискриминированы и относительно лиц, не работающих на Крайнем Севере, где заработку трудящегося подобные ограничения в оплате труда не грозят.
"По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой"5. Работников частного работодателя обязательная оплата проездных расходов обрекает на несправедливость, обещая расстройство трудовых правоотношений и злоупотребления. Согласно части шестой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации эти целевые выплаты не суммируются, если работник ими не воспользовался, т.е. не поехал в отпуск. А в отпуск по разным причинам ездят не все - кто-то, часто бывая в командировках, предпочитает отдыхать на месте и потому не пользуется компенсациями, другому смена климата противопоказана и т.п. В итоге выйдет, что одни, отбывая в дальние отпуска, добавят к зарплате дополнительные деньги, а те, кто работает не хуже, но в отпуск не едет или едет недалеко, безвинно пострадают от нарушения права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (статья 38, часть 3, Конституции Российской Федерации). Ведь частный работодатель субсидий на дорожно-отпускные расходы из бюджета не получает и должен изыскать доступные средства, в том числе за счет оплаты труда. Чтобы выплатить компенсацию тем, кто поехал в отпуск, он удержит средства, которые направил бы на оплату труда всех работников, включая тех, кто не смог использовать право на возмещение расходов. Такие работники-северяне дискриминированы и относительно лиц, не работающих на Крайнем Севере, где заработку трудящегося подобные ограничения в оплате труда не грозят.
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)выплата депонентов и сумм удержаний из оплаты труда (стипендий, иных выплат) отражается по кредиту счета 020121610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации" и дебету счетов 030402837 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами", 030403837 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)выплата депонентов и сумм удержаний из оплаты труда (стипендий, иных выплат) отражается по кредиту счета 020121610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации" и дебету счетов 030402837 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами", 030403837 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда";
Статья: Нецелевое использование средств субсидий в образовательных учреждениях
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)На основании этого суд решил, что платить работникам общежития зарплату за счет субсидии на госзадание можно, это не является нецелевым использованием средств.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)На основании этого суд решил, что платить работникам общежития зарплату за счет субсидии на госзадание можно, это не является нецелевым использованием средств.
Готовое решение: Как учесть материальную помощь в расходах по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Матпомощь, которую вы выплатили работнику к отпуску, можно учесть в расходах на оплату труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Матпомощь, которую вы выплатили работнику к отпуску, можно учесть в расходах на оплату труда.
Статья: Особенности формирования налоговой базы по УСНО за 2022 год
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Полученную субсидию "упрощенцам" следует учитывать в доходах на дату ее получения (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ), а оплаченные за счет нее затраты (зарплата трудоустроенных граждан и страховые взносы с нее) - в расходах (пп. 6, 7 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17).
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Полученную субсидию "упрощенцам" следует учитывать в доходах на дату ее получения (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ), а оплаченные за счет нее затраты (зарплата трудоустроенных граждан и страховые взносы с нее) - в расходах (пп. 6, 7 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17).
Вопрос: Об осуществлении АО - получателем субсидии из бюджета субъекта РФ раздельного учета расходов на оплату труда работников, осуществляемых за счет субсидии и средств от коммерческой деятельности.
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-12-10/131294)Министерство финансов Российской Федерации в связи с письмом от 11 декабря 2024 г. по вопросу осуществления АО, являющегося получателем субсидии из бюджета Республики, раздельного учета при оплате труда сотрудников, одновременно выполняющих работы, плата за которые осуществляется за счет указанной субсидии, а также за счет средств, полученных указанным обществом от оказания платных услуг (далее - обособленный учет), сообщает.
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-12-10/131294)Министерство финансов Российской Федерации в связи с письмом от 11 декабря 2024 г. по вопросу осуществления АО, являющегося получателем субсидии из бюджета Республики, раздельного учета при оплате труда сотрудников, одновременно выполняющих работы, плата за которые осуществляется за счет указанной субсидии, а также за счет средств, полученных указанным обществом от оказания платных услуг (далее - обособленный учет), сообщает.
Вопрос: Об осуществлении операций со средствами субсидий, предоставляемых АО в 2024 и 2025 гг. из федерального бюджета и не подлежащих казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-09/133055)В соответствии с положениями пункта 15 Постановления N 2369 перечисление средств, отраженных на лицевом счете, на основании распоряжения юридического лица в виде платежного поручения, при этом в поле "Назначение платежа" указывается в том числе код 0000010 "Перечисление средств на цели, не связанные с перечислением средств на счета, открытые юридическому лицу в банке, или корреспондентский счет банка (за исключением расчетов по оплате труда, оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, а также перечисления субсидии, предоставленной в порядке возмещения недополученных доходов или в порядке возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг), в том числе в целях размещения средств на депозитах и в иные финансовые инструменты".
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-09/133055)В соответствии с положениями пункта 15 Постановления N 2369 перечисление средств, отраженных на лицевом счете, на основании распоряжения юридического лица в виде платежного поручения, при этом в поле "Назначение платежа" указывается в том числе код 0000010 "Перечисление средств на цели, не связанные с перечислением средств на счета, открытые юридическому лицу в банке, или корреспондентский счет банка (за исключением расчетов по оплате труда, оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, а также перечисления субсидии, предоставленной в порядке возмещения недополученных доходов или в порядке возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг), в том числе в целях размещения средств на депозитах и в иные финансовые инструменты".
