Ввоз животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Ввоз животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация импортировала живых животных (баранов) из страны, не входящей в ЕАЭС, затем произвела их забой и продает уже на территории РФ российской организации. Нужно ли в счете-фактуре указывать регистрационный номер декларации на товары?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация импортировала живых животных (баранов) из страны, не входящей в ЕАЭС, затем произвела их забой и продает уже на территории РФ российской организации. Нужно ли в счете-фактуре указывать регистрационный номер декларации на товары?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация импортировала живых животных (баранов) из страны, не входящей в ЕАЭС, затем произвела их забой и продает уже на территории РФ российской организации. Нужно ли в счете-фактуре указывать регистрационный номер декларации на товары?
Вопрос: О ставке НДС 10% при ввозе в РФ продуктов для кормления животных.
(Письмо Минфина России от 01.11.2024 N 03-07-11/107597)Вопрос: О ставке НДС 10% при ввозе в РФ продуктов для кормления животных.
(Письмо Минфина России от 01.11.2024 N 03-07-11/107597)Вопрос: О ставке НДС 10% при ввозе в РФ продуктов для кормления животных.
Нормативные акты
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень пунктов пропуска через госграницу РФ, предназначенных для ввоза животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень пунктов пропуска через госграницу РФ, предназначенных для ввоза животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"Статья 23. Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"Статья 23. Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нарушение ветеринарных правил может быть совершено в форме действия или бездействия. Действие имеет место, когда виновный совершает запрещенные законом операции по производству, ввозу и использованию кормов, ввозу или перевозке больных животных, нарушает правила содержания животных.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нарушение ветеринарных правил может быть совершено в форме действия или бездействия. Действие имеет место, когда виновный совершает запрещенные законом операции по производству, ввозу и использованию кормов, ввозу или перевозке больных животных, нарушает правила содержания животных.
Статья: НДС-2023: держим руку на пульсе
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)- освобождение от НДС реализации и ввоза племенных животных (при соблюдении определенных условий).
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)- освобождение от НДС реализации и ввоза племенных животных (при соблюдении определенных условий).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Конкретный вид залога на основании залога появлялся только как подтверждение ранее сложившегося обычая <1> (например, в Риме было принято, что залогом обременялись плоды от использования объекта аренды). Но формирование того или иного правила часто зависело от конкретной сферы экономических отношений (например, залог внесенного при найме жилого помещения вошел в обычай римского права (до императорского периода только внесенного, но не мебели, которую нужно было не вносить, а ввозить <2>, рабов и животных), а при аренде других объектов недвижимости - нет; также не сложилось обычая залога товаров при аренде корабля, залога товаров при аренде лавки) <3>. Обычай должен сложиться на протяжении долгого периода времени (в лучшем случае нескольких столетий), чтобы воля собственника на обременение вещи залогом могла быть презюмирована <4>. Появилась ли норма закона или нет для этого конкретного случая, не имеет значения, поскольку основание такого залога не в законе, а в обычае <5>; т.е. ситуации залога на основании закона - это случайный набор сложившихся в исторической ретроспективе случаев, искать какую-то логику законодательного решения не имеет смысла, поскольку законодатель подтверждает только то, что сложилось без его участия.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Конкретный вид залога на основании залога появлялся только как подтверждение ранее сложившегося обычая <1> (например, в Риме было принято, что залогом обременялись плоды от использования объекта аренды). Но формирование того или иного правила часто зависело от конкретной сферы экономических отношений (например, залог внесенного при найме жилого помещения вошел в обычай римского права (до императорского периода только внесенного, но не мебели, которую нужно было не вносить, а ввозить <2>, рабов и животных), а при аренде других объектов недвижимости - нет; также не сложилось обычая залога товаров при аренде корабля, залога товаров при аренде лавки) <3>. Обычай должен сложиться на протяжении долгого периода времени (в лучшем случае нескольких столетий), чтобы воля собственника на обременение вещи залогом могла быть презюмирована <4>. Появилась ли норма закона или нет для этого конкретного случая, не имеет значения, поскольку основание такого залога не в законе, а в обычае <5>; т.е. ситуации залога на основании закона - это случайный набор сложившихся в исторической ретроспективе случаев, искать какую-то логику законодательного решения не имеет смысла, поскольку законодатель подтверждает только то, что сложилось без его участия.
Ситуация: Что нужно учесть при вывозе домашних животных за рубеж?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При вывозе домашних животных за рубеж требуется сделать им все необходимые прививки и собрать соответствующие документы, а также получить предварительное согласие перевозчика, если это требуется. Кроме того, следует заранее выяснить специальные правила ввоза животных в конкретную страну.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При вывозе домашних животных за рубеж требуется сделать им все необходимые прививки и собрать соответствующие документы, а также получить предварительное согласие перевозчика, если это требуется. Кроме того, следует заранее выяснить специальные правила ввоза животных в конкретную страну.
