Ввод в эксплуатацию автомобиля без регистрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Ввод в эксплуатацию автомобиля без регистрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация приобрела автомобиль для использования в хозяйственной деятельности. Автомобиль в ГИБДД не зарегистрирован, но введен в эксплуатацию. Из-за отсутствия регистрации автомобиль временно не используется. Может ли организация в целях налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация приобрела автомобиль для использования в хозяйственной деятельности. Автомобиль в ГИБДД не зарегистрирован, но введен в эксплуатацию. Из-за отсутствия регистрации автомобиль временно не используется. Может ли организация в целях налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация приобрела автомобиль для использования в хозяйственной деятельности. Автомобиль в ГИБДД не зарегистрирован, но введен в эксплуатацию. Из-за отсутствия регистрации автомобиль временно не используется. Может ли организация в целях налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю?
Статья: Спорные вопросы в начислении амортизации основных средств и отражение их в отчетности
(Парасоцкая Н.Н.)
("Аудитор", 2016, N 1)В ряде случаев использование имущества по назначению требует по правилам безопасности его регистрации в соответствующем компетентном органе: это транспортные средства, спецтехника и спецоборудование, опасные производственные объекты. Без такой регистрации может ли считаться, что ввод в эксплуатацию состоялся? Налоговое законодательство не содержит ни запретов, ни разрешений действовать в этом случае налогоплательщику по собственному усмотрению. Однако при этом четко сказано, что подтверждающие документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством. Следовательно, активировать ввод в эксплуатацию без требуемой регистрации невозможно без нарушений законодательства. В судебных органах думают иначе [25]. По их мнению, за такие нарушения установлена административная ответственность и к нарушению налогового законодательства данные факты отношения не имеют.
(Парасоцкая Н.Н.)
("Аудитор", 2016, N 1)В ряде случаев использование имущества по назначению требует по правилам безопасности его регистрации в соответствующем компетентном органе: это транспортные средства, спецтехника и спецоборудование, опасные производственные объекты. Без такой регистрации может ли считаться, что ввод в эксплуатацию состоялся? Налоговое законодательство не содержит ни запретов, ни разрешений действовать в этом случае налогоплательщику по собственному усмотрению. Однако при этом четко сказано, что подтверждающие документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством. Следовательно, активировать ввод в эксплуатацию без требуемой регистрации невозможно без нарушений законодательства. В судебных органах думают иначе [25]. По их мнению, за такие нарушения установлена административная ответственность и к нарушению налогового законодательства данные факты отношения не имеют.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21.07.2015 N АПЛ15-257
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 09.04.2015 N АКПИ15-40, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 3, абзацев первого и третьего пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001>Ссылка С. в апелляционной жалобе на отсутствие процедуры повторного ввода в эксплуатацию автомобилей, регистрация которых аннулирована, сделана без учета положений пункта 51 Правил, согласно которым в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (абзацы четвертый, шестой).
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 09.04.2015 N АКПИ15-40, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 3, абзацев первого и третьего пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001>Ссылка С. в апелляционной жалобе на отсутствие процедуры повторного ввода в эксплуатацию автомобилей, регистрация которых аннулирована, сделана без учета положений пункта 51 Правил, согласно которым в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (абзацы четвертый, шестой).
Статья: От регистрации в ГИБДД учет не зависит
(Погребс А.Б.)
("Учет. Налоги. Право", 2004, N 18)Есть мнение, что отсутствие регистрации в ГИБДД делает невозможным использование транспортного средства и, следовательно, ввод его в эксплуатацию со всеми вытекающими последствиями возможен только после такой регистрации. В некоторых случаях эксплуатация транспортного средства действительно напрямую зависит от регистрации в органах ГИБДД. Так, например, без регистрации нельзя получить лицензию на перевозку грузов или пассажиров. Но это совсем не означает, что это основное средство нельзя ввести в эксплуатацию.
(Погребс А.Б.)
("Учет. Налоги. Право", 2004, N 18)Есть мнение, что отсутствие регистрации в ГИБДД делает невозможным использование транспортного средства и, следовательно, ввод его в эксплуатацию со всеми вытекающими последствиями возможен только после такой регистрации. В некоторых случаях эксплуатация транспортного средства действительно напрямую зависит от регистрации в органах ГИБДД. Так, например, без регистрации нельзя получить лицензию на перевозку грузов или пассажиров. Но это совсем не означает, что это основное средство нельзя ввести в эксплуатацию.
"27 расходов по налогу на прибыль: анализ разъяснений и судебной практики"
(Бушуева И.А.)
