Выдача технических условий на теплоснабжение
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача технических условий на теплоснабжение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Действие гражданского законодательства во времени" ГК РФ"На момент выдачи обществу технических условий на подключение к сетям действовали Правила N 310, не предполагавшие заключение договора на технологическое присоединение, внесение платы за присоединение. Соответствующие требования введены в законодательство после осуществления обществом технологического присоединения здания ГП-7 к системе теплоснабжения и в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ не подлежат применению к отношениям сторон."
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2025 по делу N А60-68662/2024
Требование: О признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение.
Решение: Требование удовлетворено в части.По основанию об отсутствии технических условий на подключение к сети теплоснабжения, выданные ресурсоснабжающей организацией, суд пришел к выводу, что в нарушение статьи 65 АПК РФ Администрация не представила суду доказательств наличия соответствующих нарушений.
Требование: О признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение.
Решение: Требование удовлетворено в части.По основанию об отсутствии технических условий на подключение к сети теплоснабжения, выданные ресурсоснабжающей организацией, суд пришел к выводу, что в нарушение статьи 65 АПК РФ Администрация не представила суду доказательств наличия соответствующих нарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В муниципальных актах встречаются такие индикаторы риска, как два и более обращения потребителей по вопросам надежности теплоснабжения, а также разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии, в течение трех месяцев подряд; несоблюдение единой теплоснабжающей организацией перечня мероприятий, определенных для нее в схеме теплоснабжения, либо нарушение сроков реализации этих мероприятий <1>; отсутствие публикации, содержащей ежегодную отчетную информацию о выполнении ЕТО соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, в сроки, установленные Правительством РФ; поступление информации от муниципального заказчика об отказе ЕТО в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения (информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системе теплоснабжения) в отношении объекта капитального строительства, планируемого к подключению к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В муниципальных актах встречаются такие индикаторы риска, как два и более обращения потребителей по вопросам надежности теплоснабжения, а также разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии, в течение трех месяцев подряд; несоблюдение единой теплоснабжающей организацией перечня мероприятий, определенных для нее в схеме теплоснабжения, либо нарушение сроков реализации этих мероприятий <1>; отсутствие публикации, содержащей ежегодную отчетную информацию о выполнении ЕТО соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, в сроки, установленные Правительством РФ; поступление информации от муниципального заказчика об отказе ЕТО в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения (информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системе теплоснабжения) в отношении объекта капитального строительства, планируемого к подключению к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения <2>.
Статья: Некоторые изменения в регулировании процедур, связанных с инженерной инфраструктурой
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Напомним, что ранее в отношении сетей газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения выдавались два вида технических условий: предварительные, которые выдавались на начальном этапе реализации проекта, и детализированные, которые выдавались на последующем этапе - при заключении договора на подключение. Особенностью предварительных технических условий было то, что они обязывали выдавшую их сетевую/ресурсоснабжающую организацию продолжить процедуру подключения, если заявитель вовремя обращался за продолжением этой процедуры (т.е. предварительные технические условия являлись своего рода офертой). Теперь вместо предварительных технических условий будет выдаваться информация о возможности подключения (сведения о максимальной нагрузке, возможных точках подключения и сетевой/ресурсоснабжающей организации). Такая информация будет содержаться в градостроительном плане земельного участка и по общему правилу не будет носить для сетевой/ресурсоснабжающей организации характера оферты.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Напомним, что ранее в отношении сетей газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения выдавались два вида технических условий: предварительные, которые выдавались на начальном этапе реализации проекта, и детализированные, которые выдавались на последующем этапе - при заключении договора на подключение. Особенностью предварительных технических условий было то, что они обязывали выдавшую их сетевую/ресурсоснабжающую организацию продолжить процедуру подключения, если заявитель вовремя обращался за продолжением этой процедуры (т.е. предварительные технические условия являлись своего рода офертой). Теперь вместо предварительных технических условий будет выдаваться информация о возможности подключения (сведения о максимальной нагрузке, возможных точках подключения и сетевой/ресурсоснабжающей организации). Такая информация будет содержаться в градостроительном плане земельного участка и по общему правилу не будет носить для сетевой/ресурсоснабжающей организации характера оферты.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, являющихся обязательным приложением к договору на подключение (технологическое присоединение) (далее - технические условия).
