Ввод в эксплуатацию сооружений связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Ввод в эксплуатацию сооружений связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 259 "Методы и порядок расчета сумм амортизации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Спорные ВОЛС представляют собой кабели и элементы крепления, подвешенные на уже введенные в эксплуатацию опоры, что не отвечает понятию "сооружения связи". Соответственно, налогоплательщик правомерно отнес спорные ВОЛС к группе "Машины и оборудование" и правильно исчислил амортизацию.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Спорные ВОЛС представляют собой кабели и элементы крепления, подвешенные на уже введенные в эксплуатацию опоры, что не отвечает понятию "сооружения связи". Соответственно, налогоплательщик правомерно отнес спорные ВОЛС к группе "Машины и оборудование" и правильно исчислил амортизацию.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2025 N 14АП-5018/2025 по делу N А44-1727/2025
Требование: Об обязании в установленный срок осуществить работы по демонтажу торгового павильона на земельном участке.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции пришел к убеждению о том, что полученные ООО "Буслай" разрешение на строительство от 05.02.2004 N 3 и акт приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию временных сооружений и иных объектов не являются актами государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с чем не могут являться доказательством, подтверждающим приемку и введение в эксплуатацию объекта капитального строительства (объекта недвижимости) по смыслу положений градостроительного законодательства.
Требование: Об обязании в установленный срок осуществить работы по демонтажу торгового павильона на земельном участке.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции пришел к убеждению о том, что полученные ООО "Буслай" разрешение на строительство от 05.02.2004 N 3 и акт приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию временных сооружений и иных объектов не являются актами государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с чем не могут являться доказательством, подтверждающим приемку и введение в эксплуатацию объекта капитального строительства (объекта недвижимости) по смыслу положений градостроительного законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Спорные ВОЛС представляют собой кабели и элементы крепления, подвешенные на уже введенные в эксплуатацию опоры, что не отвечает понятию "сооружения связи". Соответственно, налогоплательщик правомерно отнес спорные ВОЛС к группе "Машины и оборудование" и правильно исчислил амортизацию (Постановление АС МО от 30.06.2023 N Ф05-7874/2021 по делу N А40-62230/2019).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Спорные ВОЛС представляют собой кабели и элементы крепления, подвешенные на уже введенные в эксплуатацию опоры, что не отвечает понятию "сооружения связи". Соответственно, налогоплательщик правомерно отнес спорные ВОЛС к группе "Машины и оборудование" и правильно исчислил амортизацию (Постановление АС МО от 30.06.2023 N Ф05-7874/2021 по делу N А40-62230/2019).
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, вопрос о том, является ли создаваемый объект недвижимостью или нет, может решаться на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов на создание указанного объекта в качестве объекта капитального строительства. В связи с чем сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности будут относиться к объектам недвижимости. Между тем для объектов капитального строительства, для которых не требуется получать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, но которые обладают признаками недвижимости, для целей регистрации объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) к заявлению о регистрации вместо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется технический план такого объекта. Объекты, обладающие характеристиками некапитальных сооружений, не являются объектами капитального строительства, а также не являются объектами недвижимости и в отношении их не осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. Следовательно, строения, сооружения вспомогательного использования, а также объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, в зависимости от их соответствия положениям ст. 130 Гражданского кодекса РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, вопрос о том, является ли создаваемый объект недвижимостью или нет, может решаться на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов на создание указанного объекта в качестве объекта капитального строительства. В связи с чем сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности будут относиться к объектам недвижимости. Между тем для объектов капитального строительства, для которых не требуется получать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, но которые обладают признаками недвижимости, для целей регистрации объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) к заявлению о регистрации вместо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется технический план такого объекта. Объекты, обладающие характеристиками некапитальных сооружений, не являются объектами капитального строительства, а также не являются объектами недвижимости и в отношении их не осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. Следовательно, строения, сооружения вспомогательного использования, а также объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, в зависимости от их соответствия положениям ст. 130 Гражданского кодекса РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. Если в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрены его строительство, реконструкция этапами, каждый из которых представляет собой соответственно строительство, реконструкцию части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства, то в случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов в результате ввода в эксплуатацию первого этапа строительства, реконструкции осуществляются государственный кадастровый учет или государственный учет и государственная регистрация прав на здание, сооружение с характеристиками, соответствующими первому этапу строительства. В случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате ввода в эксплуатацию второго и последующих этапов строительства, реконструкции осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, созданных в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. Если в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрены его строительство, реконструкция этапами, каждый из которых представляет собой соответственно строительство, реконструкцию части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства, то в случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов в результате ввода в эксплуатацию первого этапа строительства, реконструкции осуществляются государственный кадастровый учет или государственный учет и государственная регистрация прав на здание, сооружение с характеристиками, соответствующими первому этапу строительства. В случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате ввода в эксплуатацию второго и последующих этапов строительства, реконструкции осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, созданных в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Юридические лица и ИП, которым принадлежат опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды (кроме шахт угольной промышленности), в случае, если срок эксплуатации зданий и сооружений, которые являются такими опасными производственными объектами или в которых находятся такие опасные производственные объекты, истекает до 1 января 2027 года, обязаны в срок до 1 сентября 2025 года представить в Росприроднадзор уведомление об изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений в связи с их реконструкцией с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию, реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию или документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Юридические лица и ИП, которым принадлежат опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды (кроме шахт угольной промышленности), в случае, если срок эксплуатации зданий и сооружений, которые являются такими опасными производственными объектами или в которых находятся такие опасные производственные объекты, истекает до 1 января 2027 года, обязаны в срок до 1 сентября 2025 года представить в Росприроднадзор уведомление об изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений в связи с их реконструкцией с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию, реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию или документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды.
