Вынужденная коррупция
Подборка наиболее важных документов по запросу Вынужденная коррупция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Негативные последствия коррупции в сфере публичных закупок
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)К таким последствиям можно отнести коррупционные издержки участников закупок и рост цен. Для реализации своих товаров, работ и услуг на рынке публичных закупок участники вынуждены преодолевать коррупционные барьеры и нести дополнительные коррупционные расходы, которые негативно сказываются на их материальном состоянии. "Взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение", - отмечает А.В. Шашкова <24>. В связи с этим организации вынуждены включать коррупционные издержки в стоимость своих товаров, работ и услуг, что влечет рост цен, а сами издержки, таким образом, приходится оплачивать потребителям.
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)К таким последствиям можно отнести коррупционные издержки участников закупок и рост цен. Для реализации своих товаров, работ и услуг на рынке публичных закупок участники вынуждены преодолевать коррупционные барьеры и нести дополнительные коррупционные расходы, которые негативно сказываются на их материальном состоянии. "Взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение", - отмечает А.В. Шашкова <24>. В связи с этим организации вынуждены включать коррупционные издержки в стоимость своих товаров, работ и услуг, что влечет рост цен, а сами издержки, таким образом, приходится оплачивать потребителям.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Во-вторых, с учетом субъективного фактора затруднительным представляется практическое исполнение обязанности уведомления добросовестными государственными служащими. Отсутствие единого перечня коррупционных правонарушений (равно как и легального понятия "коррупционное правонарушение") вынуждает государственного служащего оценивать и квалифицировать деяние в качестве коррупционного исходя из собственных субъективных представлений о коррупции. Несмотря на декларируемую гарантию безопасности, о которой было сказано выше, уведомитель так или иначе рискует ошибиться в квалификации и тем самым испортить отношения с коллегами, что чревато для него негативной репутацией на службе на долгие годы, а может быть, и навсегда. Даже фактически правильная квалификация деяния уведомителем не гарантирует такую же квалификацию иными должностными лицами, участвующими в процедуре уведомления, ввиду недостаточной компетентности сотрудников подразделений по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, что в том числе отмечается правоведами <14>. В целях устранения указанных противоречий Минтрудом России разработан документ <15>, содержащий примерный перечень деяний, относящихся к категории коррупционных правонарушений, однако принятый перечень носит рекомендательный характер, и, следовательно, его можно назвать декларативным.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Во-вторых, с учетом субъективного фактора затруднительным представляется практическое исполнение обязанности уведомления добросовестными государственными служащими. Отсутствие единого перечня коррупционных правонарушений (равно как и легального понятия "коррупционное правонарушение") вынуждает государственного служащего оценивать и квалифицировать деяние в качестве коррупционного исходя из собственных субъективных представлений о коррупции. Несмотря на декларируемую гарантию безопасности, о которой было сказано выше, уведомитель так или иначе рискует ошибиться в квалификации и тем самым испортить отношения с коллегами, что чревато для него негативной репутацией на службе на долгие годы, а может быть, и навсегда. Даже фактически правильная квалификация деяния уведомителем не гарантирует такую же квалификацию иными должностными лицами, участвующими в процедуре уведомления, ввиду недостаточной компетентности сотрудников подразделений по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, что в том числе отмечается правоведами <14>. В целях устранения указанных противоречий Минтрудом России разработан документ <15>, содержащий примерный перечень деяний, относящихся к категории коррупционных правонарушений, однако принятый перечень носит рекомендательный характер, и, следовательно, его можно назвать декларативным.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В связи с применением к государственным и муниципальным служащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения судами также рассматривались споры о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, а также дела по заявлениям прокуроров об изменении основания увольнения государственных и муниципальных служащих.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В связи с применением к государственным и муниципальным служащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения судами также рассматривались споры о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, а также дела по заявлениям прокуроров об изменении основания увольнения государственных и муниципальных служащих.
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не устанавливает особенностей исчисления сроков применения дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного проступка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не устанавливает особенностей исчисления сроков применения дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного проступка.
Статья: Международные аспекты противодействия коррупции и достижение целей устойчивого развития
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Прошло совсем немного времени, за которое российское законодательство имплементировало основные положения международных, в том числе европейских, антикоррупционных соглашений в свою правовую систему, был создан национальный механизм противодействия коррупции. Однако Россия была вынуждена прекратить участие в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО) ввиду дискриминационного отношения к ее представителям, обусловленного политическими мотивами. В результате Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. была денонсирована.
