Вычет ндс инвестиционный проект
Подборка наиболее важных документов по запросу Вычет ндс инвестиционный проект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщиком-инвестором незаконно применены вычеты НДС по услугам заказчиков по договорам на реализацию инвестиционных проектов за пределами трех лет с момента получения счета-фактуры и принятия услуг к учету.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщиком-инвестором незаконно применены вычеты НДС по услугам заказчиков по договорам на реализацию инвестиционных проектов за пределами трех лет с момента получения счета-фактуры и принятия услуг к учету.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию ИФНС необоснованной, указал, что при осуществлении строительства в рамках договоров на реализацию инвестиционных проектов право на применение вычетов по НДС у инвестора возникает в момент ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта и получения от заказчика-застройщика затрат на строительство с выставлением сводного счета-фактуры.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию ИФНС необоснованной, указал, что при осуществлении строительства в рамках договоров на реализацию инвестиционных проектов право на применение вычетов по НДС у инвестора возникает в момент ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта и получения от заказчика-застройщика затрат на строительство с выставлением сводного счета-фактуры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выход соинвестора из проекта и вычеты НДС у застройщика
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Суммы "входного" НДС распределяются на доли застройщика и соинвестора, как правило, исходя из их долей в площади нежилого здания. Вывод о том, что независимо от доли участия стороны в финансировании инвестиционного проекта она не вправе заявлять о применении вычета по НДС в размере, превышающем размер отошедшей ей части возведенного объекта строительства, следует из определений КС РФ от 18.07.2019 N 2117-О и ВС РФ от 29.03.2019 N 305-ЭС19-2713 по делу N А40-244530/2017 и от 30.06.2016 N 307-КГ16-6895 по делу N А56-26677/2015, а также из Письма ФНС России от 14.10.2019 N СА-4-7/21065. В связи с этим если, например, застройщику будет принадлежать 60% площадей в здании, а соинвестору - 40%, то и суммы "входного" НДС, предъявленные в связи со строительством, должны распределяться в том же соотношении (60 и 40%). Иной порядок распределения вычетов возможен в случае, если различаются качественные характеристики площадей соинвесторов (себестоимость строительства одних помещений существенно отличается от себестоимости других).
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Суммы "входного" НДС распределяются на доли застройщика и соинвестора, как правило, исходя из их долей в площади нежилого здания. Вывод о том, что независимо от доли участия стороны в финансировании инвестиционного проекта она не вправе заявлять о применении вычета по НДС в размере, превышающем размер отошедшей ей части возведенного объекта строительства, следует из определений КС РФ от 18.07.2019 N 2117-О и ВС РФ от 29.03.2019 N 305-ЭС19-2713 по делу N А40-244530/2017 и от 30.06.2016 N 307-КГ16-6895 по делу N А56-26677/2015, а также из Письма ФНС России от 14.10.2019 N СА-4-7/21065. В связи с этим если, например, застройщику будет принадлежать 60% площадей в здании, а соинвестору - 40%, то и суммы "входного" НДС, предъявленные в связи со строительством, должны распределяться в том же соотношении (60 и 40%). Иной порядок распределения вычетов возможен в случае, если различаются качественные характеристики площадей соинвесторов (себестоимость строительства одних помещений существенно отличается от себестоимости других).
