Выдача паспорта осужденным
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача паспорта осужденным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 20.12.2024 N 33-3-9620/2024 (УИД 26RS0020-01-2023-002352-78)
Категория: Особое производство.
Требования: О признании нотариальных действий незаконными, признании недействительной (ничтожной) доверенности, исключении записи о доверенности из реестра нотариальных действий и единой информационной системы нотариата.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик, находясь в должности нотариуса, доверенность не оформлял и не выдавал, чем нарушил Основы законодательства РФ о нотариате.
Решение: Отказано.Кроме того, суд указал, что действующими на момент нахождения К.Г.Ш. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК Правилами внутреннего распорядка порядок выдачи паспортов осужденных, необходимость подачи нотариусом заявления на имя начальника колонии об этом никак не регламентирован, что не исключает возможности выдачи паспорта осужденного с разрешения начальника колонии работникам администрации исправительного учреждения.
Категория: Особое производство.
Требования: О признании нотариальных действий незаконными, признании недействительной (ничтожной) доверенности, исключении записи о доверенности из реестра нотариальных действий и единой информационной системы нотариата.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик, находясь в должности нотариуса, доверенность не оформлял и не выдавал, чем нарушил Основы законодательства РФ о нотариате.
Решение: Отказано.Кроме того, суд указал, что действующими на момент нахождения К.Г.Ш. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК Правилами внутреннего распорядка порядок выдачи паспортов осужденных, необходимость подачи нотариусом заявления на имя начальника колонии об этом никак не регламентирован, что не исключает возможности выдачи паспорта осужденного с разрешения начальника колонии работникам администрации исправительного учреждения.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2024 N 88а-6320/2024 (УИД 05RS0021-01-2023-002018-97)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий.
Обстоятельства: Заявитель указал на то, что на основании акта помилования он освобожден от отбывания наказания в местах лишения свободы по приговору и при освобождении исправительным учреждением не выдан ему паспорт гражданина Российской Федерации, в связи с чем он вынужден был получать новый паспорт, нести материальные затраты.
Решение: Удовлетворено в части.При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы исправительного учреждения, суд апелляционной инстанции, оценив представленную с апелляционной жалобой справку ФКУ ИК-12 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N б/н, подписанную инспектором отдела специального учета ФИО2, о выдаче паспорта при освобождении осужденному ФИО1, правильно исходил из того, что данная справка факт выдачи паспорта ФИО1 не подтверждает, поскольку каких-либо иных документов о получении, в том числе расписки осужденного, в материалы дела не представлено.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий.
Обстоятельства: Заявитель указал на то, что на основании акта помилования он освобожден от отбывания наказания в местах лишения свободы по приговору и при освобождении исправительным учреждением не выдан ему паспорт гражданина Российской Федерации, в связи с чем он вынужден был получать новый паспорт, нести материальные затраты.
Решение: Удовлетворено в части.При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы исправительного учреждения, суд апелляционной инстанции, оценив представленную с апелляционной жалобой справку ФКУ ИК-12 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N б/н, подписанную инспектором отдела специального учета ФИО2, о выдаче паспорта при освобождении осужденному ФИО1, правильно исходил из того, что данная справка факт выдачи паспорта ФИО1 не подтверждает, поскольку каких-либо иных документов о получении, в том числе расписки осужденного, в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формирование законодательства и уголовно-исполнительной системы Донецкой Народной Республики (изучение опыта)
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)На основании подп. 6 п. 4.1. раздела IV Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 22 марта 2019 г. N 77 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики", было предусмотрено отклонение заявления о выдачи паспорта, если оно подано лицом, которое осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с законом (до истечения срока наказания).
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)На основании подп. 6 п. 4.1. раздела IV Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 22 марта 2019 г. N 77 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики", было предусмотрено отклонение заявления о выдачи паспорта, если оно подано лицом, которое осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с законом (до истечения срока наказания).
