Выпадающие доходы в электроэнергетике
Подборка наиболее важных документов по запросу Выпадающие доходы в электроэнергетике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу N А74-8032/2023
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка заявителя на то, что выпадающие доходы общества по льготному технологическому присоединению по пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, не включены в состав расходов, связанных с компенсацией выпадающих доходов, оценен и отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не исключают вину общества в совершении административного правонарушения.
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка заявителя на то, что выпадающие доходы общества по льготному технологическому присоединению по пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, не включены в состав расходов, связанных с компенсацией выпадающих доходов, оценен и отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не исключают вину общества в совершении административного правонарушения.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 по делу N А74-9186/2024
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки заявителя на то, что выпадающие доходы общества по льготному технологическому присоединению по пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, не включены в состав расходов, связанных с компенсацией выпадающих доходов, отклоняются, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не исключают вину общества в совершении выявленного управлением административного правонарушения. Кроме того, из материалов дела не усматривается наличия взаимосвязи между установленными для общества тарифами и нарушением порядка технологического присоединения.
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки заявителя на то, что выпадающие доходы общества по льготному технологическому присоединению по пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, не включены в состав расходов, связанных с компенсацией выпадающих доходов, отклоняются, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не исключают вину общества в совершении выявленного управлением административного правонарушения. Кроме того, из материалов дела не усматривается наличия взаимосвязи между установленными для общества тарифами и нарушением порядка технологического присоединения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация полномочий прокурора в нормотворческом процессе как один из наиболее эффективных способов защиты интересов граждан
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)Более того, выпадающие доходы гарантирующего поставщика электроэнергии (АО "Белгородэнергосбыт") в 2020 г. в связи с применением пониженного тарифа для потребителей, проживающих в негазифицированных населенных пунктах, составили 9,7 млн руб., в 2021 г. - 11,5 млн руб., возмещение которых из бюджета не предусматривалось.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)Более того, выпадающие доходы гарантирующего поставщика электроэнергии (АО "Белгородэнергосбыт") в 2020 г. в связи с применением пониженного тарифа для потребителей, проживающих в негазифицированных населенных пунктах, составили 9,7 млн руб., в 2021 г. - 11,5 млн руб., возмещение которых из бюджета не предусматривалось.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
В какой момент следует признавать доход в виде компенсаций, субсидий из бюджета за недополученные доходы (при методе начисления)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что компенсация доходов, выпадающих в связи реализацией электроэнергии льготным категориям граждан, по своему экономическому содержанию является выручкой от реализованной электроэнергии. Следовательно, налогоплательщик правомерно признал спорные компенсации в периоде реализации электроэнергии гражданам льготных категорий.
В какой момент следует признавать доход в виде компенсаций, субсидий из бюджета за недополученные доходы (при методе начисления)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что компенсация доходов, выпадающих в связи реализацией электроэнергии льготным категориям граждан, по своему экономическому содержанию является выручкой от реализованной электроэнергии. Следовательно, налогоплательщик правомерно признал спорные компенсации в периоде реализации электроэнергии гражданам льготных категорий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6. В случае изменения установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов долгосрочных тарифов в электроэнергетике, и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, и в случае установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности субъектами электроэнергетики, возмещение указанных недополученных доходов таким субъектам электроэнергетики, за исключением случаев корректировки цен (тарифов) (необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики), случаев изменения долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, в связи с реализацией предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона механизма передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6. В случае изменения установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов долгосрочных тарифов в электроэнергетике, и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, и в случае установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности субъектами электроэнергетики, возмещение указанных недополученных доходов таким субъектам электроэнергетики, за исключением случаев корректировки цен (тарифов) (необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики), случаев изменения долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, в связи с реализацией предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона механизма передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Во избежание разночтений с налоговым органом рекомендуем выбрать вариант признания в целях налогообложения прибыли выручки от реализации, а не внереализационных доходов. Тогда при применении метода начисления доходы признаются в момент передачи электроэнергии физическим лицам.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Во избежание разночтений с налоговым органом рекомендуем выбрать вариант признания в целях налогообложения прибыли выручки от реализации, а не внереализационных доходов. Тогда при применении метода начисления доходы признаются в момент передачи электроэнергии физическим лицам.
