Ввоз автомобиля из Киргизии
Подборка наиболее важных документов по запросу Ввоз автомобиля из Киргизии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.05.2025 по делу N 33а-6385/2025 (УИД 66RS0002-02-2024-002194-84)
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о возврате комплекта документов и отказе в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора; 2) Об обязании возвратить уплаченный утилизационный сбор.
Обстоятельства: Истец полагал, что оснований для вывода о недействительности договора купли-продажи транспортного средства не было, договор представлен в подлиннике с подписями обеих сторон, примененный таможенным органом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, введенный позднее даты ввоза, не распространяется на отношения сторон, истец вынужден был уплатить утилизационный сбор в большем размере, чем требовалось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы административного истца Г. о том, что договор купли-продажи автомобиля от 27 октября 2023 года заключен в городе Бишкек, а также о заключении дополнительного соглашения от 10 мая 2024 года к указанному договору, согласно которому местом заключения договора является город Бишкек Кыргызской Республики, суд первой инстанции признал несостоятельными, поскольку договор купли-продажи автомобиля от 27 октября 2023 года с указанием места его заключения - город Бишкек, представленный в таможенный орган, не удостоверен уполномоченным органом Кыргызской Республики и, соответственно, не подтверждает право собственности административного истца, не свидетельствует о ввозе им автомобиля на территорию Российской Федерации и не дает право на применение пониженного коэффициента при расчете суммы утилизационного сбора.
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о возврате комплекта документов и отказе в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора; 2) Об обязании возвратить уплаченный утилизационный сбор.
Обстоятельства: Истец полагал, что оснований для вывода о недействительности договора купли-продажи транспортного средства не было, договор представлен в подлиннике с подписями обеих сторон, примененный таможенным органом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, введенный позднее даты ввоза, не распространяется на отношения сторон, истец вынужден был уплатить утилизационный сбор в большем размере, чем требовалось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы административного истца Г. о том, что договор купли-продажи автомобиля от 27 октября 2023 года заключен в городе Бишкек, а также о заключении дополнительного соглашения от 10 мая 2024 года к указанному договору, согласно которому местом заключения договора является город Бишкек Кыргызской Республики, суд первой инстанции признал несостоятельными, поскольку договор купли-продажи автомобиля от 27 октября 2023 года с указанием места его заключения - город Бишкек, представленный в таможенный орган, не удостоверен уполномоченным органом Кыргызской Республики и, соответственно, не подтверждает право собственности административного истца, не свидетельствует о ввозе им автомобиля на территорию Российской Федерации и не дает право на применение пониженного коэффициента при расчете суммы утилизационного сбора.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.01.2025 по делу N 33а-333/2025(33а-20432/2024) (УИД 66RS0004-01-2024-005966-61)
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о возврате комплекта документов и отказе в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора, об обязании возвратить их.
Обстоятельства: Истец полагал, что у таможенного органа не было оснований для вывода о недействительности представленного договора купли-продажи транспортного средства, договор представлен в подлиннике с подписями обеих сторон, примененный таможенным органом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, введенный позднее даты ввоза, не распространяется на отношения сторон, истец вынужден был уплатить утилизационный сбор в большем размере, чем требовалось.
Решение: Отказано.Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договоры купли-продажи транспортного средства от 25 августа 2023 года и от 31 августа 2023 года, заключенные между <...>6 и М. в городе Гомель Республики Беларусь и в городе Бишкек Кыргызской Республике соответственно, не подтверждают право собственности М. на спорное транспортное средство и не могут служить основанием для уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию для личного пользования. При этом суд первой инстанции указал на то, что договор купли-продажи от 30 августа 2023 года, представленный М. в <...>, в нарушение пункта 10 Правил государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них, утвержденных Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 июня 2017 года N 407 "О вопросах регистрации транспортных средств, установок и оборудования", не удостоверен уполномоченным органом Кыргызской Республики, а в отношении договора купли-продажи от 25 августа 2023 года, вопреки требованиям Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года N 504, отсутствуют сведения о его государственной регистрации в установленном порядке.
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о возврате комплекта документов и отказе в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора, об обязании возвратить их.
Обстоятельства: Истец полагал, что у таможенного органа не было оснований для вывода о недействительности представленного договора купли-продажи транспортного средства, договор представлен в подлиннике с подписями обеих сторон, примененный таможенным органом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, введенный позднее даты ввоза, не распространяется на отношения сторон, истец вынужден был уплатить утилизационный сбор в большем размере, чем требовалось.