Последние изменения: Возврат (зачет) госпошлины
(КонсультантПлюс, 2025)осужденному - если она уплачена за счет его средств на лицевом счете за выдачу осужденному паспорта. Сумма перечисляется на его лицевой счет. Возврат пошлины, уплаченной за счет государства, осуществляется федеральному органу исполнительной власти, перечислившему деньги (п. 2.2 Письма);
(КонсультантПлюс, 2025)осужденному - если она уплачена за счет его средств на лицевом счете за выдачу осужденному паспорта. Сумма перечисляется на его лицевой счет. Возврат пошлины, уплаченной за счет государства, осуществляется федеральному органу исполнительной власти, перечислившему деньги (п. 2.2 Письма);
Нормативные акты
Приказ МВД России от 16.11.2020 N 773
(ред. от 26.07.2022)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62009)209. Выдача паспортов осужденным осуществляется администрацией исправительного учреждения, подозреваемым или обвиняемым - администрацией следственного изолятора.
(ред. от 26.07.2022)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62009)209. Выдача паспортов осужденным осуществляется администрацией исправительного учреждения, подозреваемым или обвиняемым - администрацией следственного изолятора.
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2009 N 19-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова"В целях предотвращения указанных негативных последствий статья 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает изъятие у лиц, осужденных за совершение преступления, заграничных паспортов и направление их на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Если же такое лицо обращается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (его территориальный орган) за получением заграничного паспорта, то в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона ему выдается уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения на выезд из Российской Федерации, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации. При этом основанием для отказа в выдаче осужденным за совершение преступления заграничного паспорта, наличие которого является условием реализации гражданином Российской Федерации права выезжать за пределы Российской Федерации, служит положение подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
"По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова"В целях предотвращения указанных негативных последствий статья 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает изъятие у лиц, осужденных за совершение преступления, заграничных паспортов и направление их на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Если же такое лицо обращается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (его территориальный орган) за получением заграничного паспорта, то в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона ему выдается уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения на выезд из Российской Федерации, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации. При этом основанием для отказа в выдаче осужденным за совершение преступления заграничного паспорта, наличие которого является условием реализации гражданином Российской Федерации права выезжать за пределы Российской Федерации, служит положение подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Статья: Особенности и виды оперативно-распространительных правовых норм
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Некоторые отраслевые нормативно-правовые акты содержат собственные распространительно-территориальные правовые нормы. Согласно части 1 статьи 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории Российской Федерации <17>. Приведем пример применения этой нормы. Условно-досрочно освобожденный от отбывания наказания гражданин Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа об отказе в выдаче ему заграничного паспорта. Суд в удовлетворении заявления отказал, отметив, что "территорией Российской Федерации ограничиваются и полномочия органов, контролирующих поведение осужденных лиц", реальный контроль за условно-досрочно освобожденными лицами со стороны уполномоченных государственных органов возможен лишь в пределах территории РФ, их выезд за пределы государства препятствовал бы такому контролю, "что умаляло бы цели наказания и делало бы ничтожным установленный порядок его исполнения и отбывания в качестве средства исправления осужденных" <18>.
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Некоторые отраслевые нормативно-правовые акты содержат собственные распространительно-территориальные правовые нормы. Согласно части 1 статьи 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории Российской Федерации <17>. Приведем пример применения этой нормы. Условно-досрочно освобожденный от отбывания наказания гражданин Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа об отказе в выдаче ему заграничного паспорта. Суд в удовлетворении заявления отказал, отметив, что "территорией Российской Федерации ограничиваются и полномочия органов, контролирующих поведение осужденных лиц", реальный контроль за условно-досрочно освобожденными лицами со стороны уполномоченных государственных органов возможен лишь в пределах территории РФ, их выезд за пределы государства препятствовал бы такому контролю, "что умаляло бы цели наказания и делало бы ничтожным установленный порядок его исполнения и отбывания в качестве средства исправления осужденных" <18>.
Статья: Получение гражданства ЕС: казусы
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 3)Да, паспорт клиенту выдадут, и он даже сможет почувствовать себя полноценным гражданином страны и прикупить недвижимость там.
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 3)Да, паспорт клиенту выдадут, и он даже сможет почувствовать себя полноценным гражданином страны и прикупить недвижимость там.
Статья: Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Во исполнение вышеперечисленных обязанностей следователя (дознавателя и др.) допрос начинается с того, что устанавливается личность допрашиваемого. Проследим названное положение на примере допроса свидетеля. Свидетеля спрашивают о его фамилии, имени и отчестве, дне, месяце, годе и месте рождения, адресе места жительства (регистрации), номере домашнего телефона, гражданстве, образовании, семейном положении, составе семьи, должности и месте работы, номере служебного телефона, отношении к воинской обязанности (где состоит на воинском учете), наличии судимости (когда и каким судом был осужден, по какой статье УК РФ, вид и размер наказания, когда освободился) и данных удостоверяющего его личность документа (обычно серию и номер паспорта, когда и кем он был выдан).
