Выговор муниципальному служащему
Подборка наиболее важных документов по запросу Выговор муниципальному служащему (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным привлечение муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в виде выговора взамен его увольнения в связи с утратой доверия из-за неуведомления работодателя о возможном конфликте интересов при отсутствии доказательств, что совершенные действия и бездействие являются несущественным проступком
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным привлечение муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в виде выговора взамен его увольнения в связи с утратой доверия из-за неуведомления работодателя о возможном конфликте интересов при отсутствии доказательств, что совершенные действия и бездействие являются несущественным проступком
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Заслуживает внимания мнение Е.В. Шестаковой <7> о том, что "отстранение от работы не является мерой дисциплинарной ответственности". Действительно, ст. 27 Закона N 25-ФЗ содержит только такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор и увольнение. А само по себе отстранение - это своего рода превентивная мера, применяемая до окончательного установления вины муниципального служащего.
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Заслуживает внимания мнение Е.В. Шестаковой <7> о том, что "отстранение от работы не является мерой дисциплинарной ответственности". Действительно, ст. 27 Закона N 25-ФЗ содержит только такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор и увольнение. А само по себе отстранение - это своего рода превентивная мера, применяемая до окончательного установления вины муниципального служащего.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В частности, С.Е. Чаннов утверждает, что в принципе не следует противопоставлять административную и дисциплинарную ответственность государственных и муниципальных служащих, поскольку каждый вид ответственности характеризуется своими целями и задачами. Кроме того, по его мнению, целесообразно дополнить спектр дисциплинарных взысканий дополнительной мерой в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок <1>. Далее профессор совершенно справедливо дает позитивную оценку гибкости дисциплинарной ответственности: "При правильном применении она позволяет руководству органов власти эффективно воздействовать на служащих" <2>. Действительно, дисциплинарные взыскания по своему содержанию значительно более обременительны для государственного служащего, чем административные наказания, поскольку даже объявление замечания или выговора влечет за собой прекращение выплаты премий и надбавок, применения различных мер поощрения до снятия взыскания или до истечения срока его действия. В денежном измерении потери значительно превышают максимально возможный (по ст. 19.6.1 КоАП РФ) административный штраф в размере до 10 тыс. руб.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В частности, С.Е. Чаннов утверждает, что в принципе не следует противопоставлять административную и дисциплинарную ответственность государственных и муниципальных служащих, поскольку каждый вид ответственности характеризуется своими целями и задачами. Кроме того, по его мнению, целесообразно дополнить спектр дисциплинарных взысканий дополнительной мерой в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок <1>. Далее профессор совершенно справедливо дает позитивную оценку гибкости дисциплинарной ответственности: "При правильном применении она позволяет руководству органов власти эффективно воздействовать на служащих" <2>. Действительно, дисциплинарные взыскания по своему содержанию значительно более обременительны для государственного служащего, чем административные наказания, поскольку даже объявление замечания или выговора влечет за собой прекращение выплаты премий и надбавок, применения различных мер поощрения до снятия взыскания или до истечения срока его действия. В денежном измерении потери значительно превышают максимально возможный (по ст. 19.6.1 КоАП РФ) административный штраф в размере до 10 тыс. руб.
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно объявить работнику учреждения за прогул
(КонсультантПлюс, 2025)Но если посчитаете нужным, вы вправе смягчить наказание и, например, объявить работнику выговор. Замечание, как правило, за прогул не объявляют.
(КонсультантПлюс, 2025)Но если посчитаете нужным, вы вправе смягчить наказание и, например, объявить работнику выговор. Замечание, как правило, за прогул не объявляют.
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Отметим, что ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ <2> за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 273-ФЗ, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Закона N 25-ФЗ. Они аналогичны взысканиям, установленным в отношении государственных служащих: замечание, выговор, увольнение.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Отметим, что ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ <2> за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 273-ФЗ, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Закона N 25-ФЗ. Они аналогичны взысканиям, установленным в отношении государственных служащих: замечание, выговор, увольнение.
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Но при таком решении данного вопроса мы приходим к серьезной и большой проблеме, которая неоднократно поднималась на страницах специальной литературы и которая связана с необходимостью нормативной дифференциации дисциплинарных проступков по степени их тяжести или значимости <17>. В рамках трудовых отношений такая дифференциация отнесена к дискреции работодателя (исключая выделение однократных грубых дисциплинарных проступков, которые могут повлечь увольнение работника), поскольку сама эта ответственность в конечном счете призвана защищать частные интересы работодателя в случае недобросовестного исполнения работником своих обязанностей. В рамках же публично-правовых служебных отношений дискреция представителя нанимателя должна быть ограничена законом. В частности, различные нормативно-правовые акты об отдельных видах государственной службы предусматривают выделение так называемых грубых дисциплинарных проступков и коррелирующих им дисциплинарных взысканий. На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть на государственной гражданской службе перечень не только грубых дисциплинарных проступков, влекущих увольнение гражданского служащего, но и незначительных или малозначительных проступков, за которые к нему непосредственным руководителем может применяться дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Подобную дифференциацию на сегодняшний день можно отметить в отношении коррупционных правонарушений. Разумеется, данный вопрос заслуживает отдельного исследования.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Но при таком решении данного вопроса мы приходим к серьезной и большой проблеме, которая неоднократно поднималась на страницах специальной литературы и которая связана с необходимостью нормативной дифференциации дисциплинарных проступков по степени их тяжести или значимости <17>. В рамках трудовых отношений такая дифференциация отнесена к дискреции работодателя (исключая выделение однократных грубых дисциплинарных проступков, которые могут повлечь увольнение работника), поскольку сама эта ответственность в конечном счете призвана защищать частные интересы работодателя в случае недобросовестного исполнения работником своих обязанностей. В рамках же публично-правовых служебных отношений дискреция представителя нанимателя должна быть ограничена законом. В частности, различные нормативно-правовые акты об отдельных видах государственной службы предусматривают выделение так называемых грубых дисциплинарных проступков и коррелирующих им дисциплинарных взысканий. На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть на государственной гражданской службе перечень не только грубых дисциплинарных проступков, влекущих увольнение гражданского служащего, но и незначительных или малозначительных проступков, за которые к нему непосредственным руководителем может применяться дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Подобную дифференциацию на сегодняшний день можно отметить в отношении коррупционных правонарушений. Разумеется, данный вопрос заслуживает отдельного исследования.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- наличие конфликта интересов у и.о. директора МУП при заключении договора с предпринимателем также подтверждено протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ГО и урегулированию конфликта интересов. Однако, согласие Администрации как работодателя на заключение данного договора не было получено <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- наличие конфликта интересов у и.о. директора МУП при заключении договора с предпринимателем также подтверждено протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ГО и урегулированию конфликта интересов. Однако, согласие Администрации как работодателя на заключение данного договора не было получено <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.