Выездная проверка три года
Подборка наиболее важных документов по запросу Выездная проверка три года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки за три календарных года, предшествующих году назначения проверки, а также одного периода текущего года.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки за три календарных года, предшествующих году назначения проверки, а также одного периода текущего года.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция приняла решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении общества по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного решения в части включения 2020 года в проверяемый период, поскольку решение о проведении проверки было вынесено 28.12.2023, а реальные контрольные мероприятия были начаты только в 2024 году. Суд отказал в удовлетворении требований, отметив, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют объем контрольных мероприятий. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа в рамках проверки. Суд отметил, что налоговым органом проводились мероприятия налогового контроля в течение всего года, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, в том числе 29.12.2023 налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки в связи с необходимостью истребовать документы в соответствии с подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, 28.12.2023 направлено поручение об истребовании документов (информации). Поскольку инспекция учла требования, установленные п. п. 2, 4, 5 ст. 89 НК РФ (проверяемый период - не более трех лет, не более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, не более двух выездных проверок в течение календарного года), суд признал правомерным включение 2020 года в проверяемый период.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция приняла решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении общества по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного решения в части включения 2020 года в проверяемый период, поскольку решение о проведении проверки было вынесено 28.12.2023, а реальные контрольные мероприятия были начаты только в 2024 году. Суд отказал в удовлетворении требований, отметив, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют объем контрольных мероприятий. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа в рамках проверки. Суд отметил, что налоговым органом проводились мероприятия налогового контроля в течение всего года, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, в том числе 29.12.2023 налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки в связи с необходимостью истребовать документы в соответствии с подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, 28.12.2023 направлено поручение об истребовании документов (информации). Поскольку инспекция учла требования, установленные п. п. 2, 4, 5 ст. 89 НК РФ (проверяемый период - не более трех лет, не более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, не более двух выездных проверок в течение календарного года), суд признал правомерным включение 2020 года в проверяемый период.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Суды указали, что проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом НК РФ не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока, согласно абзацу шестому п. 10 ст. 89 НК РФ, соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Суды указали, что проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом НК РФ не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока, согласно абзацу шестому п. 10 ст. 89 НК РФ, соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Поскольку общество осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, а оспариваемое распоряжение издано о проведении проверки в отношении филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений заявителя, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, срок проведения плановых проверочных мероприятий в такой ситуации должен устанавливаться отдельно. Суды также учли, что в течение последних трех лет плановых выездных проверок в отношении филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений общества, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации, не проводилось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Поскольку общество осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, а оспариваемое распоряжение издано о проведении проверки в отношении филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений заявителя, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, срок проведения плановых проверочных мероприятий в такой ситуации должен устанавливаться отдельно. Суды также учли, что в течение последних трех лет плановых выездных проверок в отношении филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений общества, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации, не проводилось.
Статья: Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)К числу таких привилегий относятся: освобождение (по общему правилу) от камеральных и выездных налоговых проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ); закрытие периодов в три раза быстрее, чем вне налогового мониторинга (в рамках мониторинга проверка периода (календарный год) заканчивается уже в следующем году (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ), в то время как глубина выездной проверки может составлять три года, не считая года, в котором она была назначена); возможность запроса позиции налогового органа (мотивированного мнения) по спорным вопросам налогообложения (ст. 105.30 НК РФ); ускоренный порядок возмещения НДС и акциза (п. 2 ст. 176.1, п. 1 ст. 203.1 НК РФ) <11>; существенное снижение бумажного документооборота с инспекцией.
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)К числу таких привилегий относятся: освобождение (по общему правилу) от камеральных и выездных налоговых проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ); закрытие периодов в три раза быстрее, чем вне налогового мониторинга (в рамках мониторинга проверка периода (календарный год) заканчивается уже в следующем году (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ), в то время как глубина выездной проверки может составлять три года, не считая года, в котором она была назначена); возможность запроса позиции налогового органа (мотивированного мнения) по спорным вопросам налогообложения (ст. 105.30 НК РФ); ускоренный порядок возмещения НДС и акциза (п. 2 ст. 176.1, п. 1 ст. 203.1 НК РФ) <11>; существенное снижение бумажного документооборота с инспекцией.
