Выдворение гражданина Белоруссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдворение гражданина Белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.04.2023 N 16-1326/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Производство по делу прекращено.Из представленных материалов следует, что 28 октября 2022 года в 4 часа 25 минут на <адрес> гражданин Республики Беларусь А. нарушил правила въезда на территорию Российской Федерации, после принятия в отношении него решения Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 декабря 2021 года об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Производство по делу прекращено.Из представленных материалов следует, что 28 октября 2022 года в 4 часа 25 минут на <адрес> гражданин Республики Беларусь А. нарушил правила въезда на территорию Российской Федерации, после принятия в отношении него решения Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 декабря 2021 года об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Постановление Верховного Суда РФ от 29.09.2025 N 11-АД25-30-К6
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку иностранный гражданин в нарушение требований ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонился от выезда из РФ и находится на территории РФ без документов, подтверждающих его право на пребывание в РФ, порядок и срок давности привлечения к ответственности соблюдены.постановлением судьи Кировского районного суда г. Казани от 5 сентября 2023 г., оставленным без изменения постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 июля 2025 г., гражданин Республики Беларусь Боярчук М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку иностранный гражданин в нарушение требований ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонился от выезда из РФ и находится на территории РФ без документов, подтверждающих его право на пребывание в РФ, порядок и срок давности привлечения к ответственности соблюдены.постановлением судьи Кировского районного суда г. Казани от 5 сентября 2023 г., оставленным без изменения постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 июля 2025 г., гражданин Республики Беларусь Боярчук М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственное управление в сфере миграции: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)<39> Так, в Кодексе РБ об административных правонарушениях 2021 г. среди видов административных взысканий предусмотрена депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь, применяемое в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства, а в Кодексе РФ об административных правонарушениях 2001 г. в число административных наказаний включено административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)<39> Так, в Кодексе РБ об административных правонарушениях 2021 г. среди видов административных взысканий предусмотрена депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь, применяемое в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства, а в Кодексе РФ об административных правонарушениях 2001 г. в число административных наказаний включено административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.
Статья: Меры административного принуждения, применяемые в отношении иностранных граждан в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)В статье проводится сравнительно-правовой анализ административно-принудительных мер, применяемых исключительно к иностранным гражданам, в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Детально исследуется административная процедура применения таких мер удаления, как административное выдворение, депортация, запрет на въезд, сокращение срока пребывания, решение о нежелательности пребывания, неразрешение въезда, реадмиссия, в сравнении с подобными административно-принудительными мерами в Республике Беларусь.
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)В статье проводится сравнительно-правовой анализ административно-принудительных мер, применяемых исключительно к иностранным гражданам, в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Детально исследуется административная процедура применения таких мер удаления, как административное выдворение, депортация, запрет на въезд, сокращение срока пребывания, решение о нежелательности пребывания, неразрешение въезда, реадмиссия, в сравнении с подобными административно-принудительными мерами в Республике Беларусь.
Нормативные акты
Постановление ЕСПЧ от 05.06.2012
"Дело "Кожаев (Kozhayev) против Российской Федерации" (жалоба N 60045/10) [рус., англ.]89. Действительно, Европейский суд ранее указывал, что выдача или высылка в конкретную страну по обвинениям, связанным с преступлениям, совершенным по политическим и/или религиозным мотивам, может в зависимости от контекста затрагивать серьезные вопросы с точки зрения статьи 3 Конвенции (см. Постановление Европейского суда от 11 декабря 2008 г. по делу "Муминов против Российской Федерации" (Muminov v. Russia), жалоба N 42502/06, § 94, относительно выдачи Узбекистану по обвинениям, связанным с членством в запрещенной религиозной организации). В то же время такой специальный контекст отсутствует, если заявитель обвиняется в обычном преступлении (см. для сравнения Постановление Европейского суда от 3 марта 2011 г. по делу "Эльмуратов против Российской Федерации" (Elmuratov v. Russia), жалоба N 66317/09, § 84, и Постановление Европейского суда от 10 июня 2010 г. по делу "Гараев против Азербайджана" (Garayev v. Azerbaijan), жалоба N 53688/08, § 72, также относительно выдачи Узбекистану). Следует отметить, что заявитель в настоящем деле обвиняется в обычном преступлении, не имеющем особого, например, политического контекста (см. для сравнения Постановление Европейского суда от 20 мая 2010 г. по делу "Камышев против Украины" (Kamyshev v. Ukraine), жалоба N 3990/06, § 44, Постановление Европейского суда от 3 июня 2010 г. по делу "Галеев против Российской Федерации" (Galeyev v. Russia), жалоба N 19316/09, § 55, в котором Европейский суд нашел, что выдача заявителя Белоруссии по обвинениям в превышении должностных полномочий и вымогательстве не составит нарушение статьи 3 Конвенции). Заявитель в настоящем деле не утверждает, что принадлежит к политической оппозиции (см. Постановление Европейского суда от 2 сентября 2010 г. по делу "Y.P. и L.P. против Франции" (Y.P. and L.P. v. France), жалоба N 32476/06, § 66, в котором Европейский суд решил, что выдворение белорусского гражданина, активно участвовавшего в оппозиционном политическом движении в Белоруссии, нарушит требования статьи 3 Конвенции). Ссылка заявителя на различные доклады, основанные на оценке политического контекста в связи с выборами в Белоруссии, не является убедительной.