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Во исполнение вышеперечисленных обязанностей следователя (дознавателя и др.) допрос начинается с того, что устанавливается личность допрашиваемого. Проследим названное положение на примере допроса свидетеля. Свидетеля спрашивают о его фамилии, имени и отчестве, дне, месяце, годе и месте рождения, адресе места жительства (регистрации), номере домашнего телефона, гражданстве, образовании, семейном положении, составе семьи, должности и месте работы, номере служебного телефона, отношении к воинской обязанности (где состоит на воинском учете), наличии судимости (когда и каким судом был осужден, по какой статье УК РФ, вид и размер наказания, когда освободился) и данных удостоверяющего его личность документа (обычно серию и номер паспорта, когда и кем он был выдан).
Статья: К вопросу оказания содействия в восстановлении документов осужденным в рамках Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" на безвозмездной основе как лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
(Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В-третьих, в рамках сотрудничества УИИ с иными государственными органами. Как отмечают в своем исследовании Э.В. Лядов и С.А. Носенок, "осужденным без изоляции от общества, не имеющим на момент постановки на учет паспорта гражданина Российской Федерации, в обязательном порядке выдаются ходатайства в подразделения по вопросам миграции МВД России г. Орска для оказания содействия в оформлении документов" <12>.
(Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В-третьих, в рамках сотрудничества УИИ с иными государственными органами. Как отмечают в своем исследовании Э.В. Лядов и С.А. Носенок, "осужденным без изоляции от общества, не имеющим на момент постановки на учет паспорта гражданина Российской Федерации, в обязательном порядке выдаются ходатайства в подразделения по вопросам миграции МВД России г. Орска для оказания содействия в оформлении документов" <12>.
Статья: Некоторые аспекты организационно-правового обеспечения исполнения наказания в виде принудительных работ
(Буданова Л.Ю., Смирнова И.Н., Асадов В.В.)
("Российский следователь", 2021, N 9)В связи с тем, что осужденные к принудительным работам осуществляют свою трудовую деятельность на основании норм трудового законодательства России, им положены выплаты при временной нетрудоспособности, получение этих выплат осужденными возможно как в банковских организациях, так и путем перечислений, получаемых на Почте России. Однако в связи с тем, что паспорт осужденного находится в его личном деле, получить такие выплаты для него не представляется возможным. Также осужденные лишены возможности проведения отпусков с семьей, если до места проведения отпуска им необходимо приобрести билеты, требующие наличия паспорта. Кроме того, трудовая книжка осужденного также хранится в личном деле, что является невозможным при ее ведении только в электронном виде. Таким образом, представляется целесообразным по аналогии с осужденными к наказания без изоляции от общества, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции, внести изменения в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 329 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы", изложив ч. 8 в следующей редакции: "Трудовая книжка, за исключением ее ведения в электронном виде, и пенсионное удостоверение (при наличии) хранятся в личном деле осужденного, при его освобождении выдаются ему на руки. Паспорт хранится у осужденного, при его постановке на учет копия паспорта хранится в личном деле. При отсутствии паспорта у осужденного, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в его личном деле, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация ИЦ заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют собственные средства, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства".
(Буданова Л.Ю., Смирнова И.Н., Асадов В.В.)
("Российский следователь", 2021, N 9)В связи с тем, что осужденные к принудительным работам осуществляют свою трудовую деятельность на основании норм трудового законодательства России, им положены выплаты при временной нетрудоспособности, получение этих выплат осужденными возможно как в банковских организациях, так и путем перечислений, получаемых на Почте России. Однако в связи с тем, что паспорт осужденного находится в его личном деле, получить такие выплаты для него не представляется возможным. Также осужденные лишены возможности проведения отпусков с семьей, если до места проведения отпуска им необходимо приобрести билеты, требующие наличия паспорта. Кроме того, трудовая книжка осужденного также хранится в личном деле, что является невозможным при ее ведении только в электронном виде. Таким образом, представляется целесообразным по аналогии с осужденными к наказания без изоляции от общества, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции, внести изменения в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 329 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы", изложив ч. 8 в следующей редакции: "Трудовая книжка, за исключением ее ведения в электронном виде, и пенсионное удостоверение (при наличии) хранятся в личном деле осужденного, при его освобождении выдаются ему на руки. Паспорт хранится у осужденного, при его постановке на учет копия паспорта хранится в личном деле. При отсутствии паспорта у осужденного, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в его личном деле, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация ИЦ заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют собственные средства, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства".