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, являющихся обязательным приложением к договору на подключение (технологическое присоединение) (далее - технические условия).
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 N 23-П
"По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго"В развитие этих конституционных предписаний вводятся правила государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"). Общие принципы организации отношений в этой сфере и основы государственного регулирования соответствующей деятельности установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который, кроме прочего, предусматривает следующее. Под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2). Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1 статьи 15). Данный договор является публичным для единой теплоснабжающей организации; она не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (часть 7 статьи 15).
"По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго"В развитие этих конституционных предписаний вводятся правила государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"). Общие принципы организации отношений в этой сфере и основы государственного регулирования соответствующей деятельности установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который, кроме прочего, предусматривает следующее. Под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2). Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1 статьи 15). Данный договор является публичным для единой теплоснабжающей организации; она не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (часть 7 статьи 15).
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Положения комментируемого подпункта не применяются к отношениям, связанным с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основании технических условий, выданных в установленном до 1 сентября 2021 г. порядке в соответствии со ст. 48 ГрК, в том числе в случае продления срока их действия. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с прежней редакцией комментируемого закона.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Положения комментируемого подпункта не применяются к отношениям, связанным с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основании технических условий, выданных в установленном до 1 сентября 2021 г. порядке в соответствии со ст. 48 ГрК, в том числе в случае продления срока их действия. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с прежней редакцией комментируемого закона.
Статья: Технологическое присоединение к инженерным сетям в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 6)Заявитель также может запросить технические условия подключения до направления заявки на подключение. Но технические условия имеют ограниченный срок действия. Срок действия технических условий составляет 3 года (а при комплексном развитии территории - 5 лет). Если в течение года (при комплексном развитии территории - в течение 3 лет) со дня предоставления технических условий заявитель не подаст заявку на заключение договора о подключении, срок действия технических условий прекращается. Техусловия также выдаются бесплатно.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 6)Заявитель также может запросить технические условия подключения до направления заявки на подключение. Но технические условия имеют ограниченный срок действия. Срок действия технических условий составляет 3 года (а при комплексном развитии территории - 5 лет). Если в течение года (при комплексном развитии территории - в течение 3 лет) со дня предоставления технических условий заявитель не подаст заявку на заключение договора о подключении, срок действия технических условий прекращается. Техусловия также выдаются бесплатно.
Статья: Условия подключения как неотъемлемая часть договора технологического присоединения: тенденции законодательного регулирования
(Хамидуллин М.Т.)
("Юрист", 2021, N 4)Таким образом, на сегодняшнем этапе развития законодательства о технологическом присоединении существование условий подключения наряду с договором о подключении является анахронизмом, указывает на преемственность с техническими условиями, выдававшимися во времена, когда подключение осуществлялось без заключения договора. Условия подключения являются неотъемлемой частью договора о подключении, в связи с чем основания рассматривать их как самостоятельный документ, а тем более ненормативный (индивидуальный) акт, отсутствуют.
(Хамидуллин М.Т.)
("Юрист", 2021, N 4)Таким образом, на сегодняшнем этапе развития законодательства о технологическом присоединении существование условий подключения наряду с договором о подключении является анахронизмом, указывает на преемственность с техническими условиями, выдававшимися во времена, когда подключение осуществлялось без заключения договора. Условия подключения являются неотъемлемой частью договора о подключении, в связи с чем основания рассматривать их как самостоятельный документ, а тем более ненормативный (индивидуальный) акт, отсутствуют.
