Ввоз БАД
Подборка наиболее важных документов по запросу Ввоз БАД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (глава 6 КоАП РФ): Уполномоченный орган хочет привлечь Организацию (ИП) к ответственности по ст. 6.33 КоАП РФ за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (прокуратура, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и др.) по итогам проверки предъявил в суд требование о привлечении к ответственности Организации (ИП), осуществляющей деятельность в сфере здравоохранения (медицинскую или предпринимательскую в сфере оборота лекарственных средств), выявил обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, оборот фальсифицированных биологически активных добавок (производство, продажу, ввоз на территорию РФ и т.п.).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (прокуратура, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и др.) по итогам проверки предъявил в суд требование о привлечении к ответственности Организации (ИП), осуществляющей деятельность в сфере здравоохранения (медицинскую или предпринимательскую в сфере оборота лекарственных средств), выявил обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, оборот фальсифицированных биологически активных добавок (производство, продажу, ввоз на территорию РФ и т.п.).
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за обращение контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД
(КонсультантПлюс, 2025)"...В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что административным органом не доказаны событие и состав вменяемого административного правонарушения. Диспозиция части 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указание на хранение контрафактных лекарственных средств, а предусматривает реализацию или ввоз контрафактных лекарственных препаратов, следовательно, выявленное нарушение не образует состав вменяемого Предпринимателю административного правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что административным органом не доказаны событие и состав вменяемого административного правонарушения. Диспозиция части 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указание на хранение контрафактных лекарственных средств, а предусматривает реализацию или ввоз контрафактных лекарственных препаратов, следовательно, выявленное нарушение не образует состав вменяемого Предпринимателю административного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли продавать биологически активные добавки дистанционным способом?
(Консультация эксперта, 2025)Ранее СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003, были установлены требования, обязательные для исполнения при разработке и производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории РФ (далее - при обороте БАД) (п. 1.2 СанПиН 2.3.2.1290-03).
(Консультация эксперта, 2025)Ранее СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003, были установлены требования, обязательные для исполнения при разработке и производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории РФ (далее - при обороте БАД) (п. 1.2 СанПиН 2.3.2.1290-03).
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730, от 20 сентября 2021 г. N 534 и от 11 октября 2022 г. N 725" установлен Перечень с/х продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу в РФ, в который, в частности, включены живые животные (свиньи), мясо (включая говядину, свинину и птицу) и мясные продукты (включая колбасы) свежие, охлажденные или замороженные; рыба, моллюски и морепродукты; молоко и молочные продукты (включая сыр и творог); овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды; фрукты и орехи. При этом установлено очень важное исключение социальной направленности. Так, говядина, птица, замороженные и сушеные овощи, которые используются для приготовления детского питания, а также некоторые другие товары (например, товары, предназначенные для производства лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок, при подтверждении целевого назначения ввозимого товара, осуществляемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке) впоследствии были исключены из списка продовольственных товаров, на которые распространяется эмбарго.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730, от 20 сентября 2021 г. N 534 и от 11 октября 2022 г. N 725" установлен Перечень с/х продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу в РФ, в который, в частности, включены живые животные (свиньи), мясо (включая говядину, свинину и птицу) и мясные продукты (включая колбасы) свежие, охлажденные или замороженные; рыба, моллюски и морепродукты; молоко и молочные продукты (включая сыр и творог); овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды; фрукты и орехи. При этом установлено очень важное исключение социальной направленности. Так, говядина, птица, замороженные и сушеные овощи, которые используются для приготовления детского питания, а также некоторые другие товары (например, товары, предназначенные для производства лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок, при подтверждении целевого назначения ввозимого товара, осуществляемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке) впоследствии были исключены из списка продовольственных товаров, на которые распространяется эмбарго.
Нормативные акты
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого допускается выпуск таможенными органами ввозимых (ввезенных) немаркированных отдельных биологически активных добавок к пище, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого допускается выпуск таможенными органами ввозимых (ввезенных) немаркированных отдельных биологически активных добавок к пище, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, совершенные в крупном размере, -
(ред. от 17.11.2025)1. Производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, совершенные в крупном размере, -
Вопрос: Организация планирует осуществлять реализацию биологически активных добавок (БАД) через комиссионера. Какие этапы движения маркированного товара надо показать в "Честном знаке"? Кто выводит маркированный товар из оборота при комиссионной торговле? Нужно ли регистрироваться в системе "Честный знак" комиссионеру?
(Консультация эксперта, 2023)Участники оборота БАД при наличии по состоянию на 01.10.2023 на территории РФ нереализованных остатков, произведенных на территории РФ или ввезенных на территорию РФ по 30.09.2023 (включительно), вправе осуществлять их реализацию без маркировки средствами идентификации до окончания их срока годности (пп. "а", "б", "г" п. 3 Постановления N 886). Таким образом, продавцы БАД передают сведения об обороте (продаже и приобретении) в информационную систему мониторинга "Честный знак" начиная с 01.05.2024, а сведения о выводе из оборота - с 01.03.2024. Особенности представления таких сведений, а также сроки представления иных сведений приведены в п. 28 Правил.
(Консультация эксперта, 2023)Участники оборота БАД при наличии по состоянию на 01.10.2023 на территории РФ нереализованных остатков, произведенных на территории РФ или ввезенных на территорию РФ по 30.09.2023 (включительно), вправе осуществлять их реализацию без маркировки средствами идентификации до окончания их срока годности (пп. "а", "б", "г" п. 3 Постановления N 886). Таким образом, продавцы БАД передают сведения об обороте (продаже и приобретении) в информационную систему мониторинга "Честный знак" начиная с 01.05.2024, а сведения о выводе из оборота - с 01.03.2024. Особенности представления таких сведений, а также сроки представления иных сведений приведены в п. 28 Правил.
