Выездная налоговая проверка 3 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Выездная налоговая проверка 3 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки за три календарных года, предшествующих году назначения проверки, а также одного периода текущего года.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки за три календарных года, предшествующих году назначения проверки, а также одного периода текущего года.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение о проведении выездной налоговой проверки за периоды трех месяцев текущего года и предшествующих трех лет. По мнению общества, налоговый орган неправомерно включил в предмет выездной налоговой проверки период, который выходит за пределы трехлетнего срока проверки, установленного ст. 89 НК РФ. Суд указал, что п. 4 ст. 89 НК РФ установлена "глубина" налоговой проверки: налоговый орган может проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Однако указанная норма не содержит прямого запрета на проведение налоговых проверок в отношении налоговых периодов текущего календарного года и периода прошлой деятельности налогоплательщика в рамках одной выездной проверки. Суд отметил, что проверка назначена правомерно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение о проведении выездной налоговой проверки за периоды трех месяцев текущего года и предшествующих трех лет. По мнению общества, налоговый орган неправомерно включил в предмет выездной налоговой проверки период, который выходит за пределы трехлетнего срока проверки, установленного ст. 89 НК РФ. Суд указал, что п. 4 ст. 89 НК РФ установлена "глубина" налоговой проверки: налоговый орган может проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Однако указанная норма не содержит прямого запрета на проведение налоговых проверок в отношении налоговых периодов текущего календарного года и периода прошлой деятельности налогоплательщика в рамках одной выездной проверки. Суд отметил, что проверка назначена правомерно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях представляется уточненная декларация по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)к проведению выездной налоговой проверки за пределами трехлетнего срока (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
(КонсультантПлюс, 2025)к проведению выездной налоговой проверки за пределами трехлетнего срока (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Суды указали, что проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом НК РФ не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока, согласно абзацу шестому п. 10 ст. 89 НК РФ, соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Суды указали, что проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом НК РФ не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока, согласно абзацу шестому п. 10 ст. 89 НК РФ, соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ;
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамДля выездных проверок установлено ограничение по периоду, который она может охватить. В общем случае налоговый орган может подвергнуть выездной проверке период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ).
"Ответственность за налоговые преступления: официальные разъяснения и профессиональный комментарий"
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)1. Неправильное исчисление налогов может быть выявлено как в течение нескольких налоговых периодов (налоговые инспекции полномочны проводить выездные налоговые проверки за 3 календарных года, предшествующие году назначения проверки - п. 4 ст. 89 НК РФ), так и в одном.
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)1. Неправильное исчисление налогов может быть выявлено как в течение нескольких налоговых периодов (налоговые инспекции полномочны проводить выездные налоговые проверки за 3 календарных года, предшествующие году назначения проверки - п. 4 ст. 89 НК РФ), так и в одном.
Статья: Памятка бухгалтеру по приему-передаче дел
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Если организация подлежит обязательному аудиту, можно договориться с аудитором о проведении промежуточного этапа аудиторской проверки на дату передачи дел. Важно иметь представление о соответствии бухгалтерской и налоговой отчетности положениям учетной политики и действующему законодательству хотя бы за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих текущему году. Поскольку период, который может охватить выездная налоговая проверка, составляет 3 года <11>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Если организация подлежит обязательному аудиту, можно договориться с аудитором о проведении промежуточного этапа аудиторской проверки на дату передачи дел. Важно иметь представление о соответствии бухгалтерской и налоговой отчетности положениям учетной политики и действующему законодательству хотя бы за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих текущему году. Поскольку период, который может охватить выездная налоговая проверка, составляет 3 года <11>.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Учитывая, что длительность выездной налоговой проверки составляет три года, привязка к решению о проведении выездной налоговой проверки вносит больше неопределенности, так как эта норма все же не обращена на будущее, а решение о проведении налоговой проверки становится точкой отчета для обратной силы закона, и для разных организаций этот период обратной силы закона будет разным.