Выездные проверки ФНС изменения
Подборка наиболее важных документов по запросу Выездные проверки ФНС изменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Предприниматель полагает, что ИФНС незаконно вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки в связи с изменением его местонахождения и, соответственно, изменением органа налогового учета.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Предприниматель полагает, что ИФНС незаконно вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки в связи с изменением его местонахождения и, соответственно, изменением органа налогового учета.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Решение о проведении выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каких случаях в решение о проведении выездной налоговой проверки вносят изменения
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каких случаях в решение о проведении выездной налоговой проверки вносят изменения
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Следовательно, само по себе то обстоятельство, что инспекция не учла положения п. 1 ст. 145 НК РФ при изменении квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления индивидуальному предпринимателю освобождения по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки, если освобождение применялось им фактически (налог не исчислялся и не предъявлялся покупателям) и не истек установленный ст. 78 НК РФ срок возврата (зачета) переплаты по налогу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Следовательно, само по себе то обстоятельство, что инспекция не учла положения п. 1 ст. 145 НК РФ при изменении квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления индивидуальному предпринимателю освобождения по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки, если освобождение применялось им фактически (налог не исчислялся и не предъявлялся покупателям) и не истек установленный ст. 78 НК РФ срок возврата (зачета) переплаты по налогу.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСИТУАЦИЯ: Может ли налоговый орган перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении (проведении) и изменить дату начала исчисления срока проверки?
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, в результате внесенных в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить налоговый орган, уполномоченный ФНС РФ на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения на территории этого субъекта.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, в результате внесенных в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить налоговый орган, уполномоченный ФНС РФ на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения на территории этого субъекта.
Статья: Два варианта решения по проверке с разным содержимым
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 15)Суды встали на сторону компании. Исследовав текст обоих решений, суды пришли к выводу, что в них имеются разночтения. При этом особое значение имеет оценка, которая дана налоговым органом показаниям руководителей спорных контрагентов: в одном решении налоговый орган приходит к выводу о том, что руководитель контрагента располагает полной информацией о деятельности организации и взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком, в другом решении делается обратный вывод. В связи с этим суды сделали вывод о том, что инспекцией по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содержанием, не связанным с исправлением описок (опечаток). Однако вынесение двух решений по итогам одной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. Более того, налоговым органом изменена резолютивная часть решения. Фактически налоговый орган после направления решения по ТКС пересмотрел свои первоначальные выводы и возложил на компанию обязанность по уплате НДФЛ, изменив налоговое бремя в сторону увеличения, что не предусмотрено действующим законодательством о налогах и сборах.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 15)Суды встали на сторону компании. Исследовав текст обоих решений, суды пришли к выводу, что в них имеются разночтения. При этом особое значение имеет оценка, которая дана налоговым органом показаниям руководителей спорных контрагентов: в одном решении налоговый орган приходит к выводу о том, что руководитель контрагента располагает полной информацией о деятельности организации и взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком, в другом решении делается обратный вывод. В связи с этим суды сделали вывод о том, что инспекцией по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содержанием, не связанным с исправлением описок (опечаток). Однако вынесение двух решений по итогам одной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. Более того, налоговым органом изменена резолютивная часть решения. Фактически налоговый орган после направления решения по ТКС пересмотрел свои первоначальные выводы и возложил на компанию обязанность по уплате НДФЛ, изменив налоговое бремя в сторону увеличения, что не предусмотрено действующим законодательством о налогах и сборах.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- результаты камеральной или повторной выездной налоговой проверки (в части уточнения) уточненных налоговых деклараций налогоплательщиков могут быть учтены налоговым органом в счет выявленной выездной налоговой проверкой задолженности посредством внесения налоговым органом изменений, а также отмены ранее принятого решения по результатам выездной налоговой проверки;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- результаты камеральной или повторной выездной налоговой проверки (в части уточнения) уточненных налоговых деклараций налогоплательщиков могут быть учтены налоговым органом в счет выявленной выездной налоговой проверкой задолженности посредством внесения налоговым органом изменений, а также отмены ранее принятого решения по результатам выездной налоговой проверки;
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На основании системного толкования положений НК РФ и пункта 8 статьи 94 НК РФ в частности, следует, что НК РФ не ограничивает возможность изъятия у налогоплательщика документов при проведении выездной налоговой проверки наличием угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены подлинников документов, свидетельствующих о совершении правонарушения.
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На основании системного толкования положений НК РФ и пункта 8 статьи 94 НК РФ в частности, следует, что НК РФ не ограничивает возможность изъятия у налогоплательщика документов при проведении выездной налоговой проверки наличием угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены подлинников документов, свидетельствующих о совершении правонарушения.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Необходимо отметить, что 30 мая 2007 г. ФНС России опубликовала Приказ N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Издание данного Приказа стало началом изменения всей концепции работы налоговых органов в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. Вместо проведения непрерывных проверок в отношении всех налогоплательщиков налоговые органы стали применять риск-ориентированный подход, предварительно анализируя деятельность налогоплательщиков с использованием информационно-аналитических систем на предмет налоговых рисков, свидетельствующих о возможных налоговых правонарушениях.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Необходимо отметить, что 30 мая 2007 г. ФНС России опубликовала Приказ N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Издание данного Приказа стало началом изменения всей концепции работы налоговых органов в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. Вместо проведения непрерывных проверок в отношении всех налогоплательщиков налоговые органы стали применять риск-ориентированный подход, предварительно анализируя деятельность налогоплательщиков с использованием информационно-аналитических систем на предмет налоговых рисков, свидетельствующих о возможных налоговых правонарушениях.