Вопрос: Об определении вида имущества объектов солнечных электростанций в целях налога на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 21.07.2023 N СД-4-21/9337)В связи с изложенным Росреестр полагает, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.
(Письмо ФНС России от 21.07.2023 N СД-4-21/9337)В связи с изложенным Росреестр полагает, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем такая точка зрения разделяется не всеми. В соответствии с позицией, изложенной в Письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 "линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью. При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как, например, линейно-кабельные сооружения связи, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со ст. 133.1 Гражданского кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект". Представляется, что этот вопрос должен быть решен законодателем более четко.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем такая точка зрения разделяется не всеми. В соответствии с позицией, изложенной в Письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 "линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью. При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как, например, линейно-кабельные сооружения связи, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со ст. 133.1 Гражданского кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект". Представляется, что этот вопрос должен быть решен законодателем более четко.
Статья: Проблемы толкования категории "иные вещи" в составе единого недвижимого комплекса при укреплении прав на него
(Тужилова-Орданская Е.М., Клец П.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)В-третьих, у объекта незавершенного строительства не предполагается наличие неразрывной технологической связи с другими вещами из-за того, что в строительном виде и физически объект окончательно еще не создан. Физическая связь ОНС с земельным участком, на котором объект возводится, не играет главной роли. Только после стадии создания или ввода в эксплуатацию здания или сооружения у таких объектов появляется целевое назначение (например, нежилое здание, складское или торговое помещение) и собственником может быть определена его технологическая связь с другими объектами.
(Тужилова-Орданская Е.М., Клец П.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)В-третьих, у объекта незавершенного строительства не предполагается наличие неразрывной технологической связи с другими вещами из-за того, что в строительном виде и физически объект окончательно еще не создан. Физическая связь ОНС с земельным участком, на котором объект возводится, не играет главной роли. Только после стадии создания или ввода в эксплуатацию здания или сооружения у таких объектов появляется целевое назначение (например, нежилое здание, складское или торговое помещение) и собственником может быть определена его технологическая связь с другими объектами.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)и) возведение сетей или сооружений, необходимость в которых вызвана технологической последовательностью производства работ или вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)и) возведение сетей или сооружений, необходимость в которых вызвана технологической последовательностью производства работ или вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если же речь идет о втором и последующих этапах строительства либо реконструкции, то при поступлении необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате их ввода в эксплуатацию осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, созданных в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если же речь идет о втором и последующих этапах строительства либо реконструкции, то при поступлении необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате их ввода в эксплуатацию осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, созданных в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
Статья: Сделки с объектами незавершенного строительства
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)В схожем деле N А07-17549/2018 в признаках объекта незавершенного строительства разбиралась Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (см. Определение от 1 февраля 2022 года N 309-ЭС21-17228 по делу N А07-17549/2018). В этом деле Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности общества на объекты незавершенного строительства. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, однако вышестоящие суды посчитали иначе, в том числе поскольку на момент государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства работы по сооружению фундамента не были завершены (в наличии только бетонная подготовка под фундаменты, отсутствуют фундаментная железобетонная плита, армирование). Верховный Суд поддержал решение суда первой инстанции, в том числе в связи с наличием нескольких экспертных заключений в деле, в том числе экспертизы, подтвердившей, что работы по сооружению фундамента завершены, а также в связи с тем, что имеющееся решение о вводе объекта строительства в эксплуатацию подтверждает завершение строительных работ. Примечательным для судебного акта является то, что Верховный Суд дал достаточно негативную оценку действиям истца как противоречащим принципам равенства всех перед законом и судом, правовой определенности: непоследовательность действий органов местного самоуправления, включая истца, не только нарушила законные ожидания ответчика, но и создала условия для лишения его впоследствии возможности осуществить государственную регистрацию права собственности на введенное в эксплуатацию здание; "требование признать отсутствующим право собственности на зарегистрированные объекты незавершенного строительства, фактически являющиеся составной частью уже построенного и введенного в эксплуатацию здания, не были обоснованы Управлением существенным законным интересом (например угрозой жизни и здоровью), а основывались исключительно на формальных основаниях - необходимости защиты права на распоряжение земельными участками и выявлении Управлением ошибочности первоначального вывода о соответствии объектов незавершенного строительства на дату заключения договора аренды от 15.09.2017 N 708-17 признакам недвижимого имущества, что впоследствии было опровергнуто при рассмотрении дела судом первой инстанции".