"Дело "Кожаев (Kozhayev) против Российской Федерации" (жалоба N 60045/10) [рус., англ.]89. Действительно, Европейский суд ранее указывал, что выдача или высылка в конкретную страну по обвинениям, связанным с преступлениям, совершенным по политическим и/или религиозным мотивам, может в зависимости от контекста затрагивать серьезные вопросы с точки зрения статьи 3 Конвенции (см. Постановление Европейского суда от 11 декабря 2008 г. по делу "Муминов против Российской Федерации" (Muminov v. Russia), жалоба N 42502/06, § 94, относительно выдачи Узбекистану по обвинениям, связанным с членством в запрещенной религиозной организации). В то же время такой специальный контекст отсутствует, если заявитель обвиняется в обычном преступлении (см. для сравнения Постановление Европейского суда от 3 марта 2011 г. по делу "Эльмуратов против Российской Федерации" (Elmuratov v. Russia), жалоба N 66317/09, § 84, и Постановление Европейского суда от 10 июня 2010 г. по делу "Гараев против Азербайджана" (Garayev v. Azerbaijan), жалоба N 53688/08, § 72, также относительно выдачи Узбекистану). Следует отметить, что заявитель в настоящем деле обвиняется в обычном преступлении, не имеющем особого, например, политического контекста (см. для сравнения Постановление Европейского суда от 20 мая 2010 г. по делу "Камышев против Украины" (Kamyshev v. Ukraine), жалоба N 3990/06, § 44, Постановление Европейского суда от 3 июня 2010 г. по делу "Галеев против Российской Федерации" (Galeyev v. Russia), жалоба N 19316/09, § 55, в котором Европейский суд нашел, что выдача заявителя Белоруссии по обвинениям в превышении должностных полномочий и вымогательстве не составит нарушение статьи 3 Конвенции). Заявитель в настоящем деле не утверждает, что принадлежит к политической оппозиции (см. Постановление Европейского суда от 2 сентября 2010 г. по делу "Y.P. и L.P. против Франции" (Y.P. and L.P. v. France), жалоба N 32476/06, § 66, в котором Европейский суд решил, что выдворение белорусского гражданина, активно участвовавшего в оппозиционном политическом движении в Белоруссии, нарушит требования статьи 3 Конвенции). Ссылка заявителя на различные доклады, основанные на оценке политического контекста в связи с выборами в Белоруссии, не является убедительной.
Решение Экономического совета СНГ
"О ходе реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств"
(Вместе с "Информацией...", <Сведениями о ходе выполнения Плана мероприятий до 2009 года>, <Перечнем национальных органов государственного управления, которым поручено осуществлять координацию действий>, <Информациями о созданных межправительственных комиссиях и Республики Казахстан о сотрудничестве в сфере науки>)
(Принято в г. Москве 14.09.2007)Республика Беларусь сообщила, что в стадии разработки находится проект совместного приказа МВД России и МВД Беларуси в части определения порядка взаимодействия административного выдворения или депортации граждан третьих государств с территории государств-участников Союзного государства.
"О ходе реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств"
(Вместе с "Информацией...", <Сведениями о ходе выполнения Плана мероприятий до 2009 года>, <Перечнем национальных органов государственного управления, которым поручено осуществлять координацию действий>, <Информациями о созданных межправительственных комиссиях и Республики Казахстан о сотрудничестве в сфере науки>)
(Принято в г. Москве 14.09.2007)Республика Беларусь сообщила, что в стадии разработки находится проект совместного приказа МВД России и МВД Беларуси в части определения порядка взаимодействия административного выдворения или депортации граждан третьих государств с территории государств-участников Союзного государства.
