Выплата пособий 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплата пособий 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с прекращением трудового договора: Работник взыскивает выходное пособие (Руководитель взыскивает компенсацию)
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.08.2021 по делу N 88-17475/2021, 2-227/2021
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.08.2021 по делу N 88-17475/2021, 2-227/2021
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15.2 "Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством""Вместе с тем, апелляционный суд не учел, что в силу требований части 2 статьи 4.1, статей 15.1, 15.2 Закона N 255-ФЗ, пунктов 3, 19 Положения N 2375 именно страхователь является обязанным (ответственным) лицом за представление фонду полных и достоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в связи с чем на нем лежит обязанность по истребованию у застрахованного лица соответствующей информации, в том числе о наличии инвалидности; при этом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, какие-либо доказательства принятия всех необходимых мер, в частности направления застрахованному лицу предложения о представлении сведений о наличии инвалидности, в том числе ввиду множественности представленных листков нетрудоспособности и длительной (за пределами сроков, установленных частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ) нетрудоспособностью, как и отказа застрахованного лица в их представлении, учреждением в ходе судебного разбирательства не представлены; фонд на момент назначения и выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности (2021 год) сведениями о наличии у последнего инвалидности не обладал, поскольку извещение о предоставлении недостающих документов (сведений) N 2095, в котором указано на необходимость представления Реестров сведений с указанием корректных данных (кода 45 в отношении Ролича В.А.), направлено в адрес страхователя лишь 04.02.2022, в связи с чем страхователь 07.02.2022 был извещен о наличии у застрахованного лица инвалидности и, соответственно, имел возможность произвести корректировку ранее представленных сведений, однако ею не воспользовался, соответствующие достоверные сведения не представил, фактически проигнорировав полученное извещение фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зарплатно-премиальные вопросы: когда и сколько можно выплатить в декабре
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)Посмотрите, собирается ли кто-то в декрет в конце года. Если декрет начинается в 2023 г., то для пособия возьмут выплаты за 2021 - 2022 гг. А если в 2024 г. - то выплаты за 2022 - 2023 гг. Кстати, лимиты для расчета пособия сильно вырастут. Возможно, сотруднице выгоднее написать заявление на отпуск по беременности и родам с начала 2024 г. Тогда даже при более коротком отпуске пособие по беременности и родам может получиться больше <28>.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)Посмотрите, собирается ли кто-то в декрет в конце года. Если декрет начинается в 2023 г., то для пособия возьмут выплаты за 2021 - 2022 гг. А если в 2024 г. - то выплаты за 2022 - 2023 гг. Кстати, лимиты для расчета пособия сильно вырастут. Возможно, сотруднице выгоднее написать заявление на отпуск по беременности и родам с начала 2024 г. Тогда даже при более коротком отпуске пособие по беременности и родам может получиться больше <28>.
Статья: Публично-правовое регулирование цены денег и их покупательной способности в Российской Федерации
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что основания и условия возникновения права на единовременное пособие в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ и Федеральном законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ являются идентичными. Установленный Правительством Российской Федерации порядок возмещения вреда категории лиц, к которой относится административный истец, носит заявительный характер. Поскольку Р. обратился за выплатой пособия в августе 2021 года, именно с этой даты, по выводу суда, следует исчислять начало срока возникновения между ним и административным ответчиком правоотношений, влекущих в силу части 5 статьи 15 КАС РФ необходимость применения судом при разрешении дела норм материального права, действующих на момент их возникновения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что основания и условия возникновения права на единовременное пособие в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ и Федеральном законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ являются идентичными. Установленный Правительством Российской Федерации порядок возмещения вреда категории лиц, к которой относится административный истец, носит заявительный характер. Поскольку Р. обратился за выплатой пособия в августе 2021 года, именно с этой даты, по выводу суда, следует исчислять начало срока возникновения между ним и административным ответчиком правоотношений, влекущих в силу части 5 статьи 15 КАС РФ необходимость применения судом при разрешении дела норм материального права, действующих на момент их возникновения.
Готовое решение: Что делать, если больничный совместителя пришелся на время его отпуска
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время отметим, что, по мнению некоторых территориальных отделений фонда, отпуск без сохранения заработной платы хотя бы по одному месту работы является основанием для отказа в выплате пособия (Письмо ГУ - МРО ФСС РФ от 17.08.2021 N 15-15/7710-16869л).