("Статус-Кво 97", 2014)В налоговом учете автомобиль вводится в эксплуатацию после оформления акта по форме ОС-1 (или документа, его заменяющего). Если компания задержала подачу документов на регистрацию машины в органах ГИБДД, то может сложиться ситуация, когда машина уже амортизируется в налоговом учете, однако на дорогах общего пользования она эксплуатироваться не может по причине отсутствия регистрации. Когда в этом случае можно применять амортизационную премию?
(Бушуева И.А.)
("Статус-Кво 97", 2014)В налоговом учете автомобиль вводится в эксплуатацию после оформления акта по форме ОС-1 (или документа, его заменяющего). Если компания задержала подачу документов на регистрацию машины в органах ГИБДД, то может сложиться ситуация, когда машина уже амортизируется в налоговом учете, однако на дорогах общего пользования она эксплуатироваться не может по причине отсутствия регистрации. Когда в этом случае можно применять амортизационную премию?
Статья: Арбитражная "солянка" для промышленников
(Линейкина С.М.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 8)Важна ли регистрация транспортного средства
(Линейкина С.М.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 8)Важна ли регистрация транспортного средства
Статья: Бухгалтерская отчетность за 2002 год
(Коробецкая И.П.)
("Российский налоговый курьер", 2003, N 1-2)В строке 130 отражаются затраты на строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способами, приобретение зданий, оборудования, требующего монтажа, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, учтенные на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Здесь же указана стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. Кроме того, по данной строке отражается стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки (счет 07 "Оборудование к установке"), а также выданные подрядчику авансы, учтенные на соответствующем субсчете счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
(Коробецкая И.П.)
("Российский налоговый курьер", 2003, N 1-2)В строке 130 отражаются затраты на строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способами, приобретение зданий, оборудования, требующего монтажа, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, учтенные на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Здесь же указана стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. Кроме того, по данной строке отражается стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки (счет 07 "Оборудование к установке"), а также выданные подрядчику авансы, учтенные на соответствующем субсчете счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Вопрос: Организация приобрела автомобиль и ввела его в эксплуатацию. Однако данный автомобиль временно не используется в деятельности из-за отсутствия регистрации в органах ГИБДД. Может ли организация в таком случае начислять амортизацию в налоговом учете?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Подборки и консультации Горячей линии
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Подборки и консультации Горячей линии
Вопрос: Организация приобрела в декабре автомобиль, сразу же ввела его в эксплуатацию, а на учет в ГИБДД поставила только в феврале. По итогам проверки налоговый орган доначислил организации налог на прибыль в связи с тем, что она неправомерно начисляла амортизацию до постановки автомобиля на учет в ГИБДД. Правомерно ли решение налогового органа, ведь автомобиль использовался все это время для доставки товаров со склада к торговым точкам в связи с отсутствием другого транспорта?
(Консультация эксперта, 2011)Согласно п. п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения в ГИБДД или Гостехнадзоре. Однако такая регистрация носит учетный характер, поскольку законодательством не предусмотрена регистрация прав на транспортное средство. Следовательно, отсутствие такой регистрации не является препятствием для ввода в эксплуатацию автомобиля. Более того, в период действия регистрационных знаков "Транзит", которые выдаются на срок от 5 до 20 суток, организация может на законных основаниях эксплуатировать автомобиль на дорогах общего пользования (п. 33.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Приложение N 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001). Правовых последствий в связи с невыполнением требований о регистрации транспортного средства в установленный срок для исчисления налога на прибыль действующим законодательством не предусмотрено.
(Консультация эксперта, 2011)Согласно п. п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения в ГИБДД или Гостехнадзоре. Однако такая регистрация носит учетный характер, поскольку законодательством не предусмотрена регистрация прав на транспортное средство. Следовательно, отсутствие такой регистрации не является препятствием для ввода в эксплуатацию автомобиля. Более того, в период действия регистрационных знаков "Транзит", которые выдаются на срок от 5 до 20 суток, организация может на законных основаниях эксплуатировать автомобиль на дорогах общего пользования (п. 33.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Приложение N 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001). Правовых последствий в связи с невыполнением требований о регистрации транспортного средства в установленный срок для исчисления налога на прибыль действующим законодательством не предусмотрено.
Вопрос: Наша организация применяет общую систему налогообложения. В сентябре купили у другой компании автомобиль "Урал-4320". Но на учет в ГИБДД по определенным причинам поставили эту машину только в декабре. Имеем ли мы право в налоговом учете начислить амортизацию за период с октября по декабрь?