Статья: О некоторых реализуемых в Российской Федерации мерах по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, в рамках международной экологической повестки
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Наша страна является участницей ряда важнейших международных актов, направленных на предотвращение преступного воздействия на окружающую среду. Так, с 8 декабря 1976 г. СССР, а затем и Российская Федерация реализуют на своей территории положения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения <7> (далее - Конвенция СИТЕС), в связи с чем соответствующие положения закреплены в национальном законодательстве. Например, определены и функционируют административные и научные органы, обеспечивающие выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции СИТЕС. Кроме того, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии "О мерах нетарифного регулирования" <8> утвержден ряд положений, регулирующих порядок ввоза и вывоза животных, растений и других объектов, оборот которых может быть связан с теневым рынком и оказывать негативное воздействие на окружающую среду и отдельные ее компоненты.
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Наша страна является участницей ряда важнейших международных актов, направленных на предотвращение преступного воздействия на окружающую среду. Так, с 8 декабря 1976 г. СССР, а затем и Российская Федерация реализуют на своей территории положения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения <7> (далее - Конвенция СИТЕС), в связи с чем соответствующие положения закреплены в национальном законодательстве. Например, определены и функционируют административные и научные органы, обеспечивающие выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции СИТЕС. Кроме того, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии "О мерах нетарифного регулирования" <8> утвержден ряд положений, регулирующих порядок ввоза и вывоза животных, растений и других объектов, оборот которых может быть связан с теневым рынком и оказывать негативное воздействие на окружающую среду и отдельные ее компоненты.
Статья: Проблемы борьбы с незаконной торговлей дикими животными и растениями, находящимися под угрозой уничтожения
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Вызывает сомнения правильность некоторых решений судов по спорам, предмет которых - объекты СИТЕС. Так, предприниматель К. была привлечена Шереметьевской таможней к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ <18>. Она ввезла из Украины в Россию 7 обезьян - объектов СИТЕС, страна происхождения которых - Конго. Представлен сертификат СИТЕС от 11 июня 2019 г. N 19UA005133, выданный в Украине. Таможней направлен запрос и получен ответ Оперативно-розыскного отдела Генеральной ассамблеи по вопросам СИТЕС и Управления по вопросам СИТЕС Демократической Республики Конго, что сертификат СИТЕС, якобы выданный этой Республикой для ввоза животных в Украину, - недействительный. Таким образом, ввоз приматов в Украину, как и из Украины в Россию, незаконный, украинские документы недействительны. Суд не согласился с этим. Доводы суда следующие. Приказом Минсельхоза России от 7 ноября 2011 г. N 404 <19> утвержден Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных. Предпринимателем представлено в таможенный орган разрешение на ввоз животных Управлением Россельхознадзора, а также ветеринарный сертификат от 14 июля 2019 г. RU N ЭБ03739842. Указанное разрешение, по мнению суда, согласно п. 5 ст. VII Конвенции СИТЕС заменяет собой любые разрешения или сертификаты, требуемые по положениям Конвенции. Еще довод суда: официальные запросы о подтверждении выдачи сертификата СИТЕС Украины в материалах дела отсутствуют. Суд также исключил ответ из Конго из доказательств: документ на иностранном языке, без официального перевода; указал, что таможенным органом не представлено доказательств, что "ввозимые животные выловлены из дикой природы", а в акте административной проверки и в оспариваемом постановлении не указано, "какие запреты и ограничения могли быть не применены в связи с представлением недействительного документа с учетом требований части 3 ст. 16.2 КоАП РФ". Сомнения в обоснованности решения суда связаны со следующим: 1) Россельхознадзор не является Административным органом СИТЕС; 2) ввоз осуществлялся не в целях ветеринарного применения, поэтому вышеуказанный Регламент не имеет отношения к делу; 3) согласно п. 5 ст. VII Конвенции "В случае если Административный орган экспортирующего государства имеет удовлетворительные доказательства того, что какая-либо особь вида животных была рождена в неволе или какой-либо образец вида растений был разведен искусственно, то Административный орган выдает соответствующее удостоверение, которое будет служить вместо любых разрешений или сертификатов, требуемых по положениям статей III, IV и V". Однако государство экспорта - Конго - заявило, что экспорт обезьян в Украину был незаконным; никакие украинские документы не могут этого изменить, Украина - не экспортер, а реэкспортер; экспортер - Конго; 4) запросы в Украину не направлялись, поскольку украинская сторона не отвечает на запросы российской стороны; 5) суд сам мог принять меры к обеспечению перевода; 6) требование суда к таможенному органу доказать, что обезьяны выловлены в дикой природе, не основаны на законе; 7) таможенный орган не должен указывать на запреты и ограничения, которые "могли быть не применены" при представлении недействительного документа. Факт такого представления - нарушение конвенционных запретов и ограничений.