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Установив, что осужденные завладели свидетельством о регистрации и паспортом транспортного средства, а также уничтожили бланки протоколов об административном правонарушении и материалы о дорожно-транспортных происшествиях, суд квалифицировал их действия по ч. 1 ст. 325 УК РФ как похищение, уничтожение официальных документов, совершенные из корыстной и иной личной заинтересованности. Однако свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства не относятся к числу официальных документов, ответственность за похищение которых наступает по вышеуказанному Закону, а являются важными личными документами, поскольку свидетельство о регистрации подтверждает соблюдение правил о порядке регистрации транспортного средства в ГИБДД, паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, эти документы выдаются для реализации гражданами их личных прав. Президиум переквалифицировал действия осужденных в части похищения указанных документов с ч. 1 ст. 325 УК РФ на ч. 2 ст. 325 УК РФ, предусматривающую ответственность за похищение паспорта или другого важного личного документа. По факту уничтожения бланков протоколов и материалов о ДТП действия осужденных правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 325 УК РФ (Постановление Президиума N 221-П13ПР) <1030>. Подобный подход встречается и в иных решениях высшей судебной инстанции (Постановление Президиума N 559-П07 <1031>, Определение N 46-Д12-1 <1032>).
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Установив, что осужденные завладели свидетельством о регистрации и паспортом транспортного средства, а также уничтожили бланки протоколов об административном правонарушении и материалы о дорожно-транспортных происшествиях, суд квалифицировал их действия по ч. 1 ст. 325 УК РФ как похищение, уничтожение официальных документов, совершенные из корыстной и иной личной заинтересованности. Однако свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства не относятся к числу официальных документов, ответственность за похищение которых наступает по вышеуказанному Закону, а являются важными личными документами, поскольку свидетельство о регистрации подтверждает соблюдение правил о порядке регистрации транспортного средства в ГИБДД, паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, эти документы выдаются для реализации гражданами их личных прав. Президиум переквалифицировал действия осужденных в части похищения указанных документов с ч. 1 ст. 325 УК РФ на ч. 2 ст. 325 УК РФ, предусматривающую ответственность за похищение паспорта или другого важного личного документа. По факту уничтожения бланков протоколов и материалов о ДТП действия осужденных правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 325 УК РФ (Постановление Президиума N 221-П13ПР) <1030>. Подобный подход встречается и в иных решениях высшей судебной инстанции (Постановление Президиума N 559-П07 <1031>, Определение N 46-Д12-1 <1032>).
"Движимое имущество: что, где и как арендовать"
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Изъятию подлежит паспорт гражданина России:
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Изъятию подлежит паспорт гражданина России:
Статья: Официальный и подложный документы как предметы преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ
(Винокуров В.Н.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Как указано выше, к признакам официального документа, наряду с предоставлением прав и освобождением от обязанностей, относятся учет выдачи этих документов и их многократное использование. К таким документам относят паспорт и удостоверения. Поэтому листки нетрудоспособности, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок применительно к ст. 327 УК РФ следует относить не к официальным, а к подложным документам, поскольку, хотя выдача листа нетрудоспособности подлежит учету, тем не менее это одноразовый документ, он влечет не изменение правоотношений, а только юридически значимые последствия.
(Винокуров В.Н.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Как указано выше, к признакам официального документа, наряду с предоставлением прав и освобождением от обязанностей, относятся учет выдачи этих документов и их многократное использование. К таким документам относят паспорт и удостоверения. Поэтому листки нетрудоспособности, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок применительно к ст. 327 УК РФ следует относить не к официальным, а к подложным документам, поскольку, хотя выдача листа нетрудоспособности подлежит учету, тем не менее это одноразовый документ, он влечет не изменение правоотношений, а только юридически значимые последствия.