Ввод в эксплуатацию ниокр
Подборка наиболее важных документов по запросу Ввод в эксплуатацию ниокр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)К этой сумме вы можете прибавить часть расходов на приобретение и модернизацию ОС, расходов на НИОКР, которые не были учтены в периоде ввода объекта в эксплуатацию (изменения его первоначальной стоимости), в периоде завершения НИОКР (подписания акта их сдачи-приемки) из-за того, что сумма расходов в том периоде превысила предельный размер уменьшения налога к уплате (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К этой сумме вы можете прибавить часть расходов на приобретение и модернизацию ОС, расходов на НИОКР, которые не были учтены в периоде ввода объекта в эксплуатацию (изменения его первоначальной стоимости), в периоде завершения НИОКР (подписания акта их сдачи-приемки) из-за того, что сумма расходов в том периоде превысила предельный размер уменьшения налога к уплате (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
Статья: Опыт применения интегрированной отчетности на примере зарубежных стран
(Дятлова А.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Unilever инвестировала 500 млн евро в модернизацию заводов для выпуска экологичной продукции (например, моющих средств без фосфатов). Эти затраты отражаются на счете 08, а затем переносятся на счет 01 после ввода объектов в эксплуатацию.
(Дятлова А.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Unilever инвестировала 500 млн евро в модернизацию заводов для выпуска экологичной продукции (например, моющих средств без фосфатов). Эти затраты отражаются на счете 08, а затем переносятся на счет 01 после ввода объектов в эксплуатацию.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" на государственную поддержку российских организаций в целях финансового обеспечения затрат на проведение сквозных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в области беспилотных авиационных систем.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" на государственную поддержку российских организаций в целях финансового обеспечения затрат на проведение сквозных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в области беспилотных авиационных систем.
Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
Статья: Поощрение инноваций в налоговом праве России: ответы на новые вызовы
(Щекин Д.М.)
("Закон", 2024, N 11)3) в п. 9 ст. 262 НК РФ указано, что если в результате НИОКР у налогоплательщика появляются нематериальные активы, то вместо обычной амортизации он вправе списать расходы в течение двух лет. Это механизм ускоренной амортизации для целей стимулирования НИОКР. Помимо этого, в п. 2 ст. 259.3 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на применение к обычной норме амортизации коэффициента 3 в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, в отношении основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это также налоговые льготы по ускоренной амортизации для отдельных видов деятельности с высоким инновационным потенциалом;
(Щекин Д.М.)
("Закон", 2024, N 11)3) в п. 9 ст. 262 НК РФ указано, что если в результате НИОКР у налогоплательщика появляются нематериальные активы, то вместо обычной амортизации он вправе списать расходы в течение двух лет. Это механизм ускоренной амортизации для целей стимулирования НИОКР. Помимо этого, в п. 2 ст. 259.3 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на применение к обычной норме амортизации коэффициента 3 в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, в отношении основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это также налоговые льготы по ускоренной амортизации для отдельных видов деятельности с высоким инновационным потенциалом;
Статья: Спецкоэффициенты к норме амортизации - путь к налоговой экономии
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- если основное средство используется только для осуществления научно-технической деятельности (НИОКР);
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- если основное средство используется только для осуществления научно-технической деятельности (НИОКР);
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее популярной в современной научной литературе является идея экологизации налоговой системы, основанная на перераспределении налоговой нагрузки между средствами производства. Ее суть заключается в централизованно инициированном переносе налоговой нагрузки с труда на землю и капитал, которые считаются источниками угроз экологической безопасности. Предполагается, что перенос налоговой нагрузки на источники наибольшего негативного воздействия на окружающую среду должен снижать или отменять налоги на доходы физических лиц, социальное обеспечение и пенсионные отчисления, одновременно увеличивая налоговую нагрузку на добычу и использование природных ресурсов, негативное воздействие на окружающую среду и/или повышая пошлины на импортируемые потенциально экологически вредные товары, а также увеличивая целевые налоговые поступления и объемы резервов ресурсов, предназначенных для компенсации возможных негативных последствий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Подобные меры в теории позволяют не только сократить нагрузку на работодателей, повысить оплату труда и создать новые рабочие места, но и компенсировать недополученные доходы бюджета при снижении негативного воздействия на окружающую среду. Целесообразности переноса налоговой нагрузки с мобильных факторов производства (труда) на экологические показатели посвящены исследования Д.М. Астанина <4>, А. Карян [10], Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко [11], Н.С. Трусовой [12], Н.Н. Яшаловой <5>. Предполагается, что для налогоплательщика должны быть изменены только пропорции уплачиваемых налогов за счет изменения ставок и/или налоговой базы, а общая налоговая нагрузка для него не должна измениться. Теоретически такого рода взаимосбалансированность налогов позволяет обеспечить "двойной выигрыш", или "двойной дивиденд" - обеспечение экономического роста (в период кризиса - экономической стабилизации) при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду. Льготное налогообложение фонда оплаты труда содействует привлечению квалифицированных специалистов к проведению инновационных разработок в частном секторе. При этом снижение налоговой нагрузки должно быть увязано с достигнутым предприятием уровнем инновационной активности, то есть максимальные льготы получают предприятия, обеспечившие успешное применение результатов НИОКР для целей экологической безопасности [13]. В частности, Л.Я. Маршавина и А.В. Князева [14] придерживаются мнения о возможности стимулирования инноваций, в том числе экологических, путем изменения в пропорциях налогообложения, а также ввода и усиления экологических налогов, гнет которых будет ослабевать по мере применения налогоплательщиками экологически безопасных технологий, ввода в эксплуатацию очистных сооружений и оборудования, минимизирующих угрозы экологической безопасности [15].
