ВыБорочные рубки
Подборка наиболее важных документов по запросу ВыБорочные рубки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение договора аренды (права аренды)
(КонсультантПлюс, 2025)Суды... при отказе в удовлетворении иска Прокурора [о признании договора аренды... недействительным в части лесных участков на ООПТ и применении последствий ничтожной сделки путем признания отсутствующим права аренды на эти участки - ред.] руководствовались статьями 10, 12, 25, 29 и 111 Лесного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что лесохозяйственным регламентом не запрещены выборочные рубки на... особо охраняемых природных территориях кварталов... спорного участка. Из материалов дела также не следует, что рубки на части данных [участков - ред.], отнесенных к категории защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, приведут либо могут привести к нарушению функций лесов.
(КонсультантПлюс, 2025)Суды... при отказе в удовлетворении иска Прокурора [о признании договора аренды... недействительным в части лесных участков на ООПТ и применении последствий ничтожной сделки путем признания отсутствующим права аренды на эти участки - ред.] руководствовались статьями 10, 12, 25, 29 и 111 Лесного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что лесохозяйственным регламентом не запрещены выборочные рубки на... особо охраняемых природных территориях кварталов... спорного участка. Из материалов дела также не следует, что рубки на части данных [участков - ред.], отнесенных к категории защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, приведут либо могут привести к нарушению функций лесов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ЛК РФСогласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ в этой же редакции, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 названной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Разъяснение определения понятий "выборочная санитарная рубка" и "сплошная санитарная рубка".
("Официальный сайт Рослесхоза", 2021)"Официальный сайт Рослесхоза rosleshoz.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Рослесхоза", 2021)"Официальный сайт Рослесхоза rosleshoz.gov.ru", 2021
Статья: Порядок проведения санитарных рубок лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок проведения выборочных санитарных рубок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок проведения выборочных санитарных рубок
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 23.5. Выборочные рубки и сплошные рубки лесных насаждений
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 23.5. Выборочные рубки и сплошные рубки лесных насаждений
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)На особо защитных участках лесов в соответствии со ст. 119 ЛК РФ устанавливается запрет на осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, ограничиваются сплошные и выборочные рубки, ведение сельского хозяйства (за исключением сенокошения, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)), строительство и эксплуатация объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов и ГТС) и др.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)На особо защитных участках лесов в соответствии со ст. 119 ЛК РФ устанавливается запрет на осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, ограничиваются сплошные и выборочные рубки, ведение сельского хозяйства (за исключением сенокошения, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)), строительство и эксплуатация объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов и ГТС) и др.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным является вопрос о размере земельного пространства, необходимого для эксплуатации линейных объектов. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ под таким пространством понимается площадь, охватываемая охранными зонами объекта. Анализ судебной практики показывает, что правообладатели линейных объектов не согласны с таким подходом и под размером участка, требуемого для линейного объекта, понимают (применительно к объектам электросетевого хозяйства) площадь под опорами ЛЭП. Так, как следовало из материалов дела (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2018 г. N Ф08-10449/17 по делу N А20-564/2017), собственник линии электропередачи, осуществивший возведение данного объекта на арендуемых лесных земельных участках, по окончании строительства предъявил требование к арендодателю о расторжении договора, а впоследствии в связи с его отказом обратился в суд. Иск мотивирован тем, что отпала необходимость в земельных участках, которые требовались для строительства объекта. Кроме того, с момента ввода объекта в эксплуатацию в отношении его устанавливаются охранные зоны, в состав которых частично входят арендуемые участки. При этом в силу ст. 45 ЛК РФ и п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление N 160) в пределах охранных зон использование земельных участков для обеспечения безопасности линейных объектов и создания условий для их функционирования осуществляется без их предоставления, в том числе для выборочных рубок, расчистки просек и т.