Статья: Застройщику о расчетах по НДС в случае привлечения соинвестора
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При распределении сумм "входного" НДС (на долю застройщика и долю инвестора) нужно учитывать, что независимо от доли участия соответствующего лица в финансировании инвестиционного проекта оно не вправе заявлять о применении вычета по НДС в размере, превышающем размер отошедшей ему части возведенного объекта строительства. Этот вывод подтверждается Определением КС РФ от 18.07.2019 N 2117-О, Письмом ФНС России от 14.10.2019 N СА-4-7/21065, Определениями ВС РФ от 29.03.2019 N 305-ЭС19-2713 по делу N А40-244530/2017 и от 30.06.2016 N 307-КГ16-6895 по делу N А56-26677/2015. Таким образом, если, например, застройщику будет принадлежать 70% площадей в здании, а соинвестору - 30%, то и суммы "входного" НДС, предъявленные в связи со строительством, должны распределяться в том же соотношении.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При распределении сумм "входного" НДС (на долю застройщика и долю инвестора) нужно учитывать, что независимо от доли участия соответствующего лица в финансировании инвестиционного проекта оно не вправе заявлять о применении вычета по НДС в размере, превышающем размер отошедшей ему части возведенного объекта строительства. Этот вывод подтверждается Определением КС РФ от 18.07.2019 N 2117-О, Письмом ФНС России от 14.10.2019 N СА-4-7/21065, Определениями ВС РФ от 29.03.2019 N 305-ЭС19-2713 по делу N А40-244530/2017 и от 30.06.2016 N 307-КГ16-6895 по делу N А56-26677/2015. Таким образом, если, например, застройщику будет принадлежать 70% площадей в здании, а соинвестору - 30%, то и суммы "входного" НДС, предъявленные в связи со строительством, должны распределяться в том же соотношении.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"6) указание на обязанность публично-правового образования (публично-правовых образований) осуществлять выплаты (обеспечить возмещение затрат) в пользу организации, реализующей проект, в объеме, не превышающем размера обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в связи с реализацией инвестиционного проекта, а именно налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость (за вычетом налога, возмещенного организации, реализующей проект), земельного налога (в случае, если муниципальное образование является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений и таким соглашением предусмотрена возможность возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, в пределах земельного налога, исчисленного организацией, реализующей проект, для уплаты в местный бюджет), ввозных таможенных пошлин:
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"6) указание на обязанность публично-правового образования (публично-правовых образований) осуществлять выплаты (обеспечить возмещение затрат) в пользу организации, реализующей проект, в объеме, не превышающем размера обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в связи с реализацией инвестиционного проекта, а именно налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость (за вычетом налога, возмещенного организации, реализующей проект), земельного налога (в случае, если муниципальное образование является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений и таким соглашением предусмотрена возможность возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, в пределах земельного налога, исчисленного организацией, реализующей проект, для уплаты в местный бюджет), ввозных таможенных пошлин:
Постановление Правительства РФ от 16.03.2024 N 313
"О соглашениях о реализации инвестиционных проектов, информация о которых включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета"
(вместе с "Правилами заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета")г) обязательство инвестора по достижению показателей эффективности от реализации инвестиционного проекта, а именно количества новых рабочих мест, созданных в рамках реализации инвестиционного проекта, суммы налогов и сборов, уплаченных в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) бюджет муниципального образования, на территории которых реализуется инвестиционный проект, суммы налогов и сборов, уплаченных в федеральный бюджет (за вычетом объема налога на добавленную стоимость, фактически возмещенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
"О соглашениях о реализации инвестиционных проектов, информация о которых включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета"
(вместе с "Правилами заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета")г) обязательство инвестора по достижению показателей эффективности от реализации инвестиционного проекта, а именно количества новых рабочих мест, созданных в рамках реализации инвестиционного проекта, суммы налогов и сборов, уплаченных в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) бюджет муниципального образования, на территории которых реализуется инвестиционный проект, суммы налогов и сборов, уплаченных в федеральный бюджет (за вычетом объема налога на добавленную стоимость, фактически возмещенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за апрель - май 2022 года
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)Если повторное принятие НДС к вычету вызвано действиями налогового органа, признанными впоследствии неправомерными, то при отказе в предоставлении такого вычета недопустимо начисление пеней и штрафа.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)Если повторное принятие НДС к вычету вызвано действиями налогового органа, признанными впоследствии неправомерными, то при отказе в предоставлении такого вычета недопустимо начисление пеней и штрафа.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Если товары (работы, услуги) приобретены за счет бюджетных средств в рамках реализации инвестиционного проекта, то при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит (Постановление АС СКО от 11.10.2023 N Ф08-9927/2023 по делу N А25-2671/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Если товары (работы, услуги) приобретены за счет бюджетных средств в рамках реализации инвестиционного проекта, то при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит (Постановление АС СКО от 11.10.2023 N Ф08-9927/2023 по делу N А25-2671/2022).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 5. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил вычеты по НДС, т.к. товары (работы, услуги) фактически приобретены за счет бюджетных субсидий (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 5. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил вычеты по НДС, т.к. товары (работы, услуги) фактически приобретены за счет бюджетных субсидий (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Вопрос: О вычете НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных на условиях возвратности.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-07-15/96417)Вопрос: О вычете НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных на условиях возвратности.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-07-15/96417)Вопрос: О вычете НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных на условиях возвратности.