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Прошло совсем немного времени, за которое российское законодательство имплементировало основные положения международных, в том числе европейских, антикоррупционных соглашений в свою правовую систему, был создан национальный механизм противодействия коррупции. Однако Россия была вынуждена прекратить участие в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО) ввиду дискриминационного отношения к ее представителям, обусловленного политическими мотивами. В результате Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. была денонсирована.
Статья: Анализ новой системы правового регулирования контрольно-надзорной деятельности
(Минин В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для подконтрольных (поднадзорных) лиц каждое контрольное (надзорное) мероприятие со стороны государства, которое предполагает взаимодействие, имеет определенные неудобства в их работе, в том числе связанные с неизбежными трудозатратами. Кроме того, избыточное взаимодействие инспекторов с подконтрольными лицами является предпосылкой проявления коррупции. Так, анализ некоторых регуляторных проблем показывает, что хозяйствующий субъект, стараясь избежать негативных последствий для бизнеса, вынужден договариваться с проверяющим и уплачивать коррупционные платежи в прямом или завуалированном виде (оплата по договору с аффилированным предприятием за мнимые работы либо услуги, оказание услуг непосредственно проверяющим, трудоустройство на предприятие лиц, аффилированных с проверяющими, которые иногда даже не осуществляют реальную трудовую деятельность, получая при этом заработную плату) <5>.
(Минин В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для подконтрольных (поднадзорных) лиц каждое контрольное (надзорное) мероприятие со стороны государства, которое предполагает взаимодействие, имеет определенные неудобства в их работе, в том числе связанные с неизбежными трудозатратами. Кроме того, избыточное взаимодействие инспекторов с подконтрольными лицами является предпосылкой проявления коррупции. Так, анализ некоторых регуляторных проблем показывает, что хозяйствующий субъект, стараясь избежать негативных последствий для бизнеса, вынужден договариваться с проверяющим и уплачивать коррупционные платежи в прямом или завуалированном виде (оплата по договору с аффилированным предприятием за мнимые работы либо услуги, оказание услуг непосредственно проверяющим, трудоустройство на предприятие лиц, аффилированных с проверяющими, которые иногда даже не осуществляют реальную трудовую деятельность, получая при этом заработную плату) <5>.
Статья: Противодействие бытовой коррупции в образовании и медицине: неучтенные аспекты
(Новосельцев А.Ю., Степанюгин К.В.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Хотя государство выделяет на здравоохранение значительные средства, существует проблема доведения этих средств до конкретных исполнителей <4>. Как показывает практика, поступающие от ФОМС средства не всегда покрывают даже положенные врачам выплаты к весьма скромной официальной заработной плате. Мало того что для их получения установили различные бюрократические препоны, связанные, например, с условиями по заполнению историй болезни, так еще и задержки их выплат могут достигать нескольких месяцев. Медработники постоянно сталкиваются с нехваткой или отсутствием в лечебных учреждениях порой самых необходимых лекарств и материалов, которые должны закупаться за счет средств, выделяемых ФОМС, что вынуждает их отправлять на поиски требуемого самих пациентов или их родственников. На этом фоне развернутая пропагандистская компания против "коррупционных действий" врачей выглядит как ширма для коррупции более высокого уровня.
(Новосельцев А.Ю., Степанюгин К.В.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Хотя государство выделяет на здравоохранение значительные средства, существует проблема доведения этих средств до конкретных исполнителей <4>. Как показывает практика, поступающие от ФОМС средства не всегда покрывают даже положенные врачам выплаты к весьма скромной официальной заработной плате. Мало того что для их получения установили различные бюрократические препоны, связанные, например, с условиями по заполнению историй болезни, так еще и задержки их выплат могут достигать нескольких месяцев. Медработники постоянно сталкиваются с нехваткой или отсутствием в лечебных учреждениях порой самых необходимых лекарств и материалов, которые должны закупаться за счет средств, выделяемых ФОМС, что вынуждает их отправлять на поиски требуемого самих пациентов или их родственников. На этом фоне развернутая пропагандистская компания против "коррупционных действий" врачей выглядит как ширма для коррупции более высокого уровня.
Статья: Уголовно-правовые средства противодействия коррупции
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Законодатель вынужден реагировать на новые угрозы посредством криминализации тех или иных видов и способов коррупционных действий. Как следствие, число составов, входящих в главу 30 УК РФ за время действия Кодекса, увеличилось с 9 до 17, семь из которых относятся к различным видам должностных злоупотреблений.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Законодатель вынужден реагировать на новые угрозы посредством криминализации тех или иных видов и способов коррупционных действий. Как следствие, число составов, входящих в главу 30 УК РФ за время действия Кодекса, увеличилось с 9 до 17, семь из которых относятся к различным видам должностных злоупотреблений.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Прибалтики
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)На сегодняшний день можно утверждать, что основными причинами возникновения современных форм коррупции на постсоветском пространстве стали распад Советского государства и переход к свободному рынку. Хотя коррупция существовала и ранее, но таких масштабов и характера, как в условиях рыночных преобразований, не достигала. Воссозданные государства были вынуждены формировать механизмы противодействия этому явлению, основываясь на привычных нормах уголовного права, отвечавшим реалиям социалистического общества, но слабо соотносившимся с жесткими условиями рыночной экономики. Механизмов предупреждения коррупции также практически не существовало, а повсеместность и общественная обыденность этого явления стали одним из сдерживающих факторов для проведения успешного "блицкрига" - эффективной государственной антикоррупционной политики. Об этом же говорят исследования ученых-правоведов, посвященные изучению причин и развития форм коррупции в постсоветских странах, положительного опыта противодействия коррупции и государственно-правового регулирования этой сферы, а также особенностей правовых обычаев, традиций и подходов в этой области <1>. Особый интерес с этой точки зрения вызывают страны постсоветского пространства, не укладывающиеся в традиционные исследовательские подходы в контексте определения общности современной модели противодействия коррупции, - страны Прибалтики <2>.
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)На сегодняшний день можно утверждать, что основными причинами возникновения современных форм коррупции на постсоветском пространстве стали распад Советского государства и переход к свободному рынку. Хотя коррупция существовала и ранее, но таких масштабов и характера, как в условиях рыночных преобразований, не достигала. Воссозданные государства были вынуждены формировать механизмы противодействия этому явлению, основываясь на привычных нормах уголовного права, отвечавшим реалиям социалистического общества, но слабо соотносившимся с жесткими условиями рыночной экономики. Механизмов предупреждения коррупции также практически не существовало, а повсеместность и общественная обыденность этого явления стали одним из сдерживающих факторов для проведения успешного "блицкрига" - эффективной государственной антикоррупционной политики. Об этом же говорят исследования ученых-правоведов, посвященные изучению причин и развития форм коррупции в постсоветских странах, положительного опыта противодействия коррупции и государственно-правового регулирования этой сферы, а также особенностей правовых обычаев, традиций и подходов в этой области <1>. Особый интерес с этой точки зрения вызывают страны постсоветского пространства, не укладывающиеся в традиционные исследовательские подходы в контексте определения общности современной модели противодействия коррупции, - страны Прибалтики <2>.
Статья: К вопросу об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 1)В настоящее время одним из самых опасных преступлений в сфере экономики принято считать легализацию денежных средств и другого имущества, которые получены преступным путем. Причина этого лежит на поверхности: легализация этих средств подрывает экономическую безопасность государства, создает условия для развития и процветания теневого бизнеса, что, несомненно, сказывается на финансовой стабильности экономики и косвенно влияет на уровень жизни каждого гражданина нашей страны. Это связано с тем, что предприятия, использующие капитал, добытый незаконным путем, имеют ряд "преимуществ" перед добросовестными и законопослушными организациями. Эти "преимущества" могут проявляться в различных коррупционных связях и налоговых схемах, направленных на сокрытие прибыли и уменьшение налоговой базы. От этого страдает не только государство, которое недополучает денежные средства в бюджет, но и остальные участники рыночных отношений, в том числе и потребители, которые вынуждены платить более высокую цену за товары и оказываемые услуги.
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 1)В настоящее время одним из самых опасных преступлений в сфере экономики принято считать легализацию денежных средств и другого имущества, которые получены преступным путем. Причина этого лежит на поверхности: легализация этих средств подрывает экономическую безопасность государства, создает условия для развития и процветания теневого бизнеса, что, несомненно, сказывается на финансовой стабильности экономики и косвенно влияет на уровень жизни каждого гражданина нашей страны. Это связано с тем, что предприятия, использующие капитал, добытый незаконным путем, имеют ряд "преимуществ" перед добросовестными и законопослушными организациями. Эти "преимущества" могут проявляться в различных коррупционных связях и налоговых схемах, направленных на сокрытие прибыли и уменьшение налоговой базы. От этого страдает не только государство, которое недополучает денежные средства в бюджет, но и остальные участники рыночных отношений, в том числе и потребители, которые вынуждены платить более высокую цену за товары и оказываемые услуги.
Статья: Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: основные причины проблем правоприменения и латентности
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)В качестве следующей нормативно-правовой причины коррупции следует назвать несовершенство Конституции РФ.