д. Суд отказал в удовлетворении требования, сославшись на то, что не представлено доказательства существенного нарушения договора, что является основанием для его расторжения. По мнению суда, истец выбрал ненадлежащий способ защиты. В то же время в судебном акте подчеркивается, что цель, для которой заключался договор аренды лесных земельных участков, по окончании строительства линейного объекта является достигнутой, в связи с чем собственник объекта вправе обратиться к арендодателю с заявлением о внесении изменений в договор аренды с обоснованием площади, необходимой для эксплуатации объекта, и с учетом положений ст. 45 ЛК РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным является вопрос о размере земельного пространства, необходимого для эксплуатации линейных объектов. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ под таким пространством понимается площадь, охватываемая охранными зонами объекта. Анализ судебной практики показывает, что правообладатели линейных объектов не согласны с таким подходом и под размером участка, требуемого для линейного объекта, понимают (применительно к объектам электросетевого хозяйства) площадь под опорами ЛЭП. Так, как следовало из материалов дела (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2018 г. N Ф08-10449/17 по делу N А20-564/2017), собственник линии электропередачи, осуществивший возведение данного объекта на арендуемых лесных земельных участках, по окончании строительства предъявил требование к арендодателю о расторжении договора, а впоследствии в связи с его отказом обратился в суд. Иск мотивирован тем, что отпала необходимость в земельных участках, которые требовались для строительства объекта. Кроме того, с момента ввода объекта в эксплуатацию в отношении его устанавливаются охранные зоны, в состав которых частично входят арендуемые участки. При этом в силу ст. 45 ЛК РФ и п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление N 160) в пределах охранных зон использование земельных участков для обеспечения безопасности линейных объектов и создания условий для их функционирования осуществляется без их предоставления, в том числе для выборочных рубок, расчистки просек и т.д. Суд отказал в удовлетворении требования, сославшись на то, что не представлено доказательства существенного нарушения договора, что является основанием для его расторжения. По мнению суда, истец выбрал ненадлежащий способ защиты. В то же время в судебном акте подчеркивается, что цель, для которой заключался договор аренды лесных земельных участков, по окончании строительства линейного объекта является достигнутой, в связи с чем собственник объекта вправе обратиться к арендодателю с заявлением о внесении изменений в договор аренды с обоснованием площади, необходимой для эксплуатации объекта, и с учетом положений ст. 45 ЛК РФ.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Повреждениями до степени прекращения роста лесных насаждений признаются такие, которые необратимо исключают способность насаждений к продолжению естественного роста (ошмыг, обдир коры, слом ствола дерева). Указанная правовая позиция сформулирована Пленумом Верховного Суда РФ в п. 17 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21 и, как видно, не в полном объеме согласована с ч. 1 ст. 16 Лесного кодекса РФ. Необходимо отметить, что повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений может проявляться двояко: как действие, сопутствующее рубке (например, при выборочной рубке, когда виновный облегчает доступ к дереву, которое он намеревается срубить, повреждая соседние), и как действие, совершаемое при сокрытии срубленных стволов деревьев или заготовленной древесины (например, когда осуществляется вывоз срубленных стволов через лесной массив с помощью трактора, волокуши или иного приспособления или транспорта).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Повреждениями до степени прекращения роста лесных насаждений признаются такие, которые необратимо исключают способность насаждений к продолжению естественного роста (ошмыг, обдир коры, слом ствола дерева). Указанная правовая позиция сформулирована Пленумом Верховного Суда РФ в п. 17 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21 и, как видно, не в полном объеме согласована с ч. 1 ст. 16 Лесного кодекса РФ. Необходимо отметить, что повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений может проявляться двояко: как действие, сопутствующее рубке (например, при выборочной рубке, когда виновный облегчает доступ к дереву, которое он намеревается срубить, повреждая соседние), и как действие, совершаемое при сокрытии срубленных стволов деревьев или заготовленной древесины (например, когда осуществляется вывоз срубленных стволов через лесной массив с помощью трактора, волокуши или иного приспособления или транспорта).
Ситуация: Как осуществляется заготовка гражданами древесины для собственных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В договоре указываются, в частности, местоположение лесных насаждений, условия заготовки (в том числе форма рубки - сплошная или выборочная), срок действия договора (не более года), а также размер и условия внесения платы (Приказ Минприроды России от 27.07.2020 N 488).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В договоре указываются, в частности, местоположение лесных насаждений, условия заготовки (в том числе форма рубки - сплошная или выборочная), срок действия договора (не более года), а также размер и условия внесения платы (Приказ Минприроды России от 27.07.2020 N 488).
