Выпадающие доходы теплоснабжение
Подборка наиболее важных документов по запросу Выпадающие доходы теплоснабжение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2024 N 18АП-11122/2024 по делу N А47-17668/2022
Требование: О взыскании убытков.
Встречное требование: О признании недействительным договора аренды муниципального имущества и применении последствий недействительности сделки.
Решение: Требование удовлетворено.Учитывая тот факт, что Администрацией 04.06.2019 с ООО "Гарант" заключен договор аренды муниципального имущества, по условиям которого Администрация, в числе прочего, приняла на себя обязательства по возмещению ООО "Гарант" затрат и недополученных доходов, связанных с производством теплоэнергии, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения из расчета недополученного дохода арендатора за предшествующий период, в отсутствие доказательств исполнения со стороны Администрации указанного договорного условия и компенсации должнику его затрат, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт причинения убытков истцу, а ущерб должен быть возмещен стороной в полном объеме в соответствии со статьей 15 и пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ.
Требование: О взыскании убытков.
Встречное требование: О признании недействительным договора аренды муниципального имущества и применении последствий недействительности сделки.
Решение: Требование удовлетворено.Учитывая тот факт, что Администрацией 04.06.2019 с ООО "Гарант" заключен договор аренды муниципального имущества, по условиям которого Администрация, в числе прочего, приняла на себя обязательства по возмещению ООО "Гарант" затрат и недополученных доходов, связанных с производством теплоэнергии, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения из расчета недополученного дохода арендатора за предшествующий период, в отсутствие доказательств исполнения со стороны Администрации указанного договорного условия и компенсации должнику его затрат, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт причинения убытков истцу, а ущерб должен быть возмещен стороной в полном объеме в соответствии со статьей 15 и пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 N 04АП-2054/2023 по делу N А19-17889/2022
Требование: О взыскании недополученных доходов за оказанные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению по договору аренды муниципального имущества.
Решение: Требование удовлетворено.На основании изложенного, учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства возмещения министерством истцу недополученных доходов, связанных с оказанием в период с 01.11.2021 по 31.12.2021 услуг теплоснабжения и водоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 2 565 051 руб. 38 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требование: О взыскании недополученных доходов за оказанные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению по договору аренды муниципального имущества.
Решение: Требование удовлетворено.На основании изложенного, учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства возмещения министерством истцу недополученных доходов, связанных с оказанием в период с 01.11.2021 по 31.12.2021 услуг теплоснабжения и водоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 2 565 051 руб. 38 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об использовании субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по теплоснабжению.
(Письмо Минфина России от 29.10.2024 N 02-12-14/105493)Вопрос: Об использовании субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по теплоснабжению.
(Письмо Минфина России от 29.10.2024 N 02-12-14/105493)Вопрос: Об использовании субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по теплоснабжению.
Статья: Конституционно-правовые аспекты бесплатной газификации в Российской Федерации
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)1) повышение тарифа на теплоснабжение для населения, поскольку увеличатся расходы теплоснабжающих организаций на приобретение топлива и оплату услуг, учитываемые при формировании тарифа на теплоснабжение <11>. В целях снижения тарифной нагрузки для населения могут быть установлены льготные тарифы на теплоснабжение, при этом компенсация выпадающих доходов будет осуществляться за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам, что является дополнительной финансовой нагрузкой на дотационные бюджеты большинства регионов;
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)1) повышение тарифа на теплоснабжение для населения, поскольку увеличатся расходы теплоснабжающих организаций на приобретение топлива и оплату услуг, учитываемые при формировании тарифа на теплоснабжение <11>. В целях снижения тарифной нагрузки для населения могут быть установлены льготные тарифы на теплоснабжение, при этом компенсация выпадающих доходов будет осуществляться за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам, что является дополнительной финансовой нагрузкой на дотационные бюджеты большинства регионов;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)15.1) установление порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, недополученных доходов от регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием уполномоченными органами решений об изменении установленных долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также решений об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, в установленных настоящим Федеральным законом случаях возмещения недополученных доходов;
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)15.1) установление порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, недополученных доходов от регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием уполномоченными органами решений об изменении установленных долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также решений об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, в установленных настоящим Федеральным законом случаях возмещения недополученных доходов;