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако при этом руководством учреждений нередко допускается использование бюджетных средств вразрез с заявленной при их предоставлении целью. Так, например, при проведении проверки Минфином Республики Саха (Якутия) образовательного учреждения "Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина" контрольным органом было установлено нецелевое использование средств субсидии на государственное задание, выразившееся в направлении данных средств на оплату труда, премирование работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 февраля 2021 г. N Ф02-7011/2020 по делу N А58-1764/2020 пришел к выводу, что образовательное учреждение не вправе производить оплату труда работников столовой за счет полученной субсидии из бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях не является обязанностью субъекта РФ, а должно осуществляться за счет иных средств (собственных и выделенных).
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако при этом руководством учреждений нередко допускается использование бюджетных средств вразрез с заявленной при их предоставлении целью. Так, например, при проведении проверки Минфином Республики Саха (Якутия) образовательного учреждения "Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина" контрольным органом было установлено нецелевое использование средств субсидии на государственное задание, выразившееся в направлении данных средств на оплату труда, премирование работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 февраля 2021 г. N Ф02-7011/2020 по делу N А58-1764/2020 пришел к выводу, что образовательное учреждение не вправе производить оплату труда работников столовой за счет полученной субсидии из бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях не является обязанностью субъекта РФ, а должно осуществляться за счет иных средств (собственных и выделенных).
Вопрос: О перечислении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета и не подлежащей казначейскому сопровождению, на расчетный счет в целях возмещения затрат, связанных с предоставлением грантов.
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 02-12-08/31597)Особенности осуществления казначейского обслуживания средств, указанных в части 7 статьи 14 Федерального закона N 367-ФЗ, определены пунктом 15 Постановления N 1995 <4>, согласно которому перечисление средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам, не подлежащих казначейскому сопровождению, осуществляется в пределах остатка средств, отраженных на лицевых счетах получателя средств из бюджета, определенных пунктом 7 статьи 220.1 Бюджетного кодекса, открытых юридическим лицам, являющимся получателями указанных средств, на основании распоряжения юридического лица в виде платежного поручения, составленного в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации (далее - распоряжение), при этом в поле "Назначение платежа" распоряжения указывается в том числе код "0000010" "Перечисление средств на цели, не связанные с перечислением средств на счета, открытые юридическому лицу в банке, или на корреспондентский счет банка (за исключением расчетов по оплате труда, оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, а также перечисления средств субсидии, предоставленной в порядке возмещения недополученных доходов или в порядке возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг), в том числе в целях размещения средств на депозитах и в иные финансовые инструменты".
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 02-12-08/31597)Особенности осуществления казначейского обслуживания средств, указанных в части 7 статьи 14 Федерального закона N 367-ФЗ, определены пунктом 15 Постановления N 1995 <4>, согласно которому перечисление средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам, не подлежащих казначейскому сопровождению, осуществляется в пределах остатка средств, отраженных на лицевых счетах получателя средств из бюджета, определенных пунктом 7 статьи 220.1 Бюджетного кодекса, открытых юридическим лицам, являющимся получателями указанных средств, на основании распоряжения юридического лица в виде платежного поручения, составленного в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации (далее - распоряжение), при этом в поле "Назначение платежа" распоряжения указывается в том числе код "0000010" "Перечисление средств на цели, не связанные с перечислением средств на счета, открытые юридическому лицу в банке, или на корреспондентский счет банка (за исключением расчетов по оплате труда, оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, а также перечисления средств субсидии, предоставленной в порядке возмещения недополученных доходов или в порядке возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг), в том числе в целях размещения средств на депозитах и в иные финансовые инструменты".
Готовое решение: Как учитывать при УСН материальную помощь работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Эту единовременную выплату к отпуску можно учесть при УСН в расходах на оплату труда. Для этого ее нужно прописать в трудовом или коллективном договоре (ст. 255, пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письма Минфина России от 24.09.2012 N 03-11-06/2/129, от 03.09.2012 N 03-03-06/1/461).
(КонсультантПлюс, 2025)Эту единовременную выплату к отпуску можно учесть при УСН в расходах на оплату труда. Для этого ее нужно прописать в трудовом или коллективном договоре (ст. 255, пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письма Минфина России от 24.09.2012 N 03-11-06/2/129, от 03.09.2012 N 03-03-06/1/461).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Заработная плата может начисляться работникам за счет средств, полученных из разных источников финансирования: из бюджетов разных уровней, в том числе в рамках целевого финансирования, от ведения предпринимательской деятельности, грантов, субсидий и т.д. Независимо от конкретного источника финансирования все суммы заработной платы, начисленной работнику за выполнение трудовых обязанностей, должны войти в расчет среднего заработка.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Заработная плата может начисляться работникам за счет средств, полученных из разных источников финансирования: из бюджетов разных уровней, в том числе в рамках целевого финансирования, от ведения предпринимательской деятельности, грантов, субсидий и т.д. Независимо от конкретного источника финансирования все суммы заработной платы, начисленной работнику за выполнение трудовых обязанностей, должны войти в расчет среднего заработка.
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Поскольку в настоящее время присмотр и уход за воспитанниками фактически является услугой, т.е. учебный процесс в этот момент не осуществляется, оказание таких услуг не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы родителей (законных представителей) на основании гражданско-правового договора. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Поскольку в настоящее время присмотр и уход за воспитанниками фактически является услугой, т.е. учебный процесс в этот момент не осуществляется, оказание таких услуг не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы родителей (законных представителей) на основании гражданско-правового договора. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.