Статья: Экологический туризм как вид экологического предпринимательства: новое в регулировании особо охраняемых природных территорий
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Так, к числу задач государственных природных заповедников добавили организацию и осуществление туризма (подп. "ж" ст. 7 новой редакции Закона об ООПТ) и перестали выделять лишь один вид допустимого туризма - познавательный, как это было в прежней редакции Закона об ООПТ (абз. 2 п. 5 ст. 9). Стало возможным строительство объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений в целях, связанных с выполнением задач государственного природного заповедника (абз. 3 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ), следовательно в том числе задачи по организации и осуществлению туризма. Представляется, что данная норма направлена на повышение инвестиционной привлекательности государственных природных заповедников, позволяющее реализовать строительство объектов туристической инфраструктуры на их территории. В целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, абз. 4 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ теперь допускает возможность проведения выборочных рубок лесных насаждений, что является тенденцией к ослаблению режима особой охраны ООПТ. Кроме того, к числу изменений, снижающих уровень правовой охраны ООПТ, следует отнести исключение из числа допустимых мероприятий и видов деятельности на территории государственного природного заповедника восстановление и предотвращение изменений природных комплексов их компонентов в результате антропогенного воздействия (подп. "а" п. 2 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ).
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Так, к числу задач государственных природных заповедников добавили организацию и осуществление туризма (подп. "ж" ст. 7 новой редакции Закона об ООПТ) и перестали выделять лишь один вид допустимого туризма - познавательный, как это было в прежней редакции Закона об ООПТ (абз. 2 п. 5 ст. 9). Стало возможным строительство объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений в целях, связанных с выполнением задач государственного природного заповедника (абз. 3 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ), следовательно в том числе задачи по организации и осуществлению туризма. Представляется, что данная норма направлена на повышение инвестиционной привлекательности государственных природных заповедников, позволяющее реализовать строительство объектов туристической инфраструктуры на их территории. В целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, абз. 4 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ теперь допускает возможность проведения выборочных рубок лесных насаждений, что является тенденцией к ослаблению режима особой охраны ООПТ. Кроме того, к числу изменений, снижающих уровень правовой охраны ООПТ, следует отнести исключение из числа допустимых мероприятий и видов деятельности на территории государственного природного заповедника восстановление и предотвращение изменений природных комплексов их компонентов в результате антропогенного воздействия (подп. "а" п. 2 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ).
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Республика Коми по праву является лесным субъектом Российской Федерации, поскольку по состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь земель ее лесного фонда составила 36 273,0 тыс. га, или 87,0% территории республики. Средняя лесистость - 79,0%. Ежегодная расчетная лесосека по всем видам рубок - 32,4 млн м3. За 2022 г. фактическая заготовка древесины по Республике Коми составила 9 146,4 тыс. м3, сплошные рубки проведены на площади 53 886,7 га, при этом заготовлено 8 978,6 тыс. м3 древесины; выборочные рубки - 15 349,4 га (167,8 тыс. м3), в том числе рубки ухода за лесом - на площади 12 291,7 га, заготовлено 80,5 тыс. м3. Отвод лесосек под рубки проведен на площади 64,9 тыс. га <1>.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Республика Коми по праву является лесным субъектом Российской Федерации, поскольку по состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь земель ее лесного фонда составила 36 273,0 тыс. га, или 87,0% территории республики. Средняя лесистость - 79,0%. Ежегодная расчетная лесосека по всем видам рубок - 32,4 млн м3. За 2022 г. фактическая заготовка древесины по Республике Коми составила 9 146,4 тыс. м3, сплошные рубки проведены на площади 53 886,7 га, при этом заготовлено 8 978,6 тыс. м3 древесины; выборочные рубки - 15 349,4 га (167,8 тыс. м3), в том числе рубки ухода за лесом - на площади 12 291,7 га, заготовлено 80,5 тыс. м3. Отвод лесосек под рубки проведен на площади 64,9 тыс. га <1>.