Выездная налоговая проверка контрагента
Подборка наиболее важных документов по запросу Выездная налоговая проверка контрагента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 198 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При выездной налоговой проверке контрагента общество получило от налогового органа письмо, в котором инспекция сообщила, что общество формально осуществляло финансово-хозяйственную деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами и медицинскими товарами через аптеки (проверяемых контрагентов) в отсутствие деловой цели. Общество направило в вышестоящий налоговый орган жалобу, в которой просило признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непредставлении ответа по существу заявления общества, и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения путем направления обществу документов. Решением управления жалоба общества оставлена без удовлетворения. Общество обратилось в суд с требованием обязать инспекцию предоставить документы, подтверждающие законность проведения в отношении него налогового контроля, а также признать письмо, которым инспекция определила порядок проведения выездной налоговой проверки в отношении общества, незаконным. Суд отказал в удовлетворении требований общества, отметив, что письмо инспекции носит исключительно информативный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении общества, не порождает изменений в его правах и обязанностях, следовательно, не нарушает его права и законные интересы. Кроме того, суд отметил, что инспекция имела право запрашивать необходимую для проверки контрагента общества информацию, при этом лицо, которому адресовано требование о предоставлении информации, не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами, касаются интересующего налоговый орган налогоплательщика, отказывать в предоставлении информации и документов, не противоречащих сфере деятельности налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При выездной налоговой проверке контрагента общество получило от налогового органа письмо, в котором инспекция сообщила, что общество формально осуществляло финансово-хозяйственную деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами и медицинскими товарами через аптеки (проверяемых контрагентов) в отсутствие деловой цели. Общество направило в вышестоящий налоговый орган жалобу, в которой просило признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непредставлении ответа по существу заявления общества, и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения путем направления обществу документов. Решением управления жалоба общества оставлена без удовлетворения. Общество обратилось в суд с требованием обязать инспекцию предоставить документы, подтверждающие законность проведения в отношении него налогового контроля, а также признать письмо, которым инспекция определила порядок проведения выездной налоговой проверки в отношении общества, незаконным. Суд отказал в удовлетворении требований общества, отметив, что письмо инспекции носит исключительно информативный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении общества, не порождает изменений в его правах и обязанностях, следовательно, не нарушает его права и законные интересы. Кроме того, суд отметил, что инспекция имела право запрашивать необходимую для проверки контрагента общества информацию, при этом лицо, которому адресовано требование о предоставлении информации, не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами, касаются интересующего налоговый орган налогоплательщика, отказывать в предоставлении информации и документов, не противоречащих сфере деятельности налогового органа.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в связи с налоговыми проверками и иными мероприятиями налогового контроля: Контрагент налогоплательщика (иное лицо) оспаривает выемку документов и предметов
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки изъял документы и предметы у контрагента налогоплательщика, иного лица (например, признав его взаимозависимым с налогоплательщиком).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки изъял документы и предметы у контрагента налогоплательщика, иного лица (например, признав его взаимозависимым с налогоплательщиком).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.5.1. После окончания выездной налоговой проверки
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.5.1. После окончания выездной налоговой проверки
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Инспекция в ходе выездной налоговой проверки, установив факт взаимозависимости общества с контрагентами по сделкам, ограничилась констатацией данного факта, не установив совокупность условий, свидетельствующих о согласованных действиях взаимозависимых лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Инспекция в ходе выездной налоговой проверки, установив факт взаимозависимости общества с контрагентами по сделкам, ограничилась констатацией данного факта, не установив совокупность условий, свидетельствующих о согласованных действиях взаимозависимых лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамНапример, налоговый орган приостановил выездную проверку в связи с истребованием у контрагента проверяемого налогоплательщика документов по одной из сделок. Впоследствии после возобновления он снова приостановил указанную проверку для истребования у этого же контрагента документов по другой сделке.
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Например, налоговый орган проводит выездную проверку по налогу на прибыль вашего контрагента. Инспекция может направить вам требование о представлении документов (договоров, первичных документов, счетов-фактур) по сделке, совершенной вами и проверяемой организацией.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, налоговый орган проводит выездную проверку по налогу на прибыль вашего контрагента. Инспекция может направить вам требование о представлении документов (договоров, первичных документов, счетов-фактур) по сделке, совершенной вами и проверяемой организацией.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)у контрагентов организации - недобросовестного налогоплательщика могут назначить выездные проверки, если у налоговых органов будут подозрения в том, что они с помощью этой организации получают необоснованную налоговую выгоду (п. п. 8, 12 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
(КонсультантПлюс, 2025)у контрагентов организации - недобросовестного налогоплательщика могут назначить выездные проверки, если у налоговых органов будут подозрения в том, что они с помощью этой организации получают необоснованную налоговую выгоду (п. п. 8, 12 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Статья: Возможные подходы к обеспечению уголовной наказуемости действий, способствующих уклонению от уплаты налогов
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Учитывая требования налогового законодательства, предусматривающие обязательное предоставление вместе с налоговой отчетностью сведений из книг покупок и продаж, а также из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, правомерность расчета в налоговых декларациях сумм НДС и налога на прибыль организаций должна подтверждаться первичными бухгалтерскими документами по взаимоотношениям с контрагентами <6>. Применительно к рассматриваемому преступлению это означает возможность его совершения только при обязательной совокупности непосредственных действий, образующих объективную сторону, и пособнических, способствующих их совершению. Но не только для совершения преступления необходимы пособнические действия, от них зависит и сокрытие уже совершенного преступления. С этой целью сфальсифицированные бухгалтерские документы контрагента-пособника вносятся в его книги продаж и предоставляется расчетный счет в банковских учреждениях для зачисления денег с последующим их возвращением налогоплательщику либо в виде наличных денег, либо посредством умышленно усложненных многокомпонентных финансовых схем, скрывающих маршрут к источнику денег. Затрудняя такими действиями выявление в ходе камеральных и выездных налоговых проверок факта неуплаты налогов, контрагент укрывает преступление.