Готовое решение: Особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений
(КонсультантПлюс, 2025)В состав вычета можно включить затраты, по которым предусмотрена господдержка, в размере, не превышающем их предельных объемов. В частности, можно включить не более 50% затрат (без учета НДС и ввозных пошлин) на создание объекта обеспечивающей инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроекта (п. 1 ст. 25.18 НК РФ, ч. 8.2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В состав вычета можно включить затраты, по которым предусмотрена господдержка, в размере, не превышающем их предельных объемов. В частности, можно включить не более 50% затрат (без учета НДС и ввозных пошлин) на создание объекта обеспечивающей инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроекта (п. 1 ст. 25.18 НК РФ, ч. 8.2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ).
Статья: Правовое регулирование отношений в сфере организации финансов свободных (особых) экономических зон дружественных стран в условиях цифровизации (на примере Китая, Ирана, Турции, Египта, Марокко, ОАЭ)
(Безикова Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Для резидентов СЭЗ в Египте <12> предусмотрено снижение налоговых ставок по корпоративному налогу (22,5%), по НДФЛ (в размере 10%). К заработной плате, окладам и подаркам (бонусам) применяется единая налоговая ставка в размере 5%. Операции по ввозу импортных товаров освобождаются от НДС; получение прибыли в результате реорганизации (в форме слияния и разделения) организации налогом, пошлиной и сборами не облагается. Резиденты, реализующие инвестиционные проекты, имеют право на получение вычета из чистой налогооблагаемой прибыли в размере 50% от общих вложений в проект. В качестве дополнительной гарантии стоит отметить то, что компании, работающие в СЭЗ, не могут быть национализированы, а их средства не могут быть арестованы, заморожены или конфискованы. Более того, резиденты имеют право свободно устанавливать цены на товары, работы или оказываемые услуги.
(Безикова Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Для резидентов СЭЗ в Египте <12> предусмотрено снижение налоговых ставок по корпоративному налогу (22,5%), по НДФЛ (в размере 10%). К заработной плате, окладам и подаркам (бонусам) применяется единая налоговая ставка в размере 5%. Операции по ввозу импортных товаров освобождаются от НДС; получение прибыли в результате реорганизации (в форме слияния и разделения) организации налогом, пошлиной и сборами не облагается. Резиденты, реализующие инвестиционные проекты, имеют право на получение вычета из чистой налогооблагаемой прибыли в размере 50% от общих вложений в проект. В качестве дополнительной гарантии стоит отметить то, что компании, работающие в СЭЗ, не могут быть национализированы, а их средства не могут быть арестованы, заморожены или конфискованы. Более того, резиденты имеют право свободно устанавливать цены на товары, работы или оказываемые услуги.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)(-) 1. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил вычеты по НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для передачи в уставный капитал вновь создаваемого АО (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)(-) 1. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил вычеты по НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для передачи в уставный капитал вновь создаваемого АО (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Готовое решение: Как отражать в бухгалтерском учете операции по выданным займам
(КонсультантПлюс, 2025)Принят к вычету "входной" НДС (при наличии права на вычет)
(КонсультантПлюс, 2025)Принят к вычету "входной" НДС (при наличии права на вычет)
Статья: Внесенные в уставный капитал бюджетные средства свой статус не теряют
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 24)Корпорация внесла полученные из бюджета средства в качестве взноса в уставный капитал компании. Полученные средства компания направила на текущую деятельность, в том числе на реализацию инвестиционного проекта, включающего в себя строительство и оборудование складского комплекса, приобретение транспортных средств, прокладку железнодорожных путей.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 24)Корпорация внесла полученные из бюджета средства в качестве взноса в уставный капитал компании. Полученные средства компания направила на текущую деятельность, в том числе на реализацию инвестиционного проекта, включающего в себя строительство и оборудование складского комплекса, приобретение транспортных средств, прокладку железнодорожных путей.
Вопрос: О применении вычетов по НДС при капитальном строительстве с привлечением подрядных организаций объектов недвижимости, предназначенных для использования в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС.
(Письмо Минфина России от 19.01.2023 N 03-07-11/3802)В случае возможности использования иных, кроме стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), показателей определения пропорции принятия к вычету НДС возможно ли указать допустимый порядок расчета такого соотношения: по каждому МКД отдельно, по всем МКД, включенным в одну проектную документацию (один этап), или по всему инвестиционному проекту по строительству всех МКД независимо от этапов?
(Письмо Минфина России от 19.01.2023 N 03-07-11/3802)В случае возможности использования иных, кроме стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), показателей определения пропорции принятия к вычету НДС возможно ли указать допустимый порядок расчета такого соотношения: по каждому МКД отдельно, по всем МКД, включенным в одну проектную документацию (один этап), или по всему инвестиционному проекту по строительству всех МКД независимо от этапов?