Выпадающие доходы теплоснабжающих организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Выпадающие доходы теплоснабжающих организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)...основанием для заключения Соглашения [послужила - ред.]... проблема выпадающих доходов теплоснабжающих организаций из-за роста цен на уголь и мазут и... необходимость предоставления субсидии на компенсацию организациям ЖКХ разницы фактической стоимости топлива и стоимости... при тарифном регулировании.
(КонсультантПлюс, 2025)...основанием для заключения Соглашения [послужила - ред.]... проблема выпадающих доходов теплоснабжающих организаций из-за роста цен на уголь и мазут и... необходимость предоставления субсидии на компенсацию организациям ЖКХ разницы фактической стоимости топлива и стоимости... при тарифном регулировании.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2024 N 11АП-14147/2024 по делу N А55-17820/2024
Требование: О взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии и теплоносителя.
Решение: Требование удовлетворено.Соответственно, ПАО "Т Плюс" не может являться стороной, обязанной возместить МП г.о. Самара "Инженерная служба" недополученные доходы в связи со утратой статуса Единой теплоснабжающей организации в середине календарного года, а также с учетом особенностей оплаты конечными потребителями коммунальной услуги по отоплению (в течение календарного года), установленными ПП РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Требование: О взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии и теплоносителя.
Решение: Требование удовлетворено.Соответственно, ПАО "Т Плюс" не может являться стороной, обязанной возместить МП г.о. Самара "Инженерная служба" недополученные доходы в связи со утратой статуса Единой теплоснабжающей организации в середине календарного года, а также с учетом особенностей оплаты конечными потребителями коммунальной услуги по отоплению (в течение календарного года), установленными ПП РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые аспекты бесплатной газификации в Российской Федерации
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)1) повышение тарифа на теплоснабжение для населения, поскольку увеличатся расходы теплоснабжающих организаций на приобретение топлива и оплату услуг, учитываемые при формировании тарифа на теплоснабжение <11>. В целях снижения тарифной нагрузки для населения могут быть установлены льготные тарифы на теплоснабжение, при этом компенсация выпадающих доходов будет осуществляться за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам, что является дополнительной финансовой нагрузкой на дотационные бюджеты большинства регионов;
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)1) повышение тарифа на теплоснабжение для населения, поскольку увеличатся расходы теплоснабжающих организаций на приобретение топлива и оплату услуг, учитываемые при формировании тарифа на теплоснабжение <11>. В целях снижения тарифной нагрузки для населения могут быть установлены льготные тарифы на теплоснабжение, при этом компенсация выпадающих доходов будет осуществляться за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам, что является дополнительной финансовой нагрузкой на дотационные бюджеты большинства регионов;
Готовое решение: Каковы особенности концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)полномочия по госрегулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также по возмещению в соответствии с законодательством недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций не переданы концеденту в соответствии с законом субъекта РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)полномочия по госрегулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также по возмещению в соответствии с законодательством недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций не переданы концеденту в соответствии с законом субъекта РФ;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.5. В случае изменения соответствующих долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью 6.3 настоящей статьи, компенсация недополученных доходов теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в обязательном порядке не осуществляется. При этом уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о возмещении соответствующих недополученных доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.5. В случае изменения соответствующих долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью 6.3 настоящей статьи, компенсация недополученных доходов теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в обязательном порядке не осуществляется. При этом уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о возмещении соответствующих недополученных доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")107. Органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")107. Органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Письме Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654 изложена следующая позиция. Если субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу, то она учитывается при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации. В противном случае, если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованной услуги, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Письме Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654 изложена следующая позиция. Если субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу, то она учитывается при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации. В противном случае, если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованной услуги, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при получении теплоснабжающей организацией субсидии из бюджета субъекта РФ на финансирование погашения задолженности за природный газ.
(Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654)В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.11.2015 N 577-П "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области организациям коммунального комплекса в целях возмещения затрат, связанных с потреблением природного газа" (далее - Порядок) рассматривается возможность выделения обществу с ограниченной ответственностью из средств областного бюджета субсидии для финансирования погашения задолженности за природный газ перед ООО-1. Выделение средств областного бюджета осуществляется в пределах сумм недополученных доходов, связанных с регулированием тарифов на услуги теплоснабжения.
(Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654)В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.11.2015 N 577-П "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области организациям коммунального комплекса в целях возмещения затрат, связанных с потреблением природного газа" (далее - Порядок) рассматривается возможность выделения обществу с ограниченной ответственностью из средств областного бюджета субсидии для финансирования погашения задолженности за природный газ перед ООО-1. Выделение средств областного бюджета осуществляется в пределах сумм недополученных доходов, связанных с регулированием тарифов на услуги теплоснабжения.