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Учитывая требования налогового законодательства, предусматривающие обязательное предоставление вместе с налоговой отчетностью сведений из книг покупок и продаж, а также из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, правомерность расчета в налоговых декларациях сумм НДС и налога на прибыль организаций должна подтверждаться первичными бухгалтерскими документами по взаимоотношениям с контрагентами <6>. Применительно к рассматриваемому преступлению это означает возможность его совершения только при обязательной совокупности непосредственных действий, образующих объективную сторону, и пособнических, способствующих их совершению. Но не только для совершения преступления необходимы пособнические действия, от них зависит и сокрытие уже совершенного преступления. С этой целью сфальсифицированные бухгалтерские документы контрагента-пособника вносятся в его книги продаж и предоставляется расчетный счет в банковских учреждениях для зачисления денег с последующим их возвращением налогоплательщику либо в виде наличных денег, либо посредством умышленно усложненных многокомпонентных финансовых схем, скрывающих маршрут к источнику денег. Затрудняя такими действиями выявление в ходе камеральных и выездных налоговых проверок факта неуплаты налогов, контрагент укрывает преступление.
Статья: Решение о проведении выездной налоговой проверки: арбитражная практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Решением ИФНС от 28.12.2021 в отношении организации была назначена выездная налоговая проверка за 2018 год. А на следующий день - 29 декабря - контролеры, руководствуясь нормой пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, вынесли решение о приостановлении выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) у контрагентов организации в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Решением ИФНС от 28.12.2021 в отношении организации была назначена выездная налоговая проверка за 2018 год. А на следующий день - 29 декабря - контролеры, руководствуясь нормой пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, вынесли решение о приостановлении выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) у контрагентов организации в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<1> Налогоплательщик в связи со своей выездной налоговой проверкой запросил у ИФНС по месту нахождения спорного контрагента информацию о нем: сдавал ли он годовую бухгалтерскую отчетность, давал ли он налоговую отчетность (в том числе по НДС), уплачивал ли он налоги, имел ли недоимку, взыскивалась ли она, какие мероприятия налогового контроля у него проводились.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<1> Налогоплательщик в связи со своей выездной налоговой проверкой запросил у ИФНС по месту нахождения спорного контрагента информацию о нем: сдавал ли он годовую бухгалтерскую отчетность, давал ли он налоговую отчетность (в том числе по НДС), уплачивал ли он налоги, имел ли недоимку, взыскивалась ли она, какие мероприятия налогового контроля у него проводились.
Статья: Пределы должной осмотрительности при выборе контрагента. Практическая составляющая
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 8)Налоговая инспекция заявленные требования отклонила, в том числе со ссылкой на негативную информацию о контрагентах заявителя (и контрагентах контрагентов), полученную в ходе выездной налоговой проверки. По ее мнению, в действиях заявителя и его контрагентов имел место умысел, направленный на получение необоснованной налоговой выгоды.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 8)Налоговая инспекция заявленные требования отклонила, в том числе со ссылкой на негативную информацию о контрагентах заявителя (и контрагентах контрагентов), полученную в ходе выездной налоговой проверки. По ее мнению, в действиях заявителя и его контрагентов имел место умысел, направленный на получение необоснованной налоговой выгоды.
Готовое решение: Приостановление выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Например, налоговый орган проводит выездную проверку организации "Альфа". Затем он приостановил проверку, чтобы истребовать документы у ее контрагента - организации "Бета". После возобновления выездной проверки налоговому органу потребовалось получить дополнительные документы от организации "Бета". Однако приостановить снова срок проверки для истребования у этого же контрагента инспекция уже не может.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, налоговый орган проводит выездную проверку организации "Альфа". Затем он приостановил проверку, чтобы истребовать документы у ее контрагента - организации "Бета". После возобновления выездной проверки налоговому органу потребовалось получить дополнительные документы от организации "Бета". Однако приостановить снова срок проверки для истребования у этого же контрагента инспекция уже не может.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 9. По мнению налогоплательщика, трехлетний срок на обращение в суд с иском о взыскании с ИФНС излишне уплаченного налога по УСН надлежит считать со дня вступления в силу решения по выездной налоговой проверке взаимозависимого контрагента, которому были доначислены налоги с учетом выручки налогоплательщика.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 9. По мнению налогоплательщика, трехлетний срок на обращение в суд с иском о взыскании с ИФНС излишне уплаченного налога по УСН надлежит считать со дня вступления в силу решения по выездной налоговой проверке взаимозависимого контрагента, которому были доначислены налоги с учетом выручки налогоплательщика.
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что контрагенты (соответчики) относятся к категории налогоплательщиков, представляющих искаженные данные по оборотам денежных средств;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что контрагенты (соответчики) относятся к категории налогоплательщиков, представляющих искаженные данные по оборотам денежных средств;