Выдача электронного исполнительного листа
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача электронного исполнительного листа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обжалование определения суда об отказе в выдаче дубликата исполнительного листа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выдача электронного исполнительного документа, возбуждение и прекращение исполнительного производства по нему регулируются специальными нормами, исключающими возможность утраты таких исполнительных документов взыскателями и лицами, их исполняющими. Согласно ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по заявлению взыскателя, за исключением случаев, когда такое заявление не требуется, направляется в Федеральную службу судебных приставов, в том числе повторно, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, органом или должностным лицом, вынесшим исполнительный документ, с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Исполнительный документ о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ в отношении физического лица направляется налоговым органом в Федеральную службу судебных приставов в виде информации о вступившем в силу судебном акте, содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ, в форме электронного документа. В случае принятия судебным приставом-исполнителем решения об отказе в возбуждении исполнительного производства исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, не направляется взыскателю, а при необходимости повторного направления (предъявления) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю взыскатель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, принявшим соответствующий акт, с заявлением о повторном направлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа (ч. 2.1, 4 ст. 31 Закона об исполнительном производстве). Исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, по которому окончено исполнительное производство, хранится в электронном виде в исполнительном производстве (ч. 2 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Указанные нормы приводят к выводу о возможности повторного направления на исполнение равнозначного экземпляра электронного исполнительного документа. Однако нельзя полностью исключить ситуацию утраты и электронного исполнительного документа, например, в результате воздействия вредоносных программ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выдача электронного исполнительного документа, возбуждение и прекращение исполнительного производства по нему регулируются специальными нормами, исключающими возможность утраты таких исполнительных документов взыскателями и лицами, их исполняющими. Согласно ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по заявлению взыскателя, за исключением случаев, когда такое заявление не требуется, направляется в Федеральную службу судебных приставов, в том числе повторно, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, органом или должностным лицом, вынесшим исполнительный документ, с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Исполнительный документ о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ в отношении физического лица направляется налоговым органом в Федеральную службу судебных приставов в виде информации о вступившем в силу судебном акте, содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ, в форме электронного документа. В случае принятия судебным приставом-исполнителем решения об отказе в возбуждении исполнительного производства исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, не направляется взыскателю, а при необходимости повторного направления (предъявления) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю взыскатель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, принявшим соответствующий акт, с заявлением о повторном направлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа (ч. 2.1, 4 ст. 31 Закона об исполнительном производстве). Исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, по которому окончено исполнительное производство, хранится в электронном виде в исполнительном производстве (ч. 2 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Указанные нормы приводят к выводу о возможности повторного направления на исполнение равнозначного экземпляра электронного исполнительного документа. Однако нельзя полностью исключить ситуацию утраты и электронного исполнительного документа, например, в результате воздействия вредоносных программ.
Статья: Управление судебной нагрузкой как необходимая мера в организации деятельности судов
(Панарина М.М.)
("Адвокатская практика", 2024, N 2)- изготовления и выдачи электронных исполнительных листов;
(Панарина М.М.)
("Адвокатская практика", 2024, N 2)- изготовления и выдачи электронных исполнительных листов;
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"4. В случае необходимости направления или использования на бумажном носителе исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе в порядке, установленном Федеральной службой судебных приставов.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"4. В случае необходимости направления или использования на бумажном носителе исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе в порядке, установленном Федеральной службой судебных приставов.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Авторизация происходит в личном кабинете физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации на портале "Госуслуги" (ЕСИА). Согласно форме, размещенной на сайте судов общей юрисдикции, в электронном виде допускается подача исковых заявлений, заявлений о вынесении судебного приказа, о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, ходатайств, возражений, апелляционных, кассационных жалоб и представлений, частных жалоб, представлений. В меню "заявления", "ходатайства", "возражения" предлагается выбрать вариант документа в зависимости от его цели и содержания. Так, посредством сети Интернет заявитель имеет возможность обратиться с просьбами об обеспечении иска, об изменении иска, об отказе от иска или апелляционной жалобы, о признании иска, о заключении мирового соглашения, об отмене заочного решения, о составлении мотивированной части судебного решения, об отложении судебного заседания, об отводе, о выдаче исполнительного листа. Электронный формат предусмотрен для ходатайств об истребовании доказательств, об утверждении мирового соглашения сторон, о приостановлении исполнительного производства, о восстановлении процессуального срока, об ознакомлении с материалами дела, протоколом судебного заседания. Сайты судов обеспечивают возможность представления возражений на исковое заявление, апелляционную, кассационную, частную жалобу, а также возражений относительно исполнения судебного приказа. Перечень предлагаемых вариантов не является исчерпывающим, т.е. заявитель может подать документ, не поименованный на сайте, через вкладку "Иное".