("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2014, N 2)Таким образом, сама по себе регистрация автомобиля в органах ГИБДД не оказывает прямого влияния на готовность транспортного средства к эксплуатации, то есть отсутствие такой регистрации не является препятствием для его ввода в эксплуатацию.
("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2014, N 2)Таким образом, сама по себе регистрация автомобиля в органах ГИБДД не оказывает прямого влияния на готовность транспортного средства к эксплуатации, то есть отсутствие такой регистрации не является препятствием для его ввода в эксплуатацию.
Статья: Амортизационная премия: спорные вопросы применения
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 41-42)Минфин России в Письме от 13 июня 2012 г. N 03-03-06/1/303 также подтвердил, что начисление амортизации по объекту ОС - транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. А расходы в виде капитальных "премиальных" признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации. То есть отсутствие регистрации в ГИБДД не является препятствием для применения амортизационной премии.
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 41-42)Минфин России в Письме от 13 июня 2012 г. N 03-03-06/1/303 также подтвердил, что начисление амортизации по объекту ОС - транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. А расходы в виде капитальных "премиальных" признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации. То есть отсутствие регистрации в ГИБДД не является препятствием для применения амортизационной премии.
Статья: Госпошлина за регистрацию ТС
(Лукинова Л.Г.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Вместе с тем при отсутствии ПТС, свидетельства о регистрации, государственных номеров транспортное средство не будет допущено к эксплуатации, а значит, перевозчик не получит доходов от его использования. Какое же тогда это ОС, если от него нет экономических выгод? Следовательно, госпошлина за регистрацию ТС является неотъемлемым платежом, который будет "покрываться" доходами в течение всего срока эксплуатации зарегистрированного ТС. Правда, суммы госпошлины по сравнению со стоимостью ТС незначительны, эффект от списания пошлин через амортизацию невелик. Но это уже вопрос целесообразности выбранного метода отражения операции, а не методологии бухгалтерского учета. Прежде чем делать окончательный вывод в пользу включения госпошлины в стоимость ТС <3>, обратимся к другим правовым актам, например к МСФО (IAS) 16 "Основные средства". В нем сказано, что стоимость объекта ОС включает любые затраты, прямо относимые на доставку актива в нужное место и приведение в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства организации. С этих позиций уплату госпошлины при регистрации можно смело отнести к затратам, обеспечивающим функционирование (эксплуатацию) автомобиля как объекта ОС в соответствии с намерениями руководства транспортной организации.
(Лукинова Л.Г.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Вместе с тем при отсутствии ПТС, свидетельства о регистрации, государственных номеров транспортное средство не будет допущено к эксплуатации, а значит, перевозчик не получит доходов от его использования. Какое же тогда это ОС, если от него нет экономических выгод? Следовательно, госпошлина за регистрацию ТС является неотъемлемым платежом, который будет "покрываться" доходами в течение всего срока эксплуатации зарегистрированного ТС. Правда, суммы госпошлины по сравнению со стоимостью ТС незначительны, эффект от списания пошлин через амортизацию невелик. Но это уже вопрос целесообразности выбранного метода отражения операции, а не методологии бухгалтерского учета. Прежде чем делать окончательный вывод в пользу включения госпошлины в стоимость ТС <3>, обратимся к другим правовым актам, например к МСФО (IAS) 16 "Основные средства". В нем сказано, что стоимость объекта ОС включает любые затраты, прямо относимые на доставку актива в нужное место и приведение в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства организации. С этих позиций уплату госпошлины при регистрации можно смело отнести к затратам, обеспечивающим функционирование (эксплуатацию) автомобиля как объекта ОС в соответствии с намерениями руководства транспортной организации.
Корреспонденция счетов: ...Как отражается в учете организации-лизингополучателя выкуп взятого в лизинг автомобиля (учитываемого на балансе лизингодателя) по окончании договора лизинга, если выкупная цена автомобиля составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.)? Акт о выкупе автомобиля подписан в ноябре 2010 г. Регистрация автомобиля в органах ГИБДД произведена в январе 2011 г.
(Консультация эксперта, 2011)Указанная регистрация также не является обязательной для начала эксплуатации автомобиля, поскольку, как указывалось выше, приобретенный автомобиль может участвовать в дорожном движении (т.е. фактически эксплуатироваться) и без его регистрации в ГИБДД в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения.
(Консультация эксперта, 2011)Указанная регистрация также не является обязательной для начала эксплуатации автомобиля, поскольку, как указывалось выше, приобретенный автомобиль может участвовать в дорожном движении (т.е. фактически эксплуатироваться) и без его регистрации в ГИБДД в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения.