Выделение субсидии на иные цели
Подборка наиболее важных документов по запросу Выделение субсидии на иные цели (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242 "Завершение текущего финансового года" БК РФ"Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие возможности реализации предусмотренных контрактом объемов работ не является основанием для направления средств субсидии, имеющей целевое назначение, на иные виды работ, не предусмотренные правовым основанием их выделения, тогда как остатки средств неиспользованной по целевому назначению субсидии подлежат обязательному возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. стоимость закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг не превышает 3000000 руб. с учетом НДС по одной сделке в объеме средств, выделенных учредителем за счет средств субсидии на иные цели, приобретение которых иными процедурами закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по договору сроки невозможно, и... [товары, работы, услуги связаны - ред.] с участием заказчика в значимых мероприятиях... (фестивали, форумы, концерты, конкурсы и проч.).
(КонсультантПлюс, 2025)2. стоимость закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг не превышает 3000000 руб. с учетом НДС по одной сделке в объеме средств, выделенных учредителем за счет средств субсидии на иные цели, приобретение которых иными процедурами закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по договору сроки невозможно, и... [товары, работы, услуги связаны - ред.] с участием заказчика в значимых мероприятиях... (фестивали, форумы, концерты, конкурсы и проч.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Достаточно ли в договоре подряда определить срок окончания работ, чтобы согласовать условие о сроке выполнения работ
(КонсультантПлюс, 2025)Материалами дела усматривается, что впоследствии сторонами подписано задание на выполнение работ, согласно которому стороны установили дату окончания выполнения работ - 20.12.2013 г., предметом договора является: "III.2. Мониторинг эффективности и целевого использования субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации для реализации мероприятий "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2013 году"; "III.2. Информационное сопровождение и представление результатов мониторинга реализации мероприятий "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2013 году".
Достаточно ли в договоре подряда определить срок окончания работ, чтобы согласовать условие о сроке выполнения работ
(КонсультантПлюс, 2025)Материалами дела усматривается, что впоследствии сторонами подписано задание на выполнение работ, согласно которому стороны установили дату окончания выполнения работ - 20.12.2013 г., предметом договора является: "III.2. Мониторинг эффективности и целевого использования субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации для реализации мероприятий "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2013 году"; "III.2. Информационное сопровождение и представление результатов мониторинга реализации мероприятий "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2013 году".
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 02.12.2022 N 891
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц, уполномоченных на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"54. В строке 600 отражаются данные об общей величине освоенных субсидий, включая целевые субсидии и субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на осуществление капитальных вложений (форма бухгалтерской отчетности 0503737).
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц, уполномоченных на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"54. В строке 600 отражаются данные об общей величине освоенных субсидий, включая целевые субсидии и субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на осуществление капитальных вложений (форма бухгалтерской отчетности 0503737).
Статья: Субсидии на иные цели: расходование и возврат неиспользованных остатков прошлого года
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Важно. Федеральное образовательное учреждение, подведомственное Минобрнауки, в отношении которого планируется принятие решения о выделении целевой субсидии, должно соответствовать требованиям, содержащимся в п. 8 Порядка N 1600:
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Важно. Федеральное образовательное учреждение, подведомственное Минобрнауки, в отношении которого планируется принятие решения о выделении целевой субсидии, должно соответствовать требованиям, содержащимся в п. 8 Порядка N 1600:
Статья: Компенсация стоимости жилья, отопления и освещения работникам образования в сельской местности в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Образовательные учреждения ежеквартально формируют заявку в федеральный орган исполнительной власти на сумму планируемой компенсации, а бюджетная смета казенного учреждения и план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетного или автономного учреждения составляются на год. Это значит, что при необходимости учреждения и учредители должны вносить изменения в бюджетную смету (для казенных учреждений), составлять дополнительные соглашения к соглашению о выделении целевой субсидии и вносить изменения в план ФХД (для бюджетных и автономных учреждений).
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Образовательные учреждения ежеквартально формируют заявку в федеральный орган исполнительной власти на сумму планируемой компенсации, а бюджетная смета казенного учреждения и план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетного или автономного учреждения составляются на год. Это значит, что при необходимости учреждения и учредители должны вносить изменения в бюджетную смету (для казенных учреждений), составлять дополнительные соглашения к соглашению о выделении целевой субсидии и вносить изменения в план ФХД (для бюджетных и автономных учреждений).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 22.07.2024 N 03-03-06/1/68081 <Об учете субсидий, полученных в рамках возмездного договора, в целях налога на прибыль>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)Порядок признания субсидий во внереализационных доходах установлен п. 4.1 ст. 271 НК РФ. В зависимости от целевого назначения субсидий различен момент отнесения их к доходам.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)Порядок признания субсидий во внереализационных доходах установлен п. 4.1 ст. 271 НК РФ. В зависимости от целевого назначения субсидий различен момент отнесения их к доходам.
Вопрос: Автономному учреждению выделили субсидию на иные цели на покупку оборудования в ноябре 2023 года (208 000 руб.). Организация приобрела данное оборудование на собственные средства, так как финансирование поступило с опозданием, в декабре. Как отразить данную операцию?
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 3)"Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 3
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 3)"Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 3
Готовое решение: Как учреждению учитывать мягкий инвентарь на счетах 0 105 25 000, 0 105 35 000
(КонсультантПлюс, 2025)На приобретение материальных запасов бюджетному (автономному) учреждению может быть выделена учредителем целевая субсидия в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. В этом случае операции по приобретению мягкого инвентаря отражаются по коду вида деятельности "5" - деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на иные цели.