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Вызывает сомнения правильность некоторых решений судов по спорам, предмет которых - объекты СИТЕС. Так, предприниматель К. была привлечена Шереметьевской таможней к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ <18>. Она ввезла из Украины в Россию 7 обезьян - объектов СИТЕС, страна происхождения которых - Конго. Представлен сертификат СИТЕС от 11 июня 2019 г. N 19UA005133, выданный в Украине. Таможней направлен запрос и получен ответ Оперативно-розыскного отдела Генеральной ассамблеи по вопросам СИТЕС и Управления по вопросам СИТЕС Демократической Республики Конго, что сертификат СИТЕС, якобы выданный этой Республикой для ввоза животных в Украину, - недействительный. Таким образом, ввоз приматов в Украину, как и из Украины в Россию, незаконный, украинские документы недействительны. Суд не согласился с этим. Доводы суда следующие. Приказом Минсельхоза России от 7 ноября 2011 г. N 404 <19> утвержден Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных. Предпринимателем представлено в таможенный орган разрешение на ввоз животных Управлением Россельхознадзора, а также ветеринарный сертификат от 14 июля 2019 г. RU N ЭБ03739842. Указанное разрешение, по мнению суда, согласно п. 5 ст. VII Конвенции СИТЕС заменяет собой любые разрешения или сертификаты, требуемые по положениям Конвенции. Еще довод суда: официальные запросы о подтверждении выдачи сертификата СИТЕС Украины в материалах дела отсутствуют. Суд также исключил ответ из Конго из доказательств: документ на иностранном языке, без официального перевода; указал, что таможенным органом не представлено доказательств, что "ввозимые животные выловлены из дикой природы", а в акте административной проверки и в оспариваемом постановлении не указано, "какие запреты и ограничения могли быть не применены в связи с представлением недействительного документа с учетом требований части 3 ст. 16.2 КоАП РФ". Сомнения в обоснованности решения суда связаны со следующим: 1) Россельхознадзор не является Административным органом СИТЕС; 2) ввоз осуществлялся не в целях ветеринарного применения, поэтому вышеуказанный Регламент не имеет отношения к делу; 3) согласно п. 5 ст. VII Конвенции "В случае если Административный орган экспортирующего государства имеет удовлетворительные доказательства того, что какая-либо особь вида животных была рождена в неволе или какой-либо образец вида растений был разведен искусственно, то Административный орган выдает соответствующее удостоверение, которое будет служить вместо любых разрешений или сертификатов, требуемых по положениям статей III, IV и V". Однако государство экспорта - Конго - заявило, что экспорт обезьян в Украину был незаконным; никакие украинские документы не могут этого изменить, Украина - не экспортер, а реэкспортер; экспортер - Конго; 4) запросы в Украину не направлялись, поскольку украинская сторона не отвечает на запросы российской стороны; 5) суд сам мог принять меры к обеспечению перевода; 6) требование суда к таможенному органу доказать, что обезьяны выловлены в дикой природе, не основаны на законе; 7) таможенный орган не должен указывать на запреты и ограничения, которые "могли быть не применены" при представлении недействительного документа. Факт такого представления - нарушение конвенционных запретов и ограничений.
Статья: Разграничение предметов ведения и полномочий между центром, регионами и муниципалитетами в конституциях федеративных и децентрализованных государств
(Меркуленко А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Внешняя торговля, включая импорт и экспорт, относится к совместному ведению в Италии, Макао (в части торговых миссий за рубежом), Непале (в части финансовых грантов и помощи) и в России (в части координации внешнеэкономических связей субъектов РФ). При этом в Гонконге внешняя торговля является исключительным ведением этого региона, а в Аргентине провинции вправе самостоятельно осуществлять привлечение иностранного капитала. Шотландия самостоятельно регулирует импорт и экспорт животных, растений и их кормов, а также морскую рыбную ловлю. В Бельгии во внешней торговле федерация и регионы обладают параллельными полномочиями [12, с. 100], т.е. могут регулировать этот вопрос независимо друг от друга: регионы не связаны федеральными нормами при установлении своих правил.
(Меркуленко А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Внешняя торговля, включая импорт и экспорт, относится к совместному ведению в Италии, Макао (в части торговых миссий за рубежом), Непале (в части финансовых грантов и помощи) и в России (в части координации внешнеэкономических связей субъектов РФ). При этом в Гонконге внешняя торговля является исключительным ведением этого региона, а в Аргентине провинции вправе самостоятельно осуществлять привлечение иностранного капитала. Шотландия самостоятельно регулирует импорт и экспорт животных, растений и их кормов, а также морскую рыбную ловлю. В Бельгии во внешней торговле федерация и регионы обладают параллельными полномочиями [12, с. 100], т.е. могут регулировать этот вопрос независимо друг от друга: регионы не связаны федеральными нормами при установлении своих правил.