Статья: Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции пограничных органов Федеральной службы безопасности
(Калдышев А.Н., Николаев А.Г.)
("Российский следователь", 2010, N 11)Генеральная прокуратура Российской Федерации по этому поводу разъясняет следующее. По смыслу ст. 322 УК РФ действительным документом на право въезда в Россию иностранных граждан государств - Сторон Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., которым запрещен въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, можно признать любой из документов, указанных в приложениях Соглашения, который будет предъявлен иностранным гражданином по истечении действия запрета на въезд, поскольку в ст. 322 УК РФ говорится не только о действительном документе, а о документе, удостоверяющем право конкретного лица на въезд на территорию России.
(Калдышев А.Н., Николаев А.Г.)
("Российский следователь", 2010, N 11)Генеральная прокуратура Российской Федерации по этому поводу разъясняет следующее. По смыслу ст. 322 УК РФ действительным документом на право въезда в Россию иностранных граждан государств - Сторон Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., которым запрещен въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, можно признать любой из документов, указанных в приложениях Соглашения, который будет предъявлен иностранным гражданином по истечении действия запрета на въезд, поскольку в ст. 322 УК РФ говорится не только о действительном документе, а о документе, удостоверяющем право конкретного лица на въезд на территорию России.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2013, N 18)Кстати, депутаты фракции "Справедливая Россия" направили в ряд ведомств (ФСФР, ФМС, Минфин, МИД) предложение с альтернативным вариантом покрытия расходов на возвращение нелегалов на их родину. Так, можно было бы ввести обязательное страхование иностранцев от их невыезда из РФ. И тогда иностранцы при въезде в РФ должны будут оформлять такую страховку. А расходы по их принудительному выдворению будут оплачивать страховые компании.
("Главная книга", 2013, N 18)Кстати, депутаты фракции "Справедливая Россия" направили в ряд ведомств (ФСФР, ФМС, Минфин, МИД) предложение с альтернативным вариантом покрытия расходов на возвращение нелегалов на их родину. Так, можно было бы ввести обязательное страхование иностранцев от их невыезда из РФ. И тогда иностранцы при въезде в РФ должны будут оформлять такую страховку. А расходы по их принудительному выдворению будут оплачивать страховые компании.
Статья: Что надо знать об иностранных работниках. Как не нарушать правила привлечения иностранцев
(Спиридонова Н.)
("Финансовая газета", 2018, N 9)Высококвалифицированные специалисты привлекаются к работе в особом порядке. Для получения разрешения на работу ВКС работодатель должен подать ходатайство о привлечении ВКС, к которому надо приложить трудовой договор, письменное обязательство оплатить расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за пределы РФ или депортацией этого специалиста, а также копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в РФ (п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
(Спиридонова Н.)
("Финансовая газета", 2018, N 9)Высококвалифицированные специалисты привлекаются к работе в особом порядке. Для получения разрешения на работу ВКС работодатель должен подать ходатайство о привлечении ВКС, к которому надо приложить трудовой договор, письменное обязательство оплатить расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за пределы РФ или депортацией этого специалиста, а также копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в РФ (п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
"Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Бархатова Е.Ю.)
("Проспект", 2009)Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны покинуть Республику Беларусь в срок, указанный в решении о выдворении за пределы Республики Беларусь, принятом в установленном порядке. Лица, уклоняющиеся от выезда, подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается на срок, необходимый для выдворения.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Бархатова Е.Ю.)
("Проспект", 2009)Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны покинуть Республику Беларусь в срок, указанный в решении о выдворении за пределы Республики Беларусь, принятом в установленном порядке. Лица, уклоняющиеся от выезда, подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается на срок, необходимый для выдворения.
"Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала)"
(постатейный)
(Голенко Е.Н., Ковалев В.И.)
("За права военнослужащих", 2004)ФМС МВД России выдаются разрешения сроком до одного года с возможным продлением на тот же срок. Этот документ с наименованием конкретного работодателя и указанием численности и профессионального состава привлекаемых работников не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. При прекращении работодателем своей деятельности или осуществлении им мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от срока его действия. За привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения установлена административная ответственность (ст. 419 ТК РФ). Иностранные граждане, въехавшие в Россию в целях осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением указанного разрешительного порядка, подлежат выдворению органами МВД России за счет средств работодателя.