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее популярной в современной научной литературе является идея экологизации налоговой системы, основанная на перераспределении налоговой нагрузки между средствами производства. Ее суть заключается в централизованно инициированном переносе налоговой нагрузки с труда на землю и капитал, которые считаются источниками угроз экологической безопасности. Предполагается, что перенос налоговой нагрузки на источники наибольшего негативного воздействия на окружающую среду должен снижать или отменять налоги на доходы физических лиц, социальное обеспечение и пенсионные отчисления, одновременно увеличивая налоговую нагрузку на добычу и использование природных ресурсов, негативное воздействие на окружающую среду и/или повышая пошлины на импортируемые потенциально экологически вредные товары, а также увеличивая целевые налоговые поступления и объемы резервов ресурсов, предназначенных для компенсации возможных негативных последствий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Подобные меры в теории позволяют не только сократить нагрузку на работодателей, повысить оплату труда и создать новые рабочие места, но и компенсировать недополученные доходы бюджета при снижении негативного воздействия на окружающую среду. Целесообразности переноса налоговой нагрузки с мобильных факторов производства (труда) на экологические показатели посвящены исследования Д.М. Астанина <4>, А. Карян [10], Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко [11], Н.С. Трусовой [12], Н.Н. Яшаловой <5>. Предполагается, что для налогоплательщика должны быть изменены только пропорции уплачиваемых налогов за счет изменения ставок и/или налоговой базы, а общая налоговая нагрузка для него не должна измениться. Теоретически такого рода взаимосбалансированность налогов позволяет обеспечить "двойной выигрыш", или "двойной дивиденд" - обеспечение экономического роста (в период кризиса - экономической стабилизации) при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду. Льготное налогообложение фонда оплаты труда содействует привлечению квалифицированных специалистов к проведению инновационных разработок в частном секторе. При этом снижение налоговой нагрузки должно быть увязано с достигнутым предприятием уровнем инновационной активности, то есть максимальные льготы получают предприятия, обеспечившие успешное применение результатов НИОКР для целей экологической безопасности [13]. В частности, Л.Я. Маршавина и А.В. Князева [14] придерживаются мнения о возможности стимулирования инноваций, в том числе экологических, путем изменения в пропорциях налогообложения, а также ввода и усиления экологических налогов, гнет которых будет ослабевать по мере применения налогоплательщиками экологически безопасных технологий, ввода в эксплуатацию очистных сооружений и оборудования, минимизирующих угрозы экологической безопасности [15].
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-заказчика получение субсидии из бюджета на компенсацию расходов, понесенных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, давших положительный результат?..
(Консультация эксперта, 2023)В общем случае согласно п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных затрат, относятся на финансовый результат организации. При этом на дату ввода в эксплуатацию внеоборотного актива сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, а затем по мере начисления амортизации относится на финансовые результаты организации.
(Консультация эксперта, 2023)В общем случае согласно п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных затрат, относятся на финансовый результат организации. При этом на дату ввода в эксплуатацию внеоборотного актива сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, а затем по мере начисления амортизации относится на финансовые результаты организации.