Решение: Отказано.Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договоры купли-продажи транспортного средства от 25 августа 2023 года и от 31 августа 2023 года, заключенные между <...>6 и М. в городе Гомель Республики Беларусь и в городе Бишкек Кыргызской Республике соответственно, не подтверждают право собственности М. на спорное транспортное средство и не могут служить основанием для уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию для личного пользования. При этом суд первой инстанции указал на то, что договор купли-продажи от 30 августа 2023 года, представленный М. в <...>, в нарушение пункта 10 Правил государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них, утвержденных Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 июня 2017 года N 407 "О вопросах регистрации транспортных средств, установок и оборудования", не удостоверен уполномоченным органом Кыргызской Республики, а в отношении договора купли-продажи от 25 августа 2023 года, вопреки требованиям Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года N 504, отсутствуют сведения о его государственной регистрации в установленном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как организации рассчитать утилизационный сбор на автомобиль?
(Консультация эксперта, 2025)Предположим, организация в мае 2025 г. ввезла из Кыргызской Республики на территорию РФ автомобиль TOYOTA LAND CRUISER 300 GR SPORT категории M1, дата выпуска 06.04.2023 (новый - менее 3 лет), мощность двигателя 299 л. с., рабочий объем двигателя 3 346 куб. см, средняя стоимость 9 662 713,33 руб. Расчет УС будет производиться по специальному правилу исходя из положений п. 5 Правил, сносок 2, 3, 5 к Перечню, п. 2 разд. I Перечня.
(Консультация эксперта, 2025)Предположим, организация в мае 2025 г. ввезла из Кыргызской Республики на территорию РФ автомобиль TOYOTA LAND CRUISER 300 GR SPORT категории M1, дата выпуска 06.04.2023 (новый - менее 3 лет), мощность двигателя 299 л. с., рабочий объем двигателя 3 346 куб. см, средняя стоимость 9 662 713,33 руб. Расчет УС будет производиться по специальному правилу исходя из положений п. 5 Правил, сносок 2, 3, 5 к Перечню, п. 2 разд. I Перечня.
Статья: О некоторых проблемах обеспечения безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике в условиях экономической интеграции в рамках ЕАЭС
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)С появлением на рынке Кыргызстана автотранспортных средств и запасных частей к ним, бывших в употреблении, актуализируется проблема эффективного контроля за безопасностью эксплуатируемых транспортных средств. Такие факторы, как наличие устоявшейся практики ввоза подержанных автотранспортных средств, ухудшение контроля и восстановления работоспособности транспортных средств (отсутствие контроля государством станций, предоставляющих услуги по ремонту транспортного средства, высококвалифицированных специалистов по ремонту транспортного средства и т.д.), частичное отсутствие государственного технического осмотра, полное отсутствие национального производства автотранспортных средств и запасных частей, значительно снижают уровень эксплуатационной безопасности транспортных средств.
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)С появлением на рынке Кыргызстана автотранспортных средств и запасных частей к ним, бывших в употреблении, актуализируется проблема эффективного контроля за безопасностью эксплуатируемых транспортных средств. Такие факторы, как наличие устоявшейся практики ввоза подержанных автотранспортных средств, ухудшение контроля и восстановления работоспособности транспортных средств (отсутствие контроля государством станций, предоставляющих услуги по ремонту транспортного средства, высококвалифицированных специалистов по ремонту транспортного средства и т.д.), частичное отсутствие государственного технического осмотра, полное отсутствие национального производства автотранспортных средств и запасных частей, значительно снижают уровень эксплуатационной безопасности транспортных средств.
Нормативные акты
"Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года"
(Подписан в г. Москве 08.05.2015)
(ред. от 25.05.2023)Предусмотренные абзацем первым настоящего пункта таможенное декларирование автомобилей и уплата таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, не требуются в случае, если такая уплата произведена в бюджет Кыргызской Республики до ввоза автомобилей на территории других государств - членов Евразийского экономического союза.
(Подписан в г. Москве 08.05.2015)
(ред. от 25.05.2023)Предусмотренные абзацем первым настоящего пункта таможенное декларирование автомобилей и уплата таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, не требуются в случае, если такая уплата произведена в бюджет Кыргызской Республики до ввоза автомобилей на территории других государств - членов Евразийского экономического союза.
Вопрос: Почему ЭПТС/ЭПСМ не переходит в статус "действующий"?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Внимание! Информацию о выпуске транспортных средств в свободное обращение (для внутреннего потребления) в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Армения администратору систем электронных паспортов ФТС России не передает.
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Внимание! Информацию о выпуске транспортных средств в свободное обращение (для внутреннего потребления) в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Армения администратору систем электронных паспортов ФТС России не передает.
