Введение самообложения граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Введение самообложения граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В случае положительного решения местного референдума или схода граждан о введении самообложения требование о внесении в местный бюджет платежей распространяется не только на поддержавших решение о самообложении граждан, но и на тех, кто не участвовал в принятии решения или не поддержал его; уплата обязательна для всех жителей муниципального образования. Актом местного самоуправления устанавливается размер платежей в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (как правило, суммы небольшие - 100 - 200 рублей); при этом для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены льготы в виде уменьшения размера платежа или освобождения от уплаты (например, для лиц, не достигших возраста 18 лет) <41>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В случае положительного решения местного референдума или схода граждан о введении самообложения требование о внесении в местный бюджет платежей распространяется не только на поддержавших решение о самообложении граждан, но и на тех, кто не участвовал в принятии решения или не поддержал его; уплата обязательна для всех жителей муниципального образования. Актом местного самоуправления устанавливается размер платежей в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (как правило, суммы небольшие - 100 - 200 рублей); при этом для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены льготы в виде уменьшения размера платежа или освобождения от уплаты (например, для лиц, не достигших возраста 18 лет) <41>.
Статья: Самообложение как форма самоорганизации граждан
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)По инициативе Государственного Совета Республики Татарстан Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации внесла коррективы в Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <7>, дополнив положением, позволяющим субъекту РФ самостоятельно определять часть территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта. На этих ограниченных территориях проводится сход граждан по вопросу о самообложении, что дает жителям понимание механизма расходования собранных средств, упрощает контроль за выполнением намеченных сходом планов.
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)По инициативе Государственного Совета Республики Татарстан Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации внесла коррективы в Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <7>, дополнив положением, позволяющим субъекту РФ самостоятельно определять часть территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта. На этих ограниченных территориях проводится сход граждан по вопросу о самообложении, что дает жителям понимание механизма расходования собранных средств, упрощает контроль за выполнением намеченных сходом планов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 45 настоящего Федерального закона, на сходе граждан.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 45 настоящего Федерального закона, на сходе граждан.
Вопрос: В каком порядке проводится сход граждан?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в населенном пункте, входящем в состав территории муниципального образования, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории данного населенного пункта;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в населенном пункте, входящем в состав территории муниципального образования, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории данного населенного пункта;
Статья: Право граждан на местное самоуправление: проблемы толкования и реализации на современном этапе исторического развития России
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)При этом даже имеющиеся формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления за 30-летний период новейшей российской истории претерпели существенные изменения и не в полной мере отражают свое предназначение. Так, например, согласно исследованию Е.В. Кожевниковой, с 2003-го по конец 2019 г. в России прошли 4 564 местных референдума <11>. В 2020 г. местные референдумы о введении самообложения проводились 21 раз в трех субъектах Российской Федерации (15 раз - в поселениях Кировской области, 5 раз - в поселениях Республики Татарстан, 1 раз - в одном из поселений Алтайского края), по иным вопросам местные референдумы в 2020 г. не проводились. В 2021 г. местные референдумы проводились 73 раза в муниципалитетах четырех субъектов Российской Федерации, из них о введении самообложения - 72 раза, и лишь один местный референдум был проведен в Аяно-Майском муниципальном районе (Хабаровский край) по вопросу одобрения на территории данного муниципалитета комплексного проекта "Аянский газохимический парк", включая объекты инфраструктуры. Анализируя практику применения института референдума, О.А. Гавриленко отмечает, что в 2022 г. на территории Российской Федерации было организовано 65 местных референдумов, все по вопросам самообложения. В 95,1% случаев на голосование выносится предложение о введении дополнительных разовых платежей для граждан, проживающих на территории муниципальных образований <12>.
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)При этом даже имеющиеся формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления за 30-летний период новейшей российской истории претерпели существенные изменения и не в полной мере отражают свое предназначение. Так, например, согласно исследованию Е.В. Кожевниковой, с 2003-го по конец 2019 г. в России прошли 4 564 местных референдума <11>. В 2020 г. местные референдумы о введении самообложения проводились 21 раз в трех субъектах Российской Федерации (15 раз - в поселениях Кировской области, 5 раз - в поселениях Республики Татарстан, 1 раз - в одном из поселений Алтайского края), по иным вопросам местные референдумы в 2020 г. не проводились. В 2021 г. местные референдумы проводились 73 раза в муниципалитетах четырех субъектов Российской Федерации, из них о введении самообложения - 72 раза, и лишь один местный референдум был проведен в Аяно-Майском муниципальном районе (Хабаровский край) по вопросу одобрения на территории данного муниципалитета комплексного проекта "Аянский газохимический парк", включая объекты инфраструктуры. Анализируя практику применения института референдума, О.А. Гавриленко отмечает, что в 2022 г. на территории Российской Федерации было организовано 65 местных референдумов, все по вопросам самообложения. В 95,1% случаев на голосование выносится предложение о введении дополнительных разовых платежей для граждан, проживающих на территории муниципальных образований <12>.