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время отметим, что, по мнению некоторых территориальных отделений фонда, отпуск без сохранения заработной платы хотя бы по одному месту работы является основанием для отказа в выплате пособия (Письмо ГУ - МРО ФСС РФ от 17.08.2021 N 15-15/7710-16869л).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Например, в Новосибирской области гражданин, получая пособие по безработице, продолжал работать дворником на Верх-Тарском нефтяном месторождении и получал оплату за свои услуги по гражданско-правовому договору с АО "Новосибирскнефтегаз" <1>. Таким способом он смог незаконно получить в период с января по март 2021 г. выплаты в качестве пособия по безработице в размере 20 тыс. руб. По результатам процессуальной проверки в мае 2021 г. отдел полиции возбудил в отношении этого гражданина уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 "Мошенничество при получении выплат" Уголовного кодекса РФ. Кроме того, органами прокуратуры в адрес директора ГКУ ЦНЗ было вынесено представление. Он был привлечен к дисциплинарной ответственности.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Например, в Новосибирской области гражданин, получая пособие по безработице, продолжал работать дворником на Верх-Тарском нефтяном месторождении и получал оплату за свои услуги по гражданско-правовому договору с АО "Новосибирскнефтегаз" <1>. Таким способом он смог незаконно получить в период с января по март 2021 г. выплаты в качестве пособия по безработице в размере 20 тыс. руб. По результатам процессуальной проверки в мае 2021 г. отдел полиции возбудил в отношении этого гражданина уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 "Мошенничество при получении выплат" Уголовного кодекса РФ. Кроме того, органами прокуратуры в адрес директора ГКУ ЦНЗ было вынесено представление. Он был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Типовая ситуация: Как заменить годы при расчете больничного
(Издательство "Главная книга", 2025)Петрова может заменить 2024 - 2023 гг. только на 2022 и 2021 гг. Пособие, рассчитанное из выплат за эти годы, - 11 804,79 руб. ((377 500 руб. + 197 000 руб.) / 730 дн. x 100% x 15 дн.). Это больше пособия, рассчитанного по общим правилам (11 804,79 руб. > 11 220 руб.).
(Издательство "Главная книга", 2025)Петрова может заменить 2024 - 2023 гг. только на 2022 и 2021 гг. Пособие, рассчитанное из выплат за эти годы, - 11 804,79 руб. ((377 500 руб. + 197 000 руб.) / 730 дн. x 100% x 15 дн.). Это больше пособия, рассчитанного по общим правилам (11 804,79 руб. > 11 220 руб.).
Статья: Проблемы определения среднедушевого дохода семьи с учетом доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности для целей предоставления адресной социальной поддержки
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Среднедушевой доход семьи в сопоставлении с величиной прожиточного минимума является одним из основных показателей нуждаемости и, соответственно, оснований назначения ряда социально-обеспечительных благ <1>. Речь о предоставлении не только государственной социальной помощи, но и ежемесячных пособий (выплат) для семей с детьми, развернутая система которых получила правовое опосредование в 2021 г. Это ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности (уст. с 1 июля 2021 г.) <2>; ежемесячные выплаты и пособия на детей до 3 лет (рожденных с 1 января 2018 г.) <3>, детей от 3 до 7 лет (уст. с 1 января 2020 г.) <4>, и детей от 8 до 17 лет. Последнее из пособий назначается с 1 июля 2021 г. при условии проживания ребенка в семье с единственным родителем или в семье, имеющей право на алименты в силу решения суда <5>.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Среднедушевой доход семьи в сопоставлении с величиной прожиточного минимума является одним из основных показателей нуждаемости и, соответственно, оснований назначения ряда социально-обеспечительных благ <1>. Речь о предоставлении не только государственной социальной помощи, но и ежемесячных пособий (выплат) для семей с детьми, развернутая система которых получила правовое опосредование в 2021 г. Это ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности (уст. с 1 июля 2021 г.) <2>; ежемесячные выплаты и пособия на детей до 3 лет (рожденных с 1 января 2018 г.) <3>, детей от 3 до 7 лет (уст. с 1 января 2020 г.) <4>, и детей от 8 до 17 лет. Последнее из пособий назначается с 1 июля 2021 г. при условии проживания ребенка в семье с единственным родителем или в семье, имеющей право на алименты в силу решения суда <5>.
Статья: Понятие экологических ("зеленых") платежей
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)<17> Ялбулганов А.А. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учеб. пособие. М.: Юстицинформ, 2021. С. 12 - 13.
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)<17> Ялбулганов А.А. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учеб. пособие. М.: Юстицинформ, 2021. С. 12 - 13.