Статья: Проблема установления юридической ответственности Таможенного союза ЕАЭС за контрабанду
(Сарксян И.Л.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Можно сделать вывод, что все страны-участницы, кроме России, а в Армении - через таможенную границу Республики Армения, предусматривают наказание за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза различных товаров в крупном размере. В Республике Армения лояльнее всего законодатель смотрит на данную проблему в связи со слабой экономической ситуацией. Можно привести пример, который прослеживается в последнее время все чаще и чаще. Иномарки с армянскими номерами довольно часто можно увидеть на дорогах Москвы. Продаются они в России довольно часто и дешево. Если покупатель решит поставить такую машину на учет в России, то ему нужно будет заплатить таможенную пошлину. А в случае с армянским автомобилем еще и растаможить его. В связи с этим эксплуатируются они чаще всего просто так, без таможенного оформления. А это прямое нарушение закона, за которое предусмотрен штраф с задержанием автомобиля. При этом за незаконный ввоз, а он тут присутствует, таможенные органы через суд могут конфисковать автомобиль.
(Сарксян И.Л.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Можно сделать вывод, что все страны-участницы, кроме России, а в Армении - через таможенную границу Республики Армения, предусматривают наказание за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза различных товаров в крупном размере. В Республике Армения лояльнее всего законодатель смотрит на данную проблему в связи со слабой экономической ситуацией. Можно привести пример, который прослеживается в последнее время все чаще и чаще. Иномарки с армянскими номерами довольно часто можно увидеть на дорогах Москвы. Продаются они в России довольно часто и дешево. Если покупатель решит поставить такую машину на учет в России, то ему нужно будет заплатить таможенную пошлину. А в случае с армянским автомобилем еще и растаможить его. В связи с этим эксплуатируются они чаще всего просто так, без таможенного оформления. А это прямое нарушение закона, за которое предусмотрен штраф с задержанием автомобиля. При этом за незаконный ввоз, а он тут присутствует, таможенные органы через суд могут конфисковать автомобиль.
Ситуация: Каковы особенности приобретения автомобиля за границей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, на все выпускаемые в обращение на территории РФ либо ввозимые из иностранных государств - членов ЕАЭС автомобили должен быть оформлен электронный ПТС (пп. "е" п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122; п. п. 3, 5 Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 122; Информация МВД России; Информация ФТС России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, на все выпускаемые в обращение на территории РФ либо ввозимые из иностранных государств - членов ЕАЭС автомобили должен быть оформлен электронный ПТС (пп. "е" п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122; п. п. 3, 5 Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 122; Информация МВД России; Информация ФТС России).
Статья: Некоторые вопросы административной и уголовной ответственности за таможенные нарушения в государствах - членах ЕАЭС (на примере Республики Армения и Республики Киргизия)
(Коровяковский Д.Г.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)В ст. ст. 189 - 200 КоАП РА описана административная ответственность за: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу; нарушение обязательств об обратном ввозе и вывозе; выдачу товаров без разрешения таможенного органа; грузовые и иные операции; не доставленные таможенному органу необходимые документы - где штраф варьируется от 1 000 до 10 000 драмов (валюты, принятой в Республике Армения).
(Коровяковский Д.Г.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)В ст. ст. 189 - 200 КоАП РА описана административная ответственность за: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу; нарушение обязательств об обратном ввозе и вывозе; выдачу товаров без разрешения таможенного органа; грузовые и иные операции; не доставленные таможенному органу необходимые документы - где штраф варьируется от 1 000 до 10 000 драмов (валюты, принятой в Республике Армения).
Вопрос: Российская организация планирует арендовать у киргизской организации 10 самосвалов и временно ввезти их в Россию. Допускается ли эксплуатация самосвалов, зарегистрированных в Кыргызстане, на территории России?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Эксплуатация арендованных российской организацией самосвалов, принадлежащих киргизской организации, на территории России на данный момент запрещена.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Эксплуатация арендованных российской организацией самосвалов, принадлежащих киргизской организации, на территории России на данный момент запрещена.
Вопрос: Как юридическому лицу ввезти транспортное средство на территорию РФ из стран, не входящих в ЕАЭС?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2025)При ввозе транспортного средства на территорию РФ из стран, не входящих в ЕАЭС, с целью выпуска для внутреннего потребления юридическому лицу необходимо уплатить таможенные платежи, утилизационный сбор и произвести таможенное декларирование.
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2025)При ввозе транспортного средства на территорию РФ из стран, не входящих в ЕАЭС, с целью выпуска для внутреннего потребления юридическому лицу необходимо уплатить таможенные платежи, утилизационный сбор и произвести таможенное декларирование.