Выход на пенсию по новому
Подборка наиболее важных документов по запросу Выход на пенсию по новому (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто имеет право на досрочную страховую пенсию по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае речь идет о лицах, которым в связи с изменениями в пенсионном законодательстве с 01.01.2019, в частности повышением пенсионного возраста, предоставляется возможность выхода на пенсию до достижения нового возрастного порога (см., например, ситуацию "Как оформить страховую пенсию по старости?").
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае речь идет о лицах, которым в связи с изменениями в пенсионном законодательстве с 01.01.2019, в частности повышением пенсионного возраста, предоставляется возможность выхода на пенсию до достижения нового возрастного порога (см., например, ситуацию "Как оформить страховую пенсию по старости?").
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Дифференцированное определение пенсионного возраста позволит связать его индивидуальное установление (в отношении каждого конкретного пенсионера) с объективными факторами утраты трудоспособности и тем самым смягчит общественное восприятие самой необходимости выхода на новые возрастные рубежи в пенсионном обеспечении, снимет подозрения в том, что новый пенсионный возраст установлен произвольно без учета социально-трудовых факторов. Применение такого подхода не исключает необходимости законодательного установления разумного переходного периода: растянутый во времени переход на новый пенсионный возраст (желательно с наименьшим "шагом" повышения); введение института пропорционального снижения пенсионного возраста при выходе на пенсию ранее нового пенсионного возраста, но не ранее старого; нераспространение нового пенсионного возраста на граждан, которым осталось до пенсии не менее пяти лет, и т.п.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Дифференцированное определение пенсионного возраста позволит связать его индивидуальное установление (в отношении каждого конкретного пенсионера) с объективными факторами утраты трудоспособности и тем самым смягчит общественное восприятие самой необходимости выхода на новые возрастные рубежи в пенсионном обеспечении, снимет подозрения в том, что новый пенсионный возраст установлен произвольно без учета социально-трудовых факторов. Применение такого подхода не исключает необходимости законодательного установления разумного переходного периода: растянутый во времени переход на новый пенсионный возраст (желательно с наименьшим "шагом" повышения); введение института пропорционального снижения пенсионного возраста при выходе на пенсию ранее нового пенсионного возраста, но не ранее старого; нераспространение нового пенсионного возраста на граждан, которым осталось до пенсии не менее пяти лет, и т.п.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"2. Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"2. Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Российская Конституция в развитии: реформа структуры власти и новые парламентские полномочия
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Вопрос об индексациях пенсий и пособий закреплен в ч. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", ч. 2 ст. 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Однако федеральный закон может изменяться, дополняться, корректироваться, и в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ вопросы порядка назначения пенсий и социальных выплат являются дискреционным полномочием законодателя. К этому выводу Конституционный Суд пришел при проверке Федерального закона, установившего в 2019 г. новый возраст выхода на пенсию по старости <4>.
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Вопрос об индексациях пенсий и пособий закреплен в ч. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", ч. 2 ст. 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Однако федеральный закон может изменяться, дополняться, корректироваться, и в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ вопросы порядка назначения пенсий и социальных выплат являются дискреционным полномочием законодателя. К этому выводу Конституционный Суд пришел при проверке Федерального закона, установившего в 2019 г. новый возраст выхода на пенсию по старости <4>.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)При таком подходе остается неясным, почему другие взаимосвязанные отношения должны претерпевать изменения в правовой регламентации? Например, почему законодатель не счел возможным установить самостоятельные возрастные границы трудоспособности в гражданско-правовых отношениях по возмещению вреда, причиненного смертью кормильца? Здесь можно провести аналогию с правом на получение ежемесячной страховой выплаты в случае смерти лица в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Аналогия вполне уместна, так как посредством введения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний был заменен гражданско-правовой механизм возмещения вреда, причиненного работнику при исполнении трудовых обязанностей. Поэтому в конструкции ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), устанавливающей право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, просматривается заимствование нормативных предписаний из ст. 1088 ГК РФ. Применительно к праву на получение ежемесячной страховой выплаты верхние возрастные границы нетрудоспособности остались без изменений, поскольку в п. 3 ст. 7 Закона N 125-ФЗ по-прежнему идет речь о мужчинах и женщинах, достигших возраста 60 и 55 лет соответственно. В связи с этим интересно отметить, что если в результате предоставления социально-страхового обеспечения вред, причиненный смертью застрахованного лица, будет возмещен не полностью, он может быть возмещен в оставшейся части в гражданско-правовом порядке, что вытекает из п. 2 ст. 1 Закона N 125-ФЗ. Однако при реализации данного права, если исходить из того, что теперь верхняя граница трудоспособного возраста определяется с учетом измененных положений ст. 8 Закона о страховых пенсиях, членам семьи, которые еще не достигли нового пенсионного возраста, следует отказать в возмещении вреда, несмотря на назначение аналогичных по сути выплат в системе обязательного социального страхования. Либо суду нужно будет аргументировать, что внесенные в пенсионное законодательство изменения не влияют на правила определения нетрудоспособности в целях возмещения вреда, причиненного смертью кормильца. Представляется, что в действующей системе норм сделать это будет достаточно сложно.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)При таком подходе остается неясным, почему другие взаимосвязанные отношения должны претерпевать изменения в правовой регламентации? Например, почему законодатель не счел возможным установить самостоятельные возрастные границы трудоспособности в гражданско-правовых отношениях по возмещению вреда, причиненного смертью кормильца? Здесь можно провести аналогию с правом на получение ежемесячной страховой выплаты в случае смерти лица в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Аналогия вполне уместна, так как посредством введения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний был заменен гражданско-правовой механизм возмещения вреда, причиненного работнику при исполнении трудовых обязанностей. Поэтому в конструкции ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), устанавливающей право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, просматривается заимствование нормативных предписаний из ст. 1088 ГК РФ. Применительно к праву на получение ежемесячной страховой выплаты верхние возрастные границы нетрудоспособности остались без изменений, поскольку в п. 3 ст. 7 Закона N 125-ФЗ по-прежнему идет речь о мужчинах и женщинах, достигших возраста 60 и 55 лет соответственно. В связи с этим интересно отметить, что если в результате предоставления социально-страхового обеспечения вред, причиненный смертью застрахованного лица, будет возмещен не полностью, он может быть возмещен в оставшейся части в гражданско-правовом порядке, что вытекает из п. 2 ст. 1 Закона N 125-ФЗ. Однако при реализации данного права, если исходить из того, что теперь верхняя граница трудоспособного возраста определяется с учетом измененных положений ст. 8 Закона о страховых пенсиях, членам семьи, которые еще не достигли нового пенсионного возраста, следует отказать в возмещении вреда, несмотря на назначение аналогичных по сути выплат в системе обязательного социального страхования. Либо суду нужно будет аргументировать, что внесенные в пенсионное законодательство изменения не влияют на правила определения нетрудоспособности в целях возмещения вреда, причиненного смертью кормильца. Представляется, что в действующей системе норм сделать это будет достаточно сложно.
Статья: Новые модели обеспечения прав человека в исполнительном производстве: административно-процессуальный аспект
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В предыдущей модели принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю федеральному государственному гражданскому служащему присваивался классный чин гражданской службы, для имевших юридическое образование - классный чин юстиции, срок службы до ухода на пенсию и прекращения срока государственной службы определялся стажем государственной службы и достижением общего пенсионного возраста. В новой модели исполнительного производства основной субъект публичной власти в сфере принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель - сотрудник органа принудительного исполнения, которому присваивается специальное звание.
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В предыдущей модели принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю федеральному государственному гражданскому служащему присваивался классный чин гражданской службы, для имевших юридическое образование - классный чин юстиции, срок службы до ухода на пенсию и прекращения срока государственной службы определялся стажем государственной службы и достижением общего пенсионного возраста. В новой модели исполнительного производства основной субъект публичной власти в сфере принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель - сотрудник органа принудительного исполнения, которому присваивается специальное звание.
Готовое решение: В каких случаях можно уволить работников с детьми
(КонсультантПлюс, 2025)невозможность продолжения работы в связи с зачислением в образовательную организацию, выходом на пенсию или направлением мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы;
(КонсультантПлюс, 2025)невозможность продолжения работы в связи с зачислением в образовательную организацию, выходом на пенсию или направлением мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы;
Статья: Неполное рабочее время по инициативе работодателя
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 4)Даже если в течение полугода (это максимально возможный срок режима НРВ) никаких изменений не произойдет, то численность работников может уменьшиться по другим причинам. Кто-то найдет новое место работы, кто-то выйдет на пенсию, кто-то - в декрет, и т.д. В итоге к завершению режима НРВ у работодателя вполне может остаться нужное ему количество сотрудников.
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 4)Даже если в течение полугода (это максимально возможный срок режима НРВ) никаких изменений не произойдет, то численность работников может уменьшиться по другим причинам. Кто-то найдет новое место работы, кто-то выйдет на пенсию, кто-то - в декрет, и т.д. В итоге к завершению режима НРВ у работодателя вполне может остаться нужное ему количество сотрудников.