Статья: О важности учета рисков при решении задачи повышения эффективности стимулирующей налоговой политики в электрогенерирующем секторе экономики
(Мандрощенко О.В., Татаренко А.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Возникновение дисбаланса региональных бюджетов (0,283) и олигополизация рынка электроэнергии (0,261) являются потенциальными рисками государства (см. табл. 5). Дисбаланс региональных бюджетов может возникнуть в результате предоставления большого объема налоговых льгот, являющихся выпадающими доходами бюджетов. В свою очередь, олигополизация рынка может возникнуть в результате владения технологией малым количеством компаний.
(Мандрощенко О.В., Татаренко А.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Возникновение дисбаланса региональных бюджетов (0,283) и олигополизация рынка электроэнергии (0,261) являются потенциальными рисками государства (см. табл. 5). Дисбаланс региональных бюджетов может возникнуть в результате предоставления большого объема налоговых льгот, являющихся выпадающими доходами бюджетов. В свою очередь, олигополизация рынка может возникнуть в результате владения технологией малым количеством компаний.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства в области регулирования мер гражданско-правовой ответственности и санкций за причинение вреда и убытков нарушениями внедоговорных (деликтных) гражданско-правовых обязательств
(Ибрагимова А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Такие внедоговорные гражданско-правовые нарушения (деликты) могут, например, совершаться в тех случаях, когда энергоснабжающая организация своекорыстно, необоснованно и незаконно искусственно повышает тарифы на электроэнергию для разных потребителей электроэнергии и тем самым незаконно обогащается за их счет <9>. В подобных случаях виновная сторона-правонарушительница обязана на основании ст. 1105 "Возмещение стоимости неосновательного обогащения" ГК РФ и по требованию потерпевших потребителей возместить материальный вред за неосновательно полученное или сбереженное им, а также возможные материальные убытки, причиненные данным деликтом и предусмотренные в ст. 1107 "Возмещение потерпевшему недополученных доходов" ГК РФ. При этом прежние установленные нормативно-правовыми актами или заключенным публичным договором об электроснабжении цены на поставляемую электроэнергию должны быть безотлагательно восстановлены для своевременного предупреждения (ст. 1065 "Предупреждение причинения вреда" ГК РФ) и пресечения данного внедоговорного гражданско-правового нарушения в форме деликта <10>.
(Ибрагимова А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Такие внедоговорные гражданско-правовые нарушения (деликты) могут, например, совершаться в тех случаях, когда энергоснабжающая организация своекорыстно, необоснованно и незаконно искусственно повышает тарифы на электроэнергию для разных потребителей электроэнергии и тем самым незаконно обогащается за их счет <9>. В подобных случаях виновная сторона-правонарушительница обязана на основании ст. 1105 "Возмещение стоимости неосновательного обогащения" ГК РФ и по требованию потерпевших потребителей возместить материальный вред за неосновательно полученное или сбереженное им, а также возможные материальные убытки, причиненные данным деликтом и предусмотренные в ст. 1107 "Возмещение потерпевшему недополученных доходов" ГК РФ. При этом прежние установленные нормативно-правовыми актами или заключенным публичным договором об электроснабжении цены на поставляемую электроэнергию должны быть безотлагательно восстановлены для своевременного предупреждения (ст. 1065 "Предупреждение причинения вреда" ГК РФ) и пресечения данного внедоговорного гражданско-правового нарушения в форме деликта <10>.
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 582 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям на пополнение оборотных средств" (в ред. от 16.08.2021).
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 582 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям на пополнение оборотных средств" (в ред. от 16.08.2021).