ВыБор врача
Подборка наиболее важных документов по запросу ВыБор врача (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 21 "Выбор врача и медицинской организации" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"СТАТЬЯ 21 "ВЫБОР ВРАЧА И МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Выбор врача и медицинской организации" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"СТАТЬЯ 21 "ВЫБОР ВРАЧА И МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н
"Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2012 N 24412)Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2012 г. N 24412
"Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2012 N 24412)Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2012 г. N 24412
Статья: Право на психическое здоровье в условиях международного вооруженного конфликта: содержание, ограничения, особенности реализации
(Белоусова М.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Во-первых, не вызывает сомнений, что в ситуации вооруженного конфликта социальным детерминантам психического здоровья причиняется настолько серьезный ущерб, что право на психическое здоровье в основном может быть реализовано только путем получения жизненно необходимой медицинской (психиатрической) помощи. Вопросы доступности такой помощи приобретают особую остроту, поскольку обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений в зоне вооруженного конфликта не представляется возможным, а гуманитарным организациям может быть отказано в разрешении на выполнение их деятельности стороной, контролирующей территорию <31>. И.В. Холиков видит путь решения данной проблемы в возложении обязанности по организации и оказанию медицинской помощи жертвам вооруженных конфликтов на "органы управления, силы и средства военно-медицинской службы, входящей в состав уполномоченной военной (национальной или международной) структуры, под ответственным контролем и покровительством которой находится территория конфликта и ее население" <32>. Обоснованность данного предложения доказывается практическим опытом <33>. Вместе с тем следует учитывать, что возможность получения медицинской помощи только от военно-врачебного персонала автоматически ограничивает право пациента на выбор врача и медицинской организации.
(Белоусова М.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Во-первых, не вызывает сомнений, что в ситуации вооруженного конфликта социальным детерминантам психического здоровья причиняется настолько серьезный ущерб, что право на психическое здоровье в основном может быть реализовано только путем получения жизненно необходимой медицинской (психиатрической) помощи. Вопросы доступности такой помощи приобретают особую остроту, поскольку обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений в зоне вооруженного конфликта не представляется возможным, а гуманитарным организациям может быть отказано в разрешении на выполнение их деятельности стороной, контролирующей территорию <31>. И.В. Холиков видит путь решения данной проблемы в возложении обязанности по организации и оказанию медицинской помощи жертвам вооруженных конфликтов на "органы управления, силы и средства военно-медицинской службы, входящей в состав уполномоченной военной (национальной или международной) структуры, под ответственным контролем и покровительством которой находится территория конфликта и ее население" <32>. Обоснованность данного предложения доказывается практическим опытом <33>. Вместе с тем следует учитывать, что возможность получения медицинской помощи только от военно-врачебного персонала автоматически ограничивает право пациента на выбор врача и медицинской организации.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- расширения возможностей проведения консультаций пациента с применением телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи в плановой форме при обращении по поводу заболевания (состояния), диагноз которого был установлен пациенту на очном приеме лечащим врачом, и продолжении лечения по выбору пациента другим врачом той же медицинской организации, а также для установления возможности назначения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента по результатам консультации с применением телемедицинских технологий;
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- расширения возможностей проведения консультаций пациента с применением телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи в плановой форме при обращении по поводу заболевания (состояния), диагноз которого был установлен пациенту на очном приеме лечащим врачом, и продолжении лечения по выбору пациента другим врачом той же медицинской организации, а также для установления возможности назначения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента по результатам консультации с применением телемедицинских технологий;
Ситуация: Как дается информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин дает информированное добровольное согласие после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи (ч. 6 ст. 20 Закона N 323-ФЗ; п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 12.11.2021 N 1051н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин дает информированное добровольное согласие после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи (ч. 6 ст. 20 Закона N 323-ФЗ; п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 12.11.2021 N 1051н).
Статья: Порядок оказания социальной и медицинской помощи лицам без определенного места жительства
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 21 Закона об охране здоровья закреплено право гражданина на выбор врача и медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. С учетом позиции, сформулированной в Письме Минтруда России N 26-6/ООГ-3592, указанные правовые гарантии распространяются в том числе на лиц БОМЖ.
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 21 Закона об охране здоровья закреплено право гражданина на выбор врача и медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. С учетом позиции, сформулированной в Письме Минтруда России N 26-6/ООГ-3592, указанные правовые гарантии распространяются в том числе на лиц БОМЖ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в соответствии со ст. 19 ФЗ "Об основах здоровья граждан" любой пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; допуск к нему священнослужителя и др.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в соответствии со ст. 19 ФЗ "Об основах здоровья граждан" любой пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; допуск к нему священнослужителя и др.