Статья: Финансовый мониторинг EPCM-контрактов крупнейших налогоплательщиков в нефтегазовой отрасли
(Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В совокупности с ростом энергопотребления странами мира по причине усложнения производственных циклов и создания наукоемких производств, с попутным расходованием энергоресурсов на социально-экономические нужды, актуализируются рациональные вопросы модернизации, создания и долгосрочной эксплуатации энергетического комплекса посредством реализации комплекса строительных работ, проектирования, транспортно-логистического обслуживания и последующего управления. Существенная роль нефтегазового сектора в обеспечении энергетического баланса развитых и развивающихся государств создает концептуальную необходимость по модернизации их основных фондов, включая добывающие и генерирующие мощности. Ретрансляционной правовой формой правоотношений, включающей вышеперечисленные стадии жизненного цикла энергетического проекта, позволяющей оптимизировать риски и издержки реализации проекта, а также создать устойчивые механизмы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, является внедряемая на основе передового опыта комплексная система проектной реализации полного цикла - EPCM-контракт (с англ. engineering, procurement, construction, management) - инжиниринг, проектирование, строительство и управление проектом (далее - EPCM-контракт). EPCM-контракт - это комплексный взаимообусловленный договор, предусматривающий полный цикл реализации проекта от создания концепции и инженерно-конструкторских изысканий к проектированию и строительству, с дальнейшим вводом в эксплуатацию и управлением. Комплексный характер позволяет оптимизировать расходы и сроки реализации проекта, создать условия ответственности конечных бенефициаров, с возможностью привлечения их к ответственности за нарушение законодательства и восстановлению эффективного функционирования энергетического проекта в нефтегазовой отрасли. По законодательству Российской Федерации EPCM-контракт содержит в себе функциональные признаки строительного подряда, НИОКР, возмездного оказания услуг, агентского соглашения и иные, обусловленные спецификой договорных правоотношений. Данные контрактные правоотношения позволяют рационально определить технико-экономические показатели объекта, произвести расчетно-сметные работы, обеспечить бесперебойность работ и финансирования проекта.
(Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В совокупности с ростом энергопотребления странами мира по причине усложнения производственных циклов и создания наукоемких производств, с попутным расходованием энергоресурсов на социально-экономические нужды, актуализируются рациональные вопросы модернизации, создания и долгосрочной эксплуатации энергетического комплекса посредством реализации комплекса строительных работ, проектирования, транспортно-логистического обслуживания и последующего управления. Существенная роль нефтегазового сектора в обеспечении энергетического баланса развитых и развивающихся государств создает концептуальную необходимость по модернизации их основных фондов, включая добывающие и генерирующие мощности. Ретрансляционной правовой формой правоотношений, включающей вышеперечисленные стадии жизненного цикла энергетического проекта, позволяющей оптимизировать риски и издержки реализации проекта, а также создать устойчивые механизмы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, является внедряемая на основе передового опыта комплексная система проектной реализации полного цикла - EPCM-контракт (с англ. engineering, procurement, construction, management) - инжиниринг, проектирование, строительство и управление проектом (далее - EPCM-контракт). EPCM-контракт - это комплексный взаимообусловленный договор, предусматривающий полный цикл реализации проекта от создания концепции и инженерно-конструкторских изысканий к проектированию и строительству, с дальнейшим вводом в эксплуатацию и управлением. Комплексный характер позволяет оптимизировать расходы и сроки реализации проекта, создать условия ответственности конечных бенефициаров, с возможностью привлечения их к ответственности за нарушение законодательства и восстановлению эффективного функционирования энергетического проекта в нефтегазовой отрасли. По законодательству Российской Федерации EPCM-контракт содержит в себе функциональные признаки строительного подряда, НИОКР, возмездного оказания услуг, агентского соглашения и иные, обусловленные спецификой договорных правоотношений. Данные контрактные правоотношения позволяют рационально определить технико-экономические показатели объекта, произвести расчетно-сметные работы, обеспечить бесперебойность работ и финансирования проекта.
Готовое решение: Как применять повышающие коэффициенты к расходам в целях налога на прибыль организаций
(КонсультантПлюс, 2025)исключительных прав на программы, базы данных, которые на дату ввода в эксплуатацию включены в единый реестр российского ПО. Если в дальнейшем программа исключается из реестра, пересчитывать первоначальную стоимость, сформированную с учетом коэффициента 2, не нужно (Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 03-03-06/1/3127);
(КонсультантПлюс, 2025)исключительных прав на программы, базы данных, которые на дату ввода в эксплуатацию включены в единый реестр российского ПО. Если в дальнейшем программа исключается из реестра, пересчитывать первоначальную стоимость, сформированную с учетом коэффициента 2, не нужно (Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 03-03-06/1/3127);
Готовое решение: Как учитывать затраты на создание опытного образца
(КонсультантПлюс, 2025)Если первоначальная стоимость образца не превышает 100 000 руб. и (или) срок его использования не более 12 месяцев, то вы можете включить ее в материальные расходы в полной сумме на дату ввода объекта в эксплуатацию или признавать равномерно в течение срока его использования (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если первоначальная стоимость образца не превышает 100 000 руб. и (или) срок его использования не более 12 месяцев, то вы можете включить ее в материальные расходы в полной сумме на дату ввода объекта в эксплуатацию или признавать равномерно в течение срока его использования (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Статья: Развитие ИТ-компетенций в научно-образовательной сфере как фактор формирования современной социализированной личности
(Улинова И.Х.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)Первый этап предусматривал реализацию единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", дополненной функционалом первоочередных сервисов домена "Наука и инновации", которые в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 26.08.2024 N 558 были введены в эксплуатацию.
(Улинова И.Х.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)Первый этап предусматривал реализацию единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", дополненной функционалом первоочередных сервисов домена "Наука и инновации", которые в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 26.08.2024 N 558 были введены в эксплуатацию.