Статья: Поощрение муниципальных образований: понятие и сущность
(Нигметзянов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<34> Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е. Самообложение как форма организации граждан // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 1. С. 30.
(Нигметзянов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<34> Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е. Самообложение как форма организации граждан // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 1. С. 30.
Статья: Особенности правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Относительно схода граждан следует отметить, что данная форма представляет исследовательский интерес в сфере бюджетного права, поскольку на сходе граждан могут быть приняты решения по вопросу введения и использования средств самообложения граждан <18> (которое, в свою очередь, представляет собой один из механизмов участия граждан в бюджетном процессе). В связи с этим наличие бюджетно-правовых основ реализации данной формы осуществления населением местного самоуправления представляется обоснованным.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Относительно схода граждан следует отметить, что данная форма представляет исследовательский интерес в сфере бюджетного права, поскольку на сходе граждан могут быть приняты решения по вопросу введения и использования средств самообложения граждан <18> (которое, в свою очередь, представляет собой один из механизмов участия граждан в бюджетном процессе). В связи с этим наличие бюджетно-правовых основ реализации данной формы осуществления населением местного самоуправления представляется обоснованным.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных ст. 56 и 56.1 действующего Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - средства самообложения граждан, инициативные платежи);
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных ст. 56 и 56.1 действующего Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - средства самообложения граждан, инициативные платежи);
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Закон (решение) о бюджете устанавливает исключения из рассматриваемого запрета, учитывая случаи, предусмотренные данной статьей БК РФ. Это, например, целевые субвенции и субсидии, целевые иностранные кредиты и бюджетные кредиты, средства самообложения граждан, инициативные платежи, а также отдельные виды неналоговых доходов, предлагаемые к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, и расходы бюджета, осуществляемые в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Закон (решение) о бюджете устанавливает исключения из рассматриваемого запрета, учитывая случаи, предусмотренные данной статьей БК РФ. Это, например, целевые субвенции и субсидии, целевые иностранные кредиты и бюджетные кредиты, средства самообложения граждан, инициативные платежи, а также отдельные виды неналоговых доходов, предлагаемые к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, и расходы бюджета, осуществляемые в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.
Статья: Проблемы регулирования и пути стимулирования уплаты инициативных платежей
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Следует положительно оценить принятие указанных Федеральных законов. Благодаря этим нормативным правовым актам удалось унифицировать различные региональные практики и ввести единый терминологический аппарат. Отдельно отметим введение категории инициативных платежей. Привлекательность данного механизма для физических и юридических лиц объясняется несколькими факторами. Во-первых, инициативные платежи, в отличие, например, от средств самообложения граждан, уплачиваются на добровольной основе. Во-вторых, они имеют целевой характер использования, что обусловливает их полный или частичный возврат плательщику в случае, если инициативный проект не был реализован или при его реализации финансовые затраты оказались меньше ожидаемых.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Следует положительно оценить принятие указанных Федеральных законов. Благодаря этим нормативным правовым актам удалось унифицировать различные региональные практики и ввести единый терминологический аппарат. Отдельно отметим введение категории инициативных платежей. Привлекательность данного механизма для физических и юридических лиц объясняется несколькими факторами. Во-первых, инициативные платежи, в отличие, например, от средств самообложения граждан, уплачиваются на добровольной основе. Во-вторых, они имеют целевой характер использования, что обусловливает их полный или частичный возврат плательщику в случае, если инициативный проект не был реализован или при его реализации финансовые затраты оказались меньше ожидаемых.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)1) средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)1) средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
Вопрос: О получении федеральным органом исполнительной власти средств от АО на реализацию специального инфраструктурного проекта на новых территориях РФ.
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 02-11-09/121284)добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 02-11-09/121284)добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";