Статья: О дискуссионных аспектах правопонимания в свете проблем реализации права на охрану здоровья
(Васильев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Оспариваемые нормы Правил - тот случай, когда возможности выбора пациентом все же ограничиваются. Например, при выборе врача не доступен поведенческий трек "вначале врач УЗИ, и лишь потом лечащий врач", хотя пациент может сомневаться в компетентности и желать получить более качественный результат диагностирования в более разумные сроки. Или при выборе медицинского учреждения не доступен вариант выбора более удобной для пациента траектории получения медицинской помощи, когда территориально медицинских учреждений несколько, места оказания услуг УЗИ и лечащих врачей расположены по-разному, имеют различную материально-техническую оснащенность, расстояния между соответствующими локациями значительны, транспортная логистика неидеальна.
(Васильев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Оспариваемые нормы Правил - тот случай, когда возможности выбора пациентом все же ограничиваются. Например, при выборе врача не доступен поведенческий трек "вначале врач УЗИ, и лишь потом лечащий врач", хотя пациент может сомневаться в компетентности и желать получить более качественный результат диагностирования в более разумные сроки. Или при выборе медицинского учреждения не доступен вариант выбора более удобной для пациента траектории получения медицинской помощи, когда территориально медицинских учреждений несколько, места оказания услуг УЗИ и лечащих врачей расположены по-разному, имеют различную материально-техническую оснащенность, расстояния между соответствующими локациями значительны, транспортная логистика неидеальна.
Статья: Передовые технологии в медицине: вызовы юридической науке
(Рузанова В.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Исследование зарубежного опыта внедрения информационных технологий и вовлечение подобного рода систем для решения задач здравоохранения показывает их различия по содержательному наполнению и механизмам эксплуатации. Например, в Швеции на основании государственного контракта создан объединяющий различные медицинские направления сайт, распространяющий действие как на государственные, так и на частные учреждения. При этом портал используется не только в информационных целях. Он интерактивен и призван обслуживать пользователей посредством ответов на вопросы, снабжен возможностью фиксации напоминаний о необходимости приема лекарств и пр. В Новой Зеландии электронно обозначен спектр доступных медицинских услуг и перечень специалистов, позволяющий осуществить выбор врача и самостоятельно записаться на прием. Австрийский вариант в основном сосредоточен на электронном документообороте, ведении карт и выдаче рецептов. Датская национальная медицинская платформа и сервисный центр интегрируют множество разветвленных источников (посредством которых отражают данные о пациентах), позволяющих эффективно осуществлять мониторинг их состояния. Ценным здесь также является и отдельный информационный блок, посвященный здоровому образу жизни [21]. Доктрина определяет информационные системы как программное обеспечение, предназначенное для автоматизации деятельности стационарных, поликлинических, вспомогательных (лабораторные, диагностические и т.п.) и иных подразделений медицинской организации, в том числе позволяющее вести персонифицированный учет оказанных медицинских услуг пациенту на основе единой электронной медицинской карты [1, с. 155 - 157]. В рамках содержания каждой из систем можно выделить открытую и закрытую информацию, имеющую ограниченный режим доступа и заранее определенный круг пользователей. В связи с этим особое значение приобретает обеспечение безопасности данных, составляющих врачебную тайну.
(Рузанова В.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Исследование зарубежного опыта внедрения информационных технологий и вовлечение подобного рода систем для решения задач здравоохранения показывает их различия по содержательному наполнению и механизмам эксплуатации. Например, в Швеции на основании государственного контракта создан объединяющий различные медицинские направления сайт, распространяющий действие как на государственные, так и на частные учреждения. При этом портал используется не только в информационных целях. Он интерактивен и призван обслуживать пользователей посредством ответов на вопросы, снабжен возможностью фиксации напоминаний о необходимости приема лекарств и пр. В Новой Зеландии электронно обозначен спектр доступных медицинских услуг и перечень специалистов, позволяющий осуществить выбор врача и самостоятельно записаться на прием. Австрийский вариант в основном сосредоточен на электронном документообороте, ведении карт и выдаче рецептов. Датская национальная медицинская платформа и сервисный центр интегрируют множество разветвленных источников (посредством которых отражают данные о пациентах), позволяющих эффективно осуществлять мониторинг их состояния. Ценным здесь также является и отдельный информационный блок, посвященный здоровому образу жизни [21]. Доктрина определяет информационные системы как программное обеспечение, предназначенное для автоматизации деятельности стационарных, поликлинических, вспомогательных (лабораторные, диагностические и т.п.) и иных подразделений медицинской организации, в том числе позволяющее вести персонифицированный учет оказанных медицинских услуг пациенту на основе единой электронной медицинской карты [1, с. 155 - 157]. В рамках содержания каждой из систем можно выделить открытую и закрытую информацию, имеющую ограниченный режим доступа и заранее определенный круг пользователей. В связи с этим особое значение приобретает обеспечение безопасности данных, составляющих врачебную тайну.
Статья: Правовые и лингвистические риски при оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Кроме того, согласно Перечню определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи <2>, информирование пациента обязательно при таких видах медицинского вмешательства, как опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза; осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование; антропометрические исследования, термометрия, тонометрия и т.д.
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Кроме того, согласно Перечню определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи <2>, информирование пациента обязательно при таких видах медицинского вмешательства, как опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза; осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование; антропометрические исследования, термометрия, тонометрия и т.д.