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Авторизация происходит в личном кабинете физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации на портале "Госуслуги" (ЕСИА). Согласно форме, размещенной на сайте судов общей юрисдикции, в электронном виде допускается подача исковых заявлений, заявлений о вынесении судебного приказа, о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, ходатайств, возражений, апелляционных, кассационных жалоб и представлений, частных жалоб, представлений. В меню "заявления", "ходатайства", "возражения" предлагается выбрать вариант документа в зависимости от его цели и содержания. Так, посредством сети Интернет заявитель имеет возможность обратиться с просьбами об обеспечении иска, об изменении иска, об отказе от иска или апелляционной жалобы, о признании иска, о заключении мирового соглашения, об отмене заочного решения, о составлении мотивированной части судебного решения, об отложении судебного заседания, об отводе, о выдаче исполнительного листа. Электронный формат предусмотрен для ходатайств об истребовании доказательств, об утверждении мирового соглашения сторон, о приостановлении исполнительного производства, о восстановлении процессуального срока, об ознакомлении с материалами дела, протоколом судебного заседания. Сайты судов обеспечивают возможность представления возражений на исковое заявление, апелляционную, кассационную, частную жалобу, а также возражений относительно исполнения судебного приказа. Перечень предлагаемых вариантов не является исчерпывающим, т.е. заявитель может подать документ, не поименованный на сайте, через вкладку "Иное".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Исходя из принципа письменности административного судопроизводства исполнительные листы и судебные приказы по общему правилу изготавливаются на бумажном носителе. Развитие информационных технологий в правосудии открыло возможность выдачи исполнительного документа в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 9 ст. 353 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Исходя из принципа письменности административного судопроизводства исполнительные листы и судебные приказы по общему правилу изготавливаются на бумажном носителе. Развитие информационных технологий в правосудии открыло возможность выдачи исполнительного документа в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 9 ст. 353 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Развивающиеся в настоящее время и внедряемые во все сферы государственной деятельности информационные и цифровые технологии оказывают большое влияние на систему административного судопроизводства. В судебной деятельности расширяется использование цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <13>, разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который позволяет дистанционно совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд документов и уплата государственной пошлины в дистанционном формате; участие в судебном заседании в режиме веб-конференции; аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и сканирование всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" <14> в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. Кроме того, цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. Планируется поэтапное внедрение в деятельность судов искусственного интеллекта.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Развивающиеся в настоящее время и внедряемые во все сферы государственной деятельности информационные и цифровые технологии оказывают большое влияние на систему административного судопроизводства. В судебной деятельности расширяется использование цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <13>, разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который позволяет дистанционно совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд документов и уплата государственной пошлины в дистанционном формате; участие в судебном заседании в режиме веб-конференции; аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и сканирование всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" <14> в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. Кроме того, цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. Планируется поэтапное внедрение в деятельность судов искусственного интеллекта.
Статья: Цифровой цивилистический процесс: взгляд в будущее
(Загидуллин М.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Широко распространена проблема утраты исполнительного документа при необходимости его повторного предъявления судебному приставу-исполнителю. Казалось бы, эту проблему должно устранить введение реестров, но на практике она остается. Решение ее видится во внедрении электронных форм исполнительных документов, а также в необходимости предоставления права взыскателям самим получать исполнительный документ и направлять его на исполнение посредством ЕПГУ. Предполагается, что при таких обстоятельствах надобность в механизме выдачи дубликатов исполнительных документов отпадет, и это также значительно облегчит деятельность судебной системы. В дальнейшем развитие электронной выдачи исполнительного документа позволило бы осуществить возможность возбуждения исполнительного производства без повторного предъявления исполнительного документа, если для этого нет законных препятствий.
(Загидуллин М.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Широко распространена проблема утраты исполнительного документа при необходимости его повторного предъявления судебному приставу-исполнителю. Казалось бы, эту проблему должно устранить введение реестров, но на практике она остается. Решение ее видится во внедрении электронных форм исполнительных документов, а также в необходимости предоставления права взыскателям самим получать исполнительный документ и направлять его на исполнение посредством ЕПГУ. Предполагается, что при таких обстоятельствах надобность в механизме выдачи дубликатов исполнительных документов отпадет, и это также значительно облегчит деятельность судебной системы. В дальнейшем развитие электронной выдачи исполнительного документа позволило бы осуществить возможность возбуждения исполнительного производства без повторного предъявления исполнительного документа, если для этого нет законных препятствий.