Вопрос: Какие требования предъявляются к узлам учета тепловой энергии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных Правилами учета, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с Правилами учета, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию (п. 42 Правил учета).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных Правилами учета, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с Правилами учета, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию (п. 42 Правил учета).
Статья: Правовое регулирование доступа к технологической инфраструктуре в ТЭК
(Свирков С.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)В этом плане должна быть поддержана тенденция российского законодательства о газоснабжении <16>, согласно которой установлена обязанность газотранспортных и газораспределительных организаций по ведению реестра запросов о предоставлении технических условий и заявок о заключении договора, по результатам рассмотрения которых подавшим их заявителям было отказано в выдаче технических условий и (или) заключении договора о подключении по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем; а также обязанность по разработке и выполнению перечня мероприятий, необходимых для увеличения пропускной способности соответствующих объектов смежных газотранспортных сетей. Совершенно очевидно, что данный подход должен присутствовать во всех отраслях ТЭК, что требует его включения в законодательство об электроэнергетике и теплоснабжении, а также в регулирование отношений по подключению к нефтепроводу.
(Свирков С.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)В этом плане должна быть поддержана тенденция российского законодательства о газоснабжении <16>, согласно которой установлена обязанность газотранспортных и газораспределительных организаций по ведению реестра запросов о предоставлении технических условий и заявок о заключении договора, по результатам рассмотрения которых подавшим их заявителям было отказано в выдаче технических условий и (или) заключении договора о подключении по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем; а также обязанность по разработке и выполнению перечня мероприятий, необходимых для увеличения пропускной способности соответствующих объектов смежных газотранспортных сетей. Совершенно очевидно, что данный подход должен присутствовать во всех отраслях ТЭК, что требует его включения в законодательство об электроэнергетике и теплоснабжении, а также в регулирование отношений по подключению к нефтепроводу.
Статья: Изменения в регулировании процедур, связанных с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерной инфраструктуры
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- В отношении сетей теплоснабжения, сетей водоснабжения и водоотведения сохранена возможность получения технических условий (ТУ) на стадии, предшествующей заключению договора о подключении. Такие ТУ являются обязательными для организаций, их выдавших, в течение срока действия ТУ. При этом заявитель должен подать заявку о подключении в течение 12 месяцев (при комплексном развитии территории в течение 36 месяцев) со дня выдачи ТУ, в противном случае срок действия ТУ прекращается. По электрическим и газовым сетям ТУ являются приложениями к договорам о подключении и как самостоятельный обязывающий документ не выдаются.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- В отношении сетей теплоснабжения, сетей водоснабжения и водоотведения сохранена возможность получения технических условий (ТУ) на стадии, предшествующей заключению договора о подключении. Такие ТУ являются обязательными для организаций, их выдавших, в течение срока действия ТУ. При этом заявитель должен подать заявку о подключении в течение 12 месяцев (при комплексном развитии территории в течение 36 месяцев) со дня выдачи ТУ, в противном случае срок действия ТУ прекращается. По электрическим и газовым сетям ТУ являются приложениями к договорам о подключении и как самостоятельный обязывающий документ не выдаются.
Статья: Подключение к тепловым сетям
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 11 п. 2 Правил подключения к тепловым сетям исполнителем является теплоснабжающая или теплосетевая организация, соответствующая утвержденным Правительством РФ критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, теплоснабжающая или теплосетевая организация, планирующая выполнение мероприятий по строительству источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в случае если информация о таких мероприятиях учтена в действующей схеме теплоснабжения, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение объекта, расположенного в границах определенного в соответствии со схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 11 п. 2 Правил подключения к тепловым сетям исполнителем является теплоснабжающая или теплосетевая организация, соответствующая утвержденным Правительством РФ критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, теплоснабжающая или теплосетевая организация, планирующая выполнение мероприятий по строительству источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в случае если информация о таких мероприятиях учтена в действующей схеме теплоснабжения, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение объекта, расположенного в границах определенного в соответствии со схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения.