Выплата пособия короновирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплата пособия короновирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 183 "Гарантии работнику при временной нетрудоспособности" Трудового кодекса РФ"Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Х.Н. требований, суд первой инстанции, дав правовую оценку установленных обстоятельств дела и собранных доказательств с применением статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1.3, 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, исходил из того, что работодателем в спорные периоды в полном объеме и в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в период распространения новой коронавирусной инфекции выполнена обязанность начисления и выплаты истцу заработной платы за период фактической работы, а также обязанность направления сведений в отношении истца для оплаты пособия по временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования в периоды необходимости соблюдения истцом требования о самоизоляции. При этом суд принял во внимание, что трудовым законодательством не предусмотрена выплата заработной платы работнику в период получения им пособия по временной нетрудоспособности."
Апелляционное определение Московского городского суда от 24.01.2025 по делу N 33-740/2025 (УИД 77RS0010-02-2022-006131-55)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 3) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 4) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 5) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 6) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не исполнена обязанность по выплате заработной платы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано; 6) Отказано.Отклоняя ссылки истца на учетный журнал "Журнал учета рабочего времени сотрудников стационара N 3", суд верно указал на то, что он не является бухгалтерским или иным финансовым документом, и не может быть использован для расчета каких-либо начислений и выплат, а также сам по себе не доказывает тот факт, что при посещении помещений стационара истец привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей. Как сообщено свидетелями, допрошенными по делу, и подтверждено Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, основанием для расчета заработной платы является табель учета рабочего времени, основанием для назначения и выплаты социального пособия - реестр.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 3) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 4) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 5) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 6) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не исполнена обязанность по выплате заработной платы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано; 6) Отказано.Отклоняя ссылки истца на учетный журнал "Журнал учета рабочего времени сотрудников стационара N 3", суд верно указал на то, что он не является бухгалтерским или иным финансовым документом, и не может быть использован для расчета каких-либо начислений и выплат, а также сам по себе не доказывает тот факт, что при посещении помещений стационара истец привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей. Как сообщено свидетелями, допрошенными по делу, и подтверждено Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, основанием для расчета заработной платы является табель учета рабочего времени, основанием для назначения и выплаты социального пособия - реестр.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)В июне 2020 г. в Южной Корее Центральный банк заявил о намерении начать разработку законодательной и технологической базы для выпуска национальной виртуальной валюты (цифровой воны). Пока же в рамках карантина, связанного с коронавирусной инфекцией, власти страны выплачивают гражданам государства пособия в криптовалюте, а некоторые провинции Южной Кореи, имеющие свои собственные цифровые деньги, также осуществляют выплаты пособий местным гражданам. Суть таких выплат заключается в том, что местные граждане могут совершать покупки и оплачивать услуги цифровыми деньгами на территории провинции <17>.
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)В июне 2020 г. в Южной Корее Центральный банк заявил о намерении начать разработку законодательной и технологической базы для выпуска национальной виртуальной валюты (цифровой воны). Пока же в рамках карантина, связанного с коронавирусной инфекцией, власти страны выплачивают гражданам государства пособия в криптовалюте, а некоторые провинции Южной Кореи, имеющие свои собственные цифровые деньги, также осуществляют выплаты пособий местным гражданам. Суть таких выплат заключается в том, что местные граждане могут совершать покупки и оплачивать услуги цифровыми деньгами на территории провинции <17>.
Статья: Социальный контракт как способ адресной социальной адаптации граждан России
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Еще до пандемии COVID-19 сформировалось наднациональное понимание, что система социальной защиты нуждается в серьезных реформах. Классическая схема выплаты государственных пособий признана слишком затратной, поэтому многие страны начали переход на активизирующую социальную политику. Ее суть заключается в том, что граждане не получают пособие только на основании дохода или статуса (например, инвалидности). Для получения такого пособия они должны проявить активность - начать искать работу и трудоустроиться или же запустить свой бизнес и начать зарабатывать. Подобная социально-экономическая политика имеет своей целью поменять статус человека с получателя пособия на статус активного работника [4].
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Еще до пандемии COVID-19 сформировалось наднациональное понимание, что система социальной защиты нуждается в серьезных реформах. Классическая схема выплаты государственных пособий признана слишком затратной, поэтому многие страны начали переход на активизирующую социальную политику. Ее суть заключается в том, что граждане не получают пособие только на основании дохода или статуса (например, инвалидности). Для получения такого пособия они должны проявить активность - начать искать работу и трудоустроиться или же запустить свой бизнес и начать зарабатывать. Подобная социально-экономическая политика имеет своей целью поменять статус человека с получателя пособия на статус активного работника [4].
Нормативные акты
Приказ Росстата от 17.11.2025 N 638
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, их семей и тому подобное, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, их семей и тому подобное, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
Приказ Росстата от 10.04.2024 N 144
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"2) пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; компенсация работнику стоимости проведения обязательного медицинского осмотра, пройденного самостоятельно; компенсация работнику за самостоятельно оплаченный анализ полимеразной цепной реакции (ПЦР-тест) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В целях предотвращения распространения на территории России COVID-19, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также повышения защиты права на охрану здоровья граждан в возрасте 65 лет и старше Правительство РФ 1 апреля 2020 г. утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше <3>. Указанные Правила гарантируют назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине застрахованных лиц (работников) в возрасте 65 лет и старше, соблюдающих режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске. Работодатель (страхователь) передает в Фонд социального страхования перечень вышеуказанных работников, документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Фонд проверяет полученные данные и направляет их в уполномоченную медицинскую организацию, которая обязана единовременно оформить электронный листок временной нетрудоспособности на срок, определяемый Правительством РФ <4>.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В целях предотвращения распространения на территории России COVID-19, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также повышения защиты права на охрану здоровья граждан в возрасте 65 лет и старше Правительство РФ 1 апреля 2020 г. утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше <3>. Указанные Правила гарантируют назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине застрахованных лиц (работников) в возрасте 65 лет и старше, соблюдающих режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске. Работодатель (страхователь) передает в Фонд социального страхования перечень вышеуказанных работников, документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Фонд проверяет полученные данные и направляет их в уполномоченную медицинскую организацию, которая обязана единовременно оформить электронный листок временной нетрудоспособности на срок, определяемый Правительством РФ <4>.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Таким образом, на современном этапе в сфере трудовых прав преодоление негативных последствий пандемии COVID-19 становится важнейшей задачей. Необходимость обеспечения государствами экономической помощи гражданам в условиях распространения коронавирусной инфекции, включая гарантированный оплачиваемый отпуск по болезни, расширенные пособия по безработице, распределение продовольствия и всеобщий базовый заработок, отмечается в том числе на уровне Организации Объединенных Наций.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Таким образом, на современном этапе в сфере трудовых прав преодоление негативных последствий пандемии COVID-19 становится важнейшей задачей. Необходимость обеспечения государствами экономической помощи гражданам в условиях распространения коронавирусной инфекции, включая гарантированный оплачиваемый отпуск по болезни, расширенные пособия по безработице, распределение продовольствия и всеобщий базовый заработок, отмечается в том числе на уровне Организации Объединенных Наций.
Готовое решение: Как оплачивается работнику больничный лист при карантине
(КонсультантПлюс, 2025)Как оплачивается больничный лист при карантине в связи с распространением коронавирусной инфекции
(КонсультантПлюс, 2025)Как оплачивается больничный лист при карантине в связи с распространением коронавирусной инфекции
Готовое решение: Как работнику оплачивается больничный лист
(КонсультантПлюс, 2025)Больничный лист, открытый в нерабочие дни, объявленные в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, оплачивается в обычном порядке за все календарные дни болезни. Не оплачивают только те дни нетрудоспособности, за которые пособие не назначается (ч. 8 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Больничный лист, открытый в нерабочие дни, объявленные в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, оплачивается в обычном порядке за все календарные дни болезни. Не оплачивают только те дни нетрудоспособности, за которые пособие не назначается (ч. 8 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ).
Статья: Проблемы реализации правовых норм при вакцинации в условиях чрезвычайной ситуации или повышенной готовности
(Винокуров В.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Интересно, что в Перечень поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 885 <15>, не вносились какие-либо поствакцинальные осложнения, которые могут быть вызваны прививками против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Это означает, что такие осложнения до сих пор не зафиксированы, а те, что появились, не будут являться основанием для каких-либо выплат пострадавшим от прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку не включены в названный перечень.
(Винокуров В.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Интересно, что в Перечень поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 885 <15>, не вносились какие-либо поствакцинальные осложнения, которые могут быть вызваны прививками против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Это означает, что такие осложнения до сих пор не зафиксированы, а те, что появились, не будут являться основанием для каких-либо выплат пострадавшим от прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку не включены в названный перечень.
Вопрос: Работник с явными признаками ОРВИ ходит на работу, временную нетрудоспособность не оформляет, подвергает риску коллег. Что предпринять работодателю (отстранить, наказать, депремировать)?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)На основании положений Закона N 52-ФЗ работодатель вправе отстранить работника от работы с выплатой пособий по социальному страхованию только в случае, когда имеется постановление главного государственного санитарного врача (п. 2 ст. 33, пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)На основании положений Закона N 52-ФЗ работодатель вправе отстранить работника от работы с выплатой пособий по социальному страхованию только в случае, когда имеется постановление главного государственного санитарного врача (п. 2 ст. 33, пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.
Типовая ситуация: Оплата больничного: частные случаи
(Издательство "Главная книга", 2025)Больничный при карантине, в том числе по коронавирусу, считают так же, как при болезни работника. Пособие за все дни больничного платит СФР, вы только направляете в фонд запрашиваемые им сведения по работнику (ст. ст. 3, 7 Закона N 255-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Больничный при карантине, в том числе по коронавирусу, считают так же, как при болезни работника. Пособие за все дни больничного платит СФР, вы только направляете в фонд запрашиваемые им сведения по работнику (ст. ст. 3, 7 Закона N 255-ФЗ).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Но выплата одновременно и пособия по временной нетрудоспособности, и зарплаты не предусмотрена законом, поскольку пособие призвано возместить утраченный заработок, когда работник не может трудиться (ст. 183 ТК РФ, ч. 1 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2023)Но выплата одновременно и пособия по временной нетрудоспособности, и зарплаты не предусмотрена законом, поскольку пособие призвано возместить утраченный заработок, когда работник не может трудиться (ст. 183 ТК РФ, ч. 1 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ).