Выгул
Подборка наиболее важных документов по запросу Выгул (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей, руководствуясь положениями статей 11, 12, 135, 263, 304 Гражданского кодекса российской Федерации, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", статей 10, 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установив, что содержание и разведение домашней птицы в постройке, которая не отвечает требованиям пункта 2.2 Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа, пришел к выводу возложении на ответчиков обязанности устранить истцу препятствия в пользовании земельным участком путем переноса места, отведенного для выгула птицы, на расстояние 4 м от границы принадлежащего истцу участка. Установив также, что навес на участке ответчиков расположен с нарушением требований пунктов 9.1, 9.3 СП 17.13330.2017, пришел к выводу о возложении на ответчиков обязанности по его переносу на расстояние 1 м от границы участка истца."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1083 "Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред" ГК РФ"Несмотря на то, что гибель собаки истца находится в прямой причинно-следственной связи с действиями ответчика С., которая не обеспечила выгул своей собаки с соблюдением вышеуказанных требований, исключающих риск причинения вреда окружающим и их имуществу, тем не менее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии в действиях самой Х. грубой неосторожности, выразившейся в отсутствии необходимого контроля за своим питомцем, что содействовало возникновению вреда, в связи с чем имеются основания для применения положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ и снижения размера возмещения ущерба.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы особенности содержания животных в квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выгул животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц, а также требуется не допускать выгул животного (за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению) вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, соблюдать иные требования к выгулу.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выгул животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц, а также требуется не допускать выгул животного (за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению) вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, соблюдать иные требования к выгулу.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования:
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования:
Статья: Законодательная и догматическая конструкция вины потерпевшего: версии М.М. Агаркова и Е.А. Флейшиц
(Сударев Г.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)В данном качестве, однако, этот аргумент не выглядит убедительным. Он отталкивается от такого типа деликтного взаимодействия, в котором потерпевший может повлиять на ситуацию непосредственно в момент причинения вреда, т.е. когда имеется одновременность поведения потерпевшего и делинквента. Но этот случай не является наиболее типичным - напротив, часто вина потерпевшего проявляется задолго до вредоносного взаимодействия (в частности, в форме ненадлежащего контроля над своим имуществом, например допущения самовольного выгула скота <61>, неиспользования поводка для собаки <62> или несоблюдения техники безопасности <63>) или уже после него (в форме неуменьшения размера убытков, например отказа от лечения или несоблюдения рекомендаций врача) <64>.
(Сударев Г.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)В данном качестве, однако, этот аргумент не выглядит убедительным. Он отталкивается от такого типа деликтного взаимодействия, в котором потерпевший может повлиять на ситуацию непосредственно в момент причинения вреда, т.е. когда имеется одновременность поведения потерпевшего и делинквента. Но этот случай не является наиболее типичным - напротив, часто вина потерпевшего проявляется задолго до вредоносного взаимодействия (в частности, в форме ненадлежащего контроля над своим имуществом, например допущения самовольного выгула скота <61>, неиспользования поводка для собаки <62> или несоблюдения техники безопасности <63>) или уже после него (в форме неуменьшения размера убытков, например отказа от лечения или несоблюдения рекомендаций врача) <64>.
Статья: Договор аренды животных
(Малеина М.Н.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Если животное не относится к редким, то необходимость условия о способах и объеме содержания можно объяснить индивидуальным характером общения животного и его собственника, иным (новым) для животного климатом. Способы и объем содержания раскрываются путем описания типа содержания (безвыгульное, выгульное, пастбищное), периодичности, порядка кормления и поения, требования к качеству питания. Уход включает установление правил выгула, оборудования места проживания, осуществления профилактики заболеваний и лечения.
(Малеина М.Н.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Если животное не относится к редким, то необходимость условия о способах и объеме содержания можно объяснить индивидуальным характером общения животного и его собственника, иным (новым) для животного климатом. Способы и объем содержания раскрываются путем описания типа содержания (безвыгульное, выгульное, пастбищное), периодичности, порядка кормления и поения, требования к качеству питания. Уход включает установление правил выгула, оборудования места проживания, осуществления профилактики заболеваний и лечения.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выгул домашних животных (при этом не рекомендуется покидать территорию, ограниченную радиусом два километра от места проживания (пребывания));
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выгул домашних животных (при этом не рекомендуется покидать территорию, ограниченную радиусом два километра от места проживания (пребывания));
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы граждан и связанным с использованием земельных участков на территории ТОС под детские и спортивные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно полезных целей;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы граждан и связанным с использованием земельных участков на территории ТОС под детские и спортивные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно полезных целей;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- площадки для игр (детская), отдыха, занятий спортом, для массовых мероприятий, для размещения аттракционов, для установки мусоросборников, для выгула животных;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- площадки для игр (детская), отдыха, занятий спортом, для массовых мероприятий, для размещения аттракционов, для установки мусоросборников, для выгула животных;
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Статья 45.1 Закона о местном самоуправлении определяет широкий круг вопросов, регулируемых правилами благоустройства территории муниципального образования. К таковым, в частности, отнесены: содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства; размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Статья 45.1 Закона о местном самоуправлении определяет широкий круг вопросов, регулируемых правилами благоустройства территории муниципального образования. К таковым, в частности, отнесены: содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства; размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Кроме данного проекта закона Московской областной Думой разработан законопроект N 41446-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <177> с целью предотвращения выгула на детских или спортивных или школьных территориях домашних животных, то есть вне установленных зон, предназначенных для этого. Это позволит в большей степени обезопасить детей, потому что выгуливают домашних питомцев не только взрослые, но и дети.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Кроме данного проекта закона Московской областной Думой разработан законопроект N 41446-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <177> с целью предотвращения выгула на детских или спортивных или школьных территориях домашних животных, то есть вне установленных зон, предназначенных для этого. Это позволит в большей степени обезопасить детей, потому что выгуливают домашних питомцев не только взрослые, но и дети.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
Статья: Цифровая платформа Decide Madrid как средство прямой и партисипативной демократии
(Черкасов А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В рамках первого общегородского партисипативного бюджета в 2016 г. (составившего 60 млн евро) было выдвинуто 5 184 предложения. По ним проголосовали 22 389 граждан, подавших в общей сложности 168 111 голосов. В итоге из партисипативного бюджета были профинансированы 206 мероприятий, включая создание сети приютов для женщин, дополнительную посадку деревьев в городе, модернизацию системы городского освещения, организацию мониторинга шума, фонтанов с питьевой водой, пунктов зарядки электромобилей, парковок для велосипедов, парков для выгула собак и т.п. <19>
(Черкасов А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В рамках первого общегородского партисипативного бюджета в 2016 г. (составившего 60 млн евро) было выдвинуто 5 184 предложения. По ним проголосовали 22 389 граждан, подавших в общей сложности 168 111 голосов. В итоге из партисипативного бюджета были профинансированы 206 мероприятий, включая создание сети приютов для женщин, дополнительную посадку деревьев в городе, модернизацию системы городского освещения, организацию мониторинга шума, фонтанов с питьевой водой, пунктов зарядки электромобилей, парковок для велосипедов, парков для выгула собак и т.п. <19>