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)В схожем деле N А07-17549/2018 в признаках объекта незавершенного строительства разбиралась Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (см. Определение от 1 февраля 2022 года N 309-ЭС21-17228 по делу N А07-17549/2018). В этом деле Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности общества на объекты незавершенного строительства. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, однако вышестоящие суды посчитали иначе, в том числе поскольку на момент государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства работы по сооружению фундамента не были завершены (в наличии только бетонная подготовка под фундаменты, отсутствуют фундаментная железобетонная плита, армирование). Верховный Суд поддержал решение суда первой инстанции, в том числе в связи с наличием нескольких экспертных заключений в деле, в том числе экспертизы, подтвердившей, что работы по сооружению фундамента завершены, а также в связи с тем, что имеющееся решение о вводе объекта строительства в эксплуатацию подтверждает завершение строительных работ. Примечательным для судебного акта является то, что Верховный Суд дал достаточно негативную оценку действиям истца как противоречащим принципам равенства всех перед законом и судом, правовой определенности: непоследовательность действий органов местного самоуправления, включая истца, не только нарушила законные ожидания ответчика, но и создала условия для лишения его впоследствии возможности осуществить государственную регистрацию права собственности на введенное в эксплуатацию здание; "требование признать отсутствующим право собственности на зарегистрированные объекты незавершенного строительства, фактически являющиеся составной частью уже построенного и введенного в эксплуатацию здания, не были обоснованы Управлением существенным законным интересом (например угрозой жизни и здоровью), а основывались исключительно на формальных основаниях - необходимости защиты права на распоряжение земельными участками и выявлении Управлением ошибочности первоначального вывода о соответствии объектов незавершенного строительства на дату заключения договора аренды от 15.09.2017 N 708-17 признакам недвижимого имущества, что впоследствии было опровергнуто при рассмотрении дела судом первой инстанции".
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате ввода в эксплуатацию второго и последующих этапов строительства, реконструкции осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, которые созданы в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате ввода в эксплуатацию второго и последующих этапов строительства, реконструкции осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, которые созданы в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
Статья: Регулирование и направления развития рынка центров обработки данных в Российской Федерации
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Государственная политика в области центров обработки данных формируется на основе ряда нормативно-правовых актов и программ. Базовыми законами, влияющими на развитие ЦОД, являются Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон "О персональных данных"). Поправки к Федеральному закону "О связи", принятые в 2022 г., ввели официальное определение понятия "центр обработки данных" как сооружения связи, предназначенного для размещения и эксплуатации оборудования хранения и обработки данных <4>. Это нормативно закрепило статус ЦОД и открыло возможность размещения государственных информационных систем в коммерческих дата-центрах. С 1 сентября 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон "О персональных данных", обязывающие хранить персональные данные россиян на территории Российской Федерации. Данное требование стимулировало рост внутреннего спроса на услуги локальных дата-центров, поскольку зарубежные интернет-сервисы, работающие с данными российских граждан, вынужденно размещали инфраструктуру хранения в Российской Федерации или арендовали емкости у российских провайдеров.
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Государственная политика в области центров обработки данных формируется на основе ряда нормативно-правовых актов и программ. Базовыми законами, влияющими на развитие ЦОД, являются Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон "О персональных данных"). Поправки к Федеральному закону "О связи", принятые в 2022 г., ввели официальное определение понятия "центр обработки данных" как сооружения связи, предназначенного для размещения и эксплуатации оборудования хранения и обработки данных <4>. Это нормативно закрепило статус ЦОД и открыло возможность размещения государственных информационных систем в коммерческих дата-центрах. С 1 сентября 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон "О персональных данных", обязывающие хранить персональные данные россиян на территории Российской Федерации. Данное требование стимулировало рост внутреннего спроса на услуги локальных дата-центров, поскольку зарубежные интернет-сервисы, работающие с данными российских граждан, вынужденно размещали инфраструктуру хранения в Российской Федерации или арендовали емкости у российских провайдеров.