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Учитывая, что длительность выездной налоговой проверки составляет три года, привязка к решению о проведении выездной налоговой проверки вносит больше неопределенности, так как эта норма все же не обращена на будущее, а решение о проведении налоговой проверки становится точкой отчета для обратной силы закона, и для разных организаций этот период обратной силы закона будет разным.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Что касается выездных налоговых проверок, то они не проводятся только за тот год, который проверяется в рамках налогового мониторинга <23>, однако если вспомнить, что выездные налоговые проверки могут охватывать период до трех календарных лет (п. 4 ст. 89 НК РФ), то участник налогового мониторинга легко может оказаться проверяемым в рамках выездной налоговой проверки, которая тем самым вовсе не отменяется, а лишь исключает из проверки данные, охваченные налоговым мониторингом. Соответственно, данные, которые им не охвачены, могут проверяться в общеустановленном порядке. При этом шансы попасть в поле зрения налоговых органов в значительной степени зависят от наличия на руках налогоплательщика мотивированного мнения, и здесь наблюдается довольно обширная проблематика, подробно раскрываемая ниже.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Что касается выездных налоговых проверок, то они не проводятся только за тот год, который проверяется в рамках налогового мониторинга <23>, однако если вспомнить, что выездные налоговые проверки могут охватывать период до трех календарных лет (п. 4 ст. 89 НК РФ), то участник налогового мониторинга легко может оказаться проверяемым в рамках выездной налоговой проверки, которая тем самым вовсе не отменяется, а лишь исключает из проверки данные, охваченные налоговым мониторингом. Соответственно, данные, которые им не охвачены, могут проверяться в общеустановленном порядке. При этом шансы попасть в поле зрения налоговых органов в значительной степени зависят от наличия на руках налогоплательщика мотивированного мнения, и здесь наблюдается довольно обширная проблематика, подробно раскрываемая ниже.
Готовое решение: В каких случаях налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию
(КонсультантПлюс, 2025)к выездной налоговой проверке корректируемого периода, даже если он выходит за пределы трех лет, которые предшествуют году ее подачи (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
(КонсультантПлюс, 2025)к выездной налоговой проверке корректируемого периода, даже если он выходит за пределы трех лет, которые предшествуют году ее подачи (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
Статья: Субсидиарная ответственность бизнеса по налоговым долгам после ликвидации юридических лиц
(Осин В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Основные моменты налогового законодательства состоят в том, что ликвидация организации в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ является основанием для проведения выездной налоговой проверки на глубину три года, независимо от времени и предмета предыдущей проверки. Данное правило обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога в связи с ликвидацией организации прекращается. Однако для этого необходимо соблюсти одно важно условие - провести все расчеты с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ.
(Осин В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Основные моменты налогового законодательства состоят в том, что ликвидация организации в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ является основанием для проведения выездной налоговой проверки на глубину три года, независимо от времени и предмета предыдущей проверки. Данное правило обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога в связи с ликвидацией организации прекращается. Однако для этого необходимо соблюсти одно важно условие - провести все расчеты с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ.
Готовое решение: Как исправить ошибки в декларации по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что подача уточненной декларации несет риск проведения в отношении вас выездной налоговой проверки корректируемого периода, даже если он выходит за пределы трех лет, предшествующих году ее подачи (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что подача уточненной декларации несет риск проведения в отношении вас выездной налоговой проверки корректируемого периода, даже если он выходит за пределы трех лет, предшествующих году ее подачи (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792).
Статья: Льготы для IT-компаний сейчас
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 8)2. Указ Президента нацелил Правительство на отказ от проверок IT-компаний в течение ближайших трех лет. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 дало законное освобождение айтишникам от налогового, валютного и других видов контроля на период с 2022 по 2024 год. Например, до 3 марта 2025 года приостановлены выездные налоговые проверки аккредитованных IT-компаний.
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 8)2. Указ Президента нацелил Правительство на отказ от проверок IT-компаний в течение ближайших трех лет. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 дало законное освобождение айтишникам от налогового, валютного и других видов контроля на период с 2022 по 2024 год. Например, до 3 марта 2025 года приостановлены выездные налоговые проверки аккредитованных IT-компаний.