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)В качестве следующей нормативно-правовой причины коррупции следует назвать несовершенство Конституции РФ.
Статья: Правовая синергия государственно-частного партнерства и EPCM-контракта в нефтегазовой отрасли как фактор эффективного пространственного развития территорий
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Гражданское право", 2022, N 1)В данный момент инициативы частного партнера-инвестора рассматриваются на уровне субъекта РФ, что создает риски возникновения коррупционной составляющей, по причине непрозрачности процедур и ограниченности сроков согласования соглашения в совокупности со значительными финансовыми затратами, возникающими у инициатора. Предлагается определить для реализации механизмов ГЧП единый орган согласования и принятия решений на территории федерального округа - аппарат полномочного представителя Президента РФ. В спектр полномочий последнего <12> предлагается внести обязанность создания проектных офисов рассмотрения, согласования и контроля за исполнением соглашений о ГЧП. По причине сложности реализации проектов, затрагивающих интересы и различных субъектов, и территорий, рациональным представляется внедрение единых механизмов принятия решений на уровне федеральной власти в лице полномочного представителя Президента РФ. Отсутствие единого уполномоченного органа принятия решений вынуждает бизнес лоббировать собственные интересы посредством коррупционного взаимодействия <13> с органами государственной власти.
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Гражданское право", 2022, N 1)В данный момент инициативы частного партнера-инвестора рассматриваются на уровне субъекта РФ, что создает риски возникновения коррупционной составляющей, по причине непрозрачности процедур и ограниченности сроков согласования соглашения в совокупности со значительными финансовыми затратами, возникающими у инициатора. Предлагается определить для реализации механизмов ГЧП единый орган согласования и принятия решений на территории федерального округа - аппарат полномочного представителя Президента РФ. В спектр полномочий последнего <12> предлагается внести обязанность создания проектных офисов рассмотрения, согласования и контроля за исполнением соглашений о ГЧП. По причине сложности реализации проектов, затрагивающих интересы и различных субъектов, и территорий, рациональным представляется внедрение единых механизмов принятия решений на уровне федеральной власти в лице полномочного представителя Президента РФ. Отсутствие единого уполномоченного органа принятия решений вынуждает бизнес лоббировать собственные интересы посредством коррупционного взаимодействия <13> с органами государственной власти.
Статья: Противодействие коррупции в условиях пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)В связи с активным распространением коронавируса COVID-19 правительства вынуждены в сжатые сроки обеспечивать принятие законодательства, направленного на оснащение национальных систем здравоохранения необходимыми ресурсами в упрощенном порядке. Однако принимаемые ими правовые акты хотя и позволяют оперативно приобретать необходимое оборудование и лекарства, часто не учитывают существующие нюансы в системе госзакупок, делая ее уязвимой для коррупции.
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)В связи с активным распространением коронавируса COVID-19 правительства вынуждены в сжатые сроки обеспечивать принятие законодательства, направленного на оснащение национальных систем здравоохранения необходимыми ресурсами в упрощенном порядке. Однако принимаемые ими правовые акты хотя и позволяют оперативно приобретать необходимое оборудование и лекарства, часто не учитывают существующие нюансы в системе госзакупок, делая ее уязвимой для коррупции.
Статья: Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)В то же время предприниматели пока не видят ощутимого прогресса в деятельности правоохранительных органов. Например, более 65% российских бизнесменов не считают отечественную судебную систему нашей страны независимой <21>. Если главные риски ведения бизнеса в 90-е гг. XX в., по мнению опрошенных предпринимателей, выражались в убийстве, физическом насилии и угрозе безопасности членов семьи, то в современный период времени - в потере деловой репутации, тюремном заключении и вынужденной эмиграции. При этом 38% респондентов отметили усиление коррупции в отношениях бизнеса с государством, а 30% указали, что за последние 30 лет в этом отношении ничего не изменилось <22>.
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)В то же время предприниматели пока не видят ощутимого прогресса в деятельности правоохранительных органов. Например, более 65% российских бизнесменов не считают отечественную судебную систему нашей страны независимой <21>. Если главные риски ведения бизнеса в 90-е гг. XX в., по мнению опрошенных предпринимателей, выражались в убийстве, физическом насилии и угрозе безопасности членов семьи, то в современный период времени - в потере деловой репутации, тюремном заключении и вынужденной эмиграции. При этом 38% респондентов отметили усиление коррупции в отношениях бизнеса с государством, а 30% указали, что за последние 30 лет в этом отношении ничего не изменилось <22>.