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Правовая позиция КС РФ, отменяющая (в контексте применения ст. 15 Закона о защите конкуренции) ранее неопровержимую презумпцию конкурентоспособности товарных рынков, может быть положена и в основу решения проблемы предоставления субсидий в целях финансирования расходов унитарных предприятий на предоставление социально значимых услуг, в том числе в связи с правом муниципальных образований регулировать тарифы на услуги, оказываемые МУПами, вводить льготы для предоставления муниципальных услуг отдельным категориям граждан и пр. На многих рынках, на которых продолжают осуществлять свою деятельность унитарные предприятия, отсутствует конкуренция. Это касается не только сфер естественных монополий (водо- и теплоснабжение), но и иных социально значимых сфер (городской наземный электрический транспорт, водо- и теплоснабжение, предприятия на территориях Крайнего Севера). Предоставляемые муниципальными образованиями субсидии в целях возмещения недополученных доходов МУПов, являются важнейшим средством сохранения и поддержания социально значимой деятельности. Подчеркнем, предоставление субсидий обусловлено не неэффективностью самих унитарных предприятий, а социальной значимостью отдельных видов деятельности, необходимостью обеспечения граждан комплексом товаров и услуг жизненно важного назначения, в том числе через бюджетное финансирование соответствующих направлений.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Правовая позиция КС РФ, отменяющая (в контексте применения ст. 15 Закона о защите конкуренции) ранее неопровержимую презумпцию конкурентоспособности товарных рынков, может быть положена и в основу решения проблемы предоставления субсидий в целях финансирования расходов унитарных предприятий на предоставление социально значимых услуг, в том числе в связи с правом муниципальных образований регулировать тарифы на услуги, оказываемые МУПами, вводить льготы для предоставления муниципальных услуг отдельным категориям граждан и пр. На многих рынках, на которых продолжают осуществлять свою деятельность унитарные предприятия, отсутствует конкуренция. Это касается не только сфер естественных монополий (водо- и теплоснабжение), но и иных социально значимых сфер (городской наземный электрический транспорт, водо- и теплоснабжение, предприятия на территориях Крайнего Севера). Предоставляемые муниципальными образованиями субсидии в целях возмещения недополученных доходов МУПов, являются важнейшим средством сохранения и поддержания социально значимой деятельности. Подчеркнем, предоставление субсидий обусловлено не неэффективностью самих унитарных предприятий, а социальной значимостью отдельных видов деятельности, необходимостью обеспечения граждан комплексом товаров и услуг жизненно важного назначения, в том числе через бюджетное финансирование соответствующих направлений.
Готовое решение: Каковы особенности концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)полномочия по госрегулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также по возмещению в соответствии с законодательством недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций не переданы концеденту в соответствии с законом субъекта РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)полномочия по госрегулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также по возмещению в соответствии с законодательством недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций не переданы концеденту в соответствии с законом субъекта РФ;
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Письме Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654 изложена следующая позиция. Если субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу, то она учитывается при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации. В противном случае, если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованной услуги, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Письме Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654 изложена следующая позиция. Если субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу, то она учитывается при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации. В противном случае, если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованной услуги, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при получении теплоснабжающей организацией субсидии из бюджета субъекта РФ на финансирование погашения задолженности за природный газ.
(Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654)В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.11.2015 N 577-П "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области организациям коммунального комплекса в целях возмещения затрат, связанных с потреблением природного газа" (далее - Порядок) рассматривается возможность выделения обществу с ограниченной ответственностью из средств областного бюджета субсидии для финансирования погашения задолженности за природный газ перед ООО-1. Выделение средств областного бюджета осуществляется в пределах сумм недополученных доходов, связанных с регулированием тарифов на услуги теплоснабжения.
(Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654)В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.11.2015 N 577-П "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области организациям коммунального комплекса в целях возмещения затрат, связанных с потреблением природного газа" (далее - Порядок) рассматривается возможность выделения обществу с ограниченной ответственностью из средств областного бюджета субсидии для финансирования погашения задолженности за природный газ перед ООО-1. Выделение средств областного бюджета осуществляется в пределах сумм недополученных доходов, связанных с регулированием тарифов на услуги теплоснабжения.
Форма: Концессионное соглашение (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов Концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета Субъекта РФ в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в случае принятия органом исполнительной власти Субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов решения об изменении долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки Концессионера, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера и предусмотренных настоящим Соглашением в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, установленных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Субъекта РФ, и (или) решения об установлении тарифов Концессионера на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, установленных либо согласованных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов Концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета Субъекта РФ в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в случае принятия органом исполнительной власти Субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов решения об изменении долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки Концессионера, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера и предусмотренных настоящим Соглашением в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, установленных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Субъекта РФ, и (или) решения об установлении тарифов Концессионера на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, установленных либо согласованных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.