(КонсультантПлюс, 2025)На приобретение материальных запасов бюджетному (автономному) учреждению может быть выделена учредителем целевая субсидия в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. В этом случае операции по приобретению мягкого инвентаря отражаются по коду вида деятельности "5" - деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на иные цели.
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения приобретение основных средств за плату
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам как бюджетному (автономному) учреждению на приобретение основных средств выделены субсидии на иные цели, то операции по их приобретению отразите по КФО "5" - деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 21(1) Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам как бюджетному (автономному) учреждению на приобретение основных средств выделены субсидии на иные цели, то операции по их приобретению отразите по КФО "5" - деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 21(1) Инструкции N 157н).
Статья: Сопоставительный анализ систем использования сельскохозяйственных земель Китая и России
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Современная национальная политика Китая четко направлена на то, чтобы целевые субсидии на поддержку мероприятий по рациональному использованию земель в системе севооборота получали как предприятия, так и семейные подряды, но органы местной власти на уровне округов и поселков отдают предпочтение более крупным предприятиям. Это связано с затратами на фактическую проверку севооборотов ( площадь землепользования - меньшее количество проверок) и с выделением средств крупными частями. Например, в провинции Хэйлунцзян при выделении субсидии приоритет отдается концентрированным смежным земельным участкам. Субсидия выделяется на посев определенной культуры. На оформление субсидий необходимо затратить время. Чаще всего опубликование уведомления совпадает со сроками проведения посевных работ, что делает затруднительным участие широкого круга крестьян в процессе получения государственных дотаций.
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Современная национальная политика Китая четко направлена на то, чтобы целевые субсидии на поддержку мероприятий по рациональному использованию земель в системе севооборота получали как предприятия, так и семейные подряды, но органы местной власти на уровне округов и поселков отдают предпочтение более крупным предприятиям. Это связано с затратами на фактическую проверку севооборотов ( площадь землепользования - меньшее количество проверок) и с выделением средств крупными частями. Например, в провинции Хэйлунцзян при выделении субсидии приоритет отдается концентрированным смежным земельным участкам. Субсидия выделяется на посев определенной культуры. На оформление субсидий необходимо затратить время. Чаще всего опубликование уведомления совпадает со сроками проведения посевных работ, что делает затруднительным участие широкого круга крестьян в процессе получения государственных дотаций.
Статья: Наследование субсидий, выделяемых ветеранам и членам их семей для приобретения жилья (комментарий к Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 37-КГ20-2-К1)
(Рассказова Н.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Обратимся к Постановлению правительства Орловской области. После принятия решения о выделении гражданину субсидии, после заключения им договора купли-продажи или участия в долевом строительстве и договора банковского счета, после перечисления суммы субсидии на счет гражданина орган местного самоуправления передает субъекту РФ информацию (1) о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и (2) копию договора, направленного на приобретение жилья. И все. Контроль целевого использования субсидии не идет дальше подтверждения этих фактов <6>. Воспользуется ли гражданин новым жильем, не имеет значения с точки зрения бюджетного законодательства. Все, что требуется от гражданина, чтобы подтвердить использование субсидии, - это заключить два договора (купли-продажи или участия в долевом строительстве и банковского счета).
(Рассказова Н.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Обратимся к Постановлению правительства Орловской области. После принятия решения о выделении гражданину субсидии, после заключения им договора купли-продажи или участия в долевом строительстве и договора банковского счета, после перечисления суммы субсидии на счет гражданина орган местного самоуправления передает субъекту РФ информацию (1) о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и (2) копию договора, направленного на приобретение жилья. И все. Контроль целевого использования субсидии не идет дальше подтверждения этих фактов <6>. Воспользуется ли гражданин новым жильем, не имеет значения с точки зрения бюджетного законодательства. Все, что требуется от гражданина, чтобы подтвердить использование субсидии, - это заключить два договора (купли-продажи или участия в долевом строительстве и банковского счета).
Статья: Подтверждение потребности в остатках целевых субсидий в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)Бюджетным и автономным учреждениям могут выделяться целевые субсидии на основании соглашения с учредителем. Если средства не были израсходованы до конца года, остаток средств учреждение должно вернуть в бюджет. В то же время, если есть потребность в расходовании средств на те же цели, учреждение может получить у учредителя разрешение расходовать остаток субсидии. Факты заключения соглашения, дополнительного соглашения к нему, разрешение на использование остатка субсидии прошлых лет обязательно должны отражаться в плане ФХД.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)Бюджетным и автономным учреждениям могут выделяться целевые субсидии на основании соглашения с учредителем. Если средства не были израсходованы до конца года, остаток средств учреждение должно вернуть в бюджет. В то же время, если есть потребность в расходовании средств на те же цели, учреждение может получить у учредителя разрешение расходовать остаток субсидии. Факты заключения соглашения, дополнительного соглашения к нему, разрешение на использование остатка субсидии прошлых лет обязательно должны отражаться в плане ФХД.
Статья: Передача образовательного учреждения на уровень субъекта РФ
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)- соглашения о выделении субсидий на иные цели - для бюджетных и автономных учреждений;
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)- соглашения о выделении субсидий на иные цели - для бюджетных и автономных учреждений;