(постатейный)
(Голенко Е.Н., Ковалев В.И.)
("За права военнослужащих", 2004)ФМС МВД России выдаются разрешения сроком до одного года с возможным продлением на тот же срок. Этот документ с наименованием конкретного работодателя и указанием численности и профессионального состава привлекаемых работников не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. При прекращении работодателем своей деятельности или осуществлении им мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от срока его действия. За привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения установлена административная ответственность (ст. 419 ТК РФ). Иностранные граждане, въехавшие в Россию в целях осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением указанного разрешительного порядка, подлежат выдворению органами МВД России за счет средств работодателя.
Статья: Порядок оформления трудовых отношений российской организации с иностранными работниками
(Обертышева Л.)
("Финансовая газета", 2003, N 41)Таким образом, при привлечении иностранного гражданина работодателю необходимо определить, распространяется ли действие Закона на их отношения. Если принимаемый на работу иностранный гражданин не имеет статуса временно или постоянно проживающего и он не является гражданином Республики Беларусь, то мы не можем рекомендовать организации принимать его на работу без оформления соответствующих разрешений.
(Обертышева Л.)
("Финансовая газета", 2003, N 41)Таким образом, при привлечении иностранного гражданина работодателю необходимо определить, распространяется ли действие Закона на их отношения. Если принимаемый на работу иностранный гражданин не имеет статуса временно или постоянно проживающего и он не является гражданином Республики Беларусь, то мы не можем рекомендовать организации принимать его на работу без оформления соответствующих разрешений.
Статья: Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционных процессов в Республике Польша
(Прудникова Т.А.)
("Административное право и процесс", 2015, N 12)Изучение практики показывает, что более половины постоянных иммигрантов, проживавших в Польше с 2010 по 2015 г., являлись выходцами из Украины и Германии. Более половины заявлений на разрешение на проживание в течение определенного периода времени были поданы гражданами Украины, Вьетнама, Беларуси, Российской Федерации и Армении. Вступление в ЕС и реализация соглашений ЕС привели к росту числа граждан ЕС, прибывающих в Польшу, и снижению числа граждан, прибывающих из третьих стран, что подтверждается ростом на 35% числа разрешений на проживание, выданных лицам из государств - участников ЕС с 2012 по 2014 гг.
(Прудникова Т.А.)
("Административное право и процесс", 2015, N 12)Изучение практики показывает, что более половины постоянных иммигрантов, проживавших в Польше с 2010 по 2015 г., являлись выходцами из Украины и Германии. Более половины заявлений на разрешение на проживание в течение определенного периода времени были поданы гражданами Украины, Вьетнама, Беларуси, Российской Федерации и Армении. Вступление в ЕС и реализация соглашений ЕС привели к росту числа граждан ЕС, прибывающих в Польшу, и снижению числа граждан, прибывающих из третьих стран, что подтверждается ростом на 35% числа разрешений на проживание, выданных лицам из государств - участников ЕС с 2012 по 2014 гг.
Статья: Актуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются иностранные граждане и лица без гражданства
(Потапенкова И.В.)
("Миграционное право", 2016, N 2)Так, за 2015 год сотрудниками территориальных органов МВД России выявлено около 43 тыс. нарушений в сфере миграции, из них: нарушений въезда, выезда и пребывания гражданами третьих по отношению к ОДКБ <13> стран (России, Армении, Белоруссии, Казахстану, Киргизии, Таджикистану) - 31,5 тыс.; нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности - 11,3 тыс.
(Потапенкова И.В.)
("Миграционное право", 2016, N 2)Так, за 2015 год сотрудниками территориальных органов МВД России выявлено около 43 тыс. нарушений в сфере миграции, из них: нарушений въезда, выезда и пребывания гражданами третьих по отношению к ОДКБ <13> стран (России, Армении, Белоруссии, Казахстану, Киргизии, Таджикистану) - 31,5 тыс.; нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности - 11,3 тыс.
"Типичные ошибки при расчете зарплаты, командировочных и больничных"
(Соловьева Д.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2010)Обратите внимание! За осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу на него налагается административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).
(Соловьева Д.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2010)Обратите внимание! За осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу на него налагается административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).