Введение моратория на проверки субъектов МСП
Подборка наиболее важных документов по запросу Введение моратория на проверки субъектов МСП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Здесь необходимо напомнить о директивных решениях Правительства РФ, вводящих так называемый мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие решения принимались в целях оградить бизнес от назойливого внимания инспекторов и тем самым поддержать его в условиях пандемии коронавируса в 2020 и 2021 гг. <1> и в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2022 г. <2>. Специалисты из Института проблем правоприменения зафиксировали резкое - в три с половиной раза - сокращение количества плановых и внеплановых (в сумме) проверок в 2020 г. по сравнению с доковидным 2019 г. В 2021 г. наблюдалось восстановление активности органов контроля (надзора) - число проверок выросло по сравнению с 2020 г. в 1,6 раза. За 11 месяцев 2022 г. общее число проверок сократилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Но в общей массе доля внеплановых проверок и количество профилактических мероприятий растут. В некоторых отраслях отмечается подавляющее превалирование внеплановых проверок (в торговле их в 5 раз, а в строительстве - в 43 раза больше, чем плановых) <3>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Здесь необходимо напомнить о директивных решениях Правительства РФ, вводящих так называемый мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие решения принимались в целях оградить бизнес от назойливого внимания инспекторов и тем самым поддержать его в условиях пандемии коронавируса в 2020 и 2021 гг. <1> и в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2022 г. <2>. Специалисты из Института проблем правоприменения зафиксировали резкое - в три с половиной раза - сокращение количества плановых и внеплановых (в сумме) проверок в 2020 г. по сравнению с доковидным 2019 г. В 2021 г. наблюдалось восстановление активности органов контроля (надзора) - число проверок выросло по сравнению с 2020 г. в 1,6 раза. За 11 месяцев 2022 г. общее число проверок сократилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Но в общей массе доля внеплановых проверок и количество профилактических мероприятий растут. В некоторых отраслях отмечается подавляющее превалирование внеплановых проверок (в торговле их в 5 раз, а в строительстве - в 43 раза больше, чем плановых) <3>.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В этот период работа прокуроров по надзору за соблюдением прав предпринимателей была подчинена задаче неукоснительного соблюдения введенного с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. моратория на проведение контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства <13>, который стал ключевым фактором снижения давления на бизнес в условиях пандемии. Факты его несоблюдения выявлялись практически во всех регионах страны. Мораторий продлен и на 2021 г.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В этот период работа прокуроров по надзору за соблюдением прав предпринимателей была подчинена задаче неукоснительного соблюдения введенного с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. моратория на проведение контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства <13>, который стал ключевым фактором снижения давления на бизнес в условиях пандемии. Факты его несоблюдения выявлялись практически во всех регионах страны. Мораторий продлен и на 2021 г.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>введение моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 3 года ведения бизнеса.
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>введение моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 3 года ведения бизнеса.
"Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике"
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)В целях поддержки бизнеса и населения Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)В целях поддержки бизнеса и населения Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
Статья: Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)К первоочередным мерам для стимулирования предпринимательской деятельности в крае респонденты отнесли: введение льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов малого и среднего бизнеса (76,4%), предоставление льготных кредитов и субсидий (74,5%), налоговые каникулы и льготы (50,9%), гранты (43,6%), уменьшение штрафов и смягчение ответственности (43,6%), сокращение правовой регламентации в сфере предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях (36,4%), бесплатные правовые консультации (29,1%).
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)К первоочередным мерам для стимулирования предпринимательской деятельности в крае респонденты отнесли: введение льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов малого и среднего бизнеса (76,4%), предоставление льготных кредитов и субсидий (74,5%), налоговые каникулы и льготы (50,9%), гранты (43,6%), уменьшение штрафов и смягчение ответственности (43,6%), сокращение правовой регламентации в сфере предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях (36,4%), бесплатные правовые консультации (29,1%).