Статья: 5 вопросов про тарифы по взносам у МСП и иностранцев
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)Платить взносы по этому тарифу надо с месяца включения ООО в реестр МСП <2>. Если вы в этом реестре числились, например, с января 2023 г., то вам придется сейчас подать уточненные расчеты за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2023 г. и за 2023 г. в целом. Ведь в 2025 г. ИФНС вправе провести выездную проверку за 3 предыдущих года, то есть за 2024, 2023 и 2022 гг. <3> И если она выйдет на проверку, то может доначислить либо налог при УСН, либо налог на прибыль (в зависимости от того, какой режим налогообложения вы применяете) или уменьшить сумму убытка. Поскольку по взносам у вас будет переплата, а по налогу при УСН или налогу на прибыль - недоимка (если не было убытка). В частности, при УСН с объектом "доходы минус расходы" или ОСН была учтена завышенная сумма взносов в расходах из-за ее уплаты по общему тарифу 30%, а не по пониженному тарифу 15% с выплат работникам за месяц свыше МРОТ.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)Платить взносы по этому тарифу надо с месяца включения ООО в реестр МСП <2>. Если вы в этом реестре числились, например, с января 2023 г., то вам придется сейчас подать уточненные расчеты за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2023 г. и за 2023 г. в целом. Ведь в 2025 г. ИФНС вправе провести выездную проверку за 3 предыдущих года, то есть за 2024, 2023 и 2022 гг. <3> И если она выйдет на проверку, то может доначислить либо налог при УСН, либо налог на прибыль (в зависимости от того, какой режим налогообложения вы применяете) или уменьшить сумму убытка. Поскольку по взносам у вас будет переплата, а по налогу при УСН или налогу на прибыль - недоимка (если не было убытка). В частности, при УСН с объектом "доходы минус расходы" или ОСН была учтена завышенная сумма взносов в расходах из-за ее уплаты по общему тарифу 30%, а не по пониженному тарифу 15% с выплат работникам за месяц свыше МРОТ.
Готовое решение: Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к ответственности за нарушения, выявленные в ходе выездной налоговой проверки, может истечь к моменту принятия решения по ее результатам. При выездной проверке инспекция может проверять три года, которые предшествуют году проверки, а это соответствует сроку давности. Рекомендуем при получении решения всегда проверять, не прошло ли к моменту его принятия три года с даты совершения правонарушения (со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в котором оно было совершено).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к ответственности за нарушения, выявленные в ходе выездной налоговой проверки, может истечь к моменту принятия решения по ее результатам. При выездной проверке инспекция может проверять три года, которые предшествуют году проверки, а это соответствует сроку давности. Рекомендуем при получении решения всегда проверять, не прошло ли к моменту его принятия три года с даты совершения правонарушения (со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в котором оно было совершено).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ3.1. Можно ли проверять в рамках первичной выездной проверки указанный в уточненной декларации период, превышающий три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проверке?
Готовое решение: В каких случаях представляется уточненная декларация по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)к проведению выездной налоговой проверки за пределами трехлетнего срока (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
(КонсультантПлюс, 2025)к проведению выездной налоговой проверки за пределами трехлетнего срока (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Учитывая, что длительность выездной налоговой проверки составляет три года, привязка к решению о проведении выездной налоговой проверки вносит больше неопределенности, так как эта норма все же не обращена на будущее, а решение о проведении налоговой проверки становится точкой отчета для обратной силы закона, и для разных организаций этот период обратной силы закона будет разным.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Учитывая, что длительность выездной налоговой проверки составляет три года, привязка к решению о проведении выездной налоговой проверки вносит больше неопределенности, так как эта норма все же не обращена на будущее, а решение о проведении налоговой проверки становится точкой отчета для обратной силы закона, и для разных организаций этот период обратной силы закона будет разным.
Готовое решение: Виды налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)Выездная проверка может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)Выездная проверка может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ);
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Однако в 2024 г. Верховный Суд РФ при вынесении Определения по делу N А38-5256/2022 встал на сторону налогоплательщика, в отношении которого выездная налоговая проверка проводилась 3,5 года. Суд отметил, что нарушение сроков не лишает налоговиков права на взыскание, но ограничивает его 2 годами с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Однако в 2024 г. Верховный Суд РФ при вынесении Определения по делу N А38-5256/2022 встал на сторону налогоплательщика, в отношении которого выездная налоговая проверка проводилась 3,5 года. Суд отметил, что нарушение сроков не лишает налоговиков права на взыскание, но ограничивает его 2 годами с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога.
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 2. Если налоговый орган назначил выездную налоговую проверку за последний трехлетний налоговый период срока давности налогового контроля, то выявленная в результате этой налоговой проверки недоимка может быть взыскана и за фактическими пределами трех лет, так как существует "...взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении" <13>.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 2. Если налоговый орган назначил выездную налоговую проверку за последний трехлетний налоговый период срока давности налогового контроля, то выявленная в результате этой налоговой проверки недоимка может быть взыскана и за фактическими пределами трех лет, так как существует "...взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении" <13>.
Ситуация: Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).