Статья: Биологически активные добавки (БАД)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная услуга по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, оказывается в соответствии с Административным регламентом, утв. Приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 781).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная услуга по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, оказывается в соответствии с Административным регламентом, утв. Приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 781).
Статья: О борьбе с фальсифицированными медицинскими изделиями
(Куджаев В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В рамках изменений законодательства Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" предусмотрено, что порядок уничтожения изъятых фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Куджаев В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В рамках изменений законодательства Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" предусмотрено, что порядок уничтожения изъятых фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Нужно ли маркировать специализированные пищевые продукты диетического профилактического питания и специализированные пищевые продукты для питания спортсменов, ввезенные в РФ до 30.09.2023?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Пищевые продукты диетического профилактического и спортивного питания, в том числе если они относятся к БАД, которые были ввезены в РФ до 30.09.2023, можно реализовывать без маркировки средствами идентификации.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Пищевые продукты диетического профилактического и спортивного питания, в том числе если они относятся к БАД, которые были ввезены в РФ до 30.09.2023, можно реализовывать без маркировки средствами идентификации.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Деяние, предусмотренное ст. 238.1 УК РФ, состоит в альтернативных действиях с разными категориями предмета преступления, стоимость которого превышает 100 тыс. руб.: производство, сбыт или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий; сбыт или ввоз на территорию РФ недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий; незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий; производство, сбыт или ввоз на территорию РФ фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Деяние, предусмотренное ст. 238.1 УК РФ, состоит в альтернативных действиях с разными категориями предмета преступления, стоимость которого превышает 100 тыс. руб.: производство, сбыт или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий; сбыт или ввоз на территорию РФ недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий; незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий; производство, сбыт или ввоз на территорию РФ фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции.
Статья: К вопросу о противодействии незаконному обороту лекарственных средств в России
(Зарина А.М.)
("Современное право", 2024, N 7)1. Аснис А. Новеллы уголовного закона об ответственности за преступления, связанные с незаконным производством и обращением лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок / А. Аснис // Уголовное право. 2016. N 1. С. 4 - 14.
(Зарина А.М.)
("Современное право", 2024, N 7)1. Аснис А. Новеллы уголовного закона об ответственности за преступления, связанные с незаконным производством и обращением лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок / А. Аснис // Уголовное право. 2016. N 1. С. 4 - 14.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека. Например, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.01.2005 N 1 "О запрещении использования пищевых добавок" запрещен ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, изготовленных с использованием добавок Е 216 (пара-Оксибензойной кислоты пропиловый эфир) и Е 217 (пара-Оксибензойной кислоты пропиловый эфир, натриевая соль), а также с 1 марта 2005 г. использование указанных добавок при производстве пищевых продуктов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.05.2012 N 28 "О запрете производства и оборота БАД к пище, содержащих в составе растения, обладающие психотропным действием" были запрещены производство и оборот на территории Российской Федерации БАД к пище, содержащих в составе следующие растения:
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека. Например, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.01.2005 N 1 "О запрещении использования пищевых добавок" запрещен ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, изготовленных с использованием добавок Е 216 (пара-Оксибензойной кислоты пропиловый эфир) и Е 217 (пара-Оксибензойной кислоты пропиловый эфир, натриевая соль), а также с 1 марта 2005 г. использование указанных добавок при производстве пищевых продуктов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.05.2012 N 28 "О запрете производства и оборота БАД к пище, содержащих в составе растения, обладающие психотропным действием" были запрещены производство и оборот на территории Российской Федерации БАД к пище, содержащих в составе следующие растения:
Вопрос: Организация закупает товар (БАДы) у производителя, проводит их через систему "Честный знак", затем перепродает своему заказчику. Заказчик не зарегистрирован в системе "Честный знак". Также он утверждает, что при получении товара не должен направлять сведения в систему, так как он конечный пользователь. Верно ли это?
(Консультация эксперта, 2024)В пп. "б" п. 3 Постановления установлено, что участники оборота биологически активных добавок к пище представляют в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота биологически активных добавок к пище с 1 марта 2024 г., сведения об обороте биологически активных добавок к пище с 1 мая 2024 г.
(Консультация эксперта, 2024)В пп. "б" п. 3 Постановления установлено, что участники оборота биологически активных добавок к пище представляют в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота биологически активных добавок к пище с 1 марта 2024 г., сведения об обороте биологически активных добавок к пище с 1 мая 2024 г.
Вопрос: Организация ввозит из Китая в Россию кормовые и пищевые дрожжи (код по ТН ВЭД ЕАЭС 2102 20 190 0) с целью выпуска для внутреннего потребления. Какие разрешительные документы требуются для таможенного оформления?
(Консультация эксперта, 2024)- ТР ТС 029/2012 в части содержания в них пищевых добавок, биологически активных веществ из ароматизаторов, остаточных количеств технологических вспомогательных средств. Их соответствие ТР ТС 029/2012 обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований ТР ТС 021/2011. Пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства подлежат оценке соответствия согласно ТР ТС 021/2011 (п. 4 ч. 1 ст. 3, ч. 1, 3 ст. 10 ТР ТС 029/2012).
(Консультация эксперта, 2024)- ТР ТС 029/2012 в части содержания в них пищевых добавок, биологически активных веществ из ароматизаторов, остаточных количеств технологических вспомогательных средств. Их соответствие ТР ТС 029/2012 обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований ТР ТС 021/2011. Пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства подлежат оценке соответствия согласно ТР ТС 021/2011 (п. 4 ч. 1 ст. 3, ч. 1, 3